За последний год курьеров то ли в шутку, то ли на полном серьезе в интернете стали считать героями. В условиях пандемии, когда любая вылазка в магазин может стать последней, доставщики еды помогают нам не умереть от голода. Однако их профессия существовала еще до того, как мир изменился.
Фирму для трудоустройства выбирали по принципу — какая больше на слуху. После небольшой дискуссии решили остановиться на Яндекс.Доставке. Среди критических отзывов в Сети — опоздания курьеров, плохой сервис, и даже «Курьер съел мой заказ и мне не вернули деньги».
Как работают курьеры, и может ли заказчик быть уверен, что продукты ему принесут с соблюдением всех санитарных и прочих норм, и не заразят мимоходом коронавирусом? Это и проверил корреспондент Сибдепо.
Быстрое трудоустройство и куча спама
На трудоустройство ушло около часа. В онлайн режиме я заполняю анкету и прохожу небольшое обучение с несложным тестом в конце. В процессе выясняется, что для работы нужно скачать приложение. Именно в нем впоследствии будут приходить уведомления о заказах, а также будет проложен маршрут доставки. Кроме того, курьеры в Яндексе имеют статус самозанятых, поэтому также пришлось зарегистрироваться в «Моем налоге«, чтобы впоследствии выплатить государству причитающееся.
Еще одно приложение, без которого у вас не получиться стать курьером, это Telegram. В процессе трудоустройства вас попросят подписаться на кучу различных групп: от техподдержки для курьеров — до общего чата. В последнем, к слову, сразу нашлись люди, которые помогли разобраться с проблемами на первых этапах.
Но есть также и спорные группы. Так, например, пришлось зайти в отдельный диалог, который существует исключительно для того, чтобы курьер закидывал селфи в начале смены. Как это помогает контролировать чистоту рюкзака, наличие свежей маски и отсутствие температуры, остается загадкой. При этом в ответ на фотографию в течение нескольких минут бот зачем-то спамит вам одно и тоже сообщение.
Курьеры работают с пищей, а следовательно, работодателю нужно предоставить медицинскую книжку. Об этом мне напомнил оператор по телефону. Однако он добавил, что первое время можно работать и без нее.
Соответствующие напоминание пришло также из новостной группы на следующий день. В нем пригрозили, что новые заказы будут ограничены. Сколько именно новый человек может работать без медкнижки, проверить я так и не успел, так как уволился через два дня. Но никаких точных сроков мне, кстати, так и не назвали.
Температуру курьерам в начале смены, кстати, тоже никто не проверяет.
Заветная сумка
После трудоустройства пришла пора идти в офис за снаряжением, которое потом остается у курьера дома. Здесь мне выдали заветную желтую сумку с разделителем внутри и поло такого же цвета в двух экземплярах. Кроме этого, в моем распоряжении оказались с десяток спиртовых салфеток, которыми после каждого заказа нужно протирать рюкзак, а также четыре одноразовые маски.
На вопрос: «И на сколько этого мне хватит» — последовал ответ: «Как закончатся, приходи за новыми». Следуют ли такому девизу все курьеры: неизвестно. Вишенкой на торте стала одна пара хозяйственных перчаток, которые привычней видеть где-нибудь на стройке, нежели в работе с едой.
Подготовка
Начинать смену курьер может лишь на определенных точках старта, указанных в приложении. Одна из них находится в кинотеатре «Космос-Премьер«. Отсюда я и начал свой путь. При этом на выбор дается два способа работы: через плановый и свободный слоты. В первом случае нужно заранее указать время, когда вы выйдете и завершите работу. При этом, если заказов не будет, вам все равно заплатят «минималку» — 75 рублей/час.
Свободные же слоты можно начать и завершить в любое удобное для вас время. Однако тут вы рискуете ничего не заработать. Кроме того, можно выбрать способ передвижения: на машине, мотоцикле, электробайке, велосипеде и пешком. От этого будет зависеть ваш приоритет по заказам и, конечно же, их количество за смену.
В первый день я решил погулять на своих двоих.
В долгий путь?
Первый заказ пришел практически мгновенно. Приложение издает звуковой сигнал, после которого у курьера есть несколько минут, чтобы откликнуться. В противном случае работа уйдет другому человеку.
В итоге карта проложила путь до McDonalds, а таймер начал отчет времени, за которое нужно прийти в ресторан.
Сразу смутило, что отведенных минут на путь давалось на четверть меньше, чем просчитала карта в самом приложении. При этом опоздания бьют по итоговой зарплате. Это, конечно же, не волновало светофор на последнем перекрестке, который и помешал добраться до пункта назначения вовремя. Однако впоследствии почти всегда была небольшая фора.
На месте меня попросили протереть рюкзак и подождать, пока заказ приготовят. В это время зашел еще один курьер из Яндекс.Еды. Мы переглянулись, и на этом наше увлекательно общение закончилось.
В какой-то момент девушка на кассе посмотрела в нашу сторону и назвала четырехзначное число. Секундой позже мой «коллега» с желтой сумкой объяснил, что это, вероятно, последние цифры моего заказа. Я поблагодарил его и отправился в путь к заказчику.
В целом поначалу никаких сложностей не возникло. Пришел в ресторан, назвал последние цифры заказа, протер сумку, забрал еду и двинулся к клиенту. Однако уже через полтора часа интенсивной ходьбы с непривычки ноги начали побаливать.
При этом заказы шли один за другим, из-за чего передохнуть удавалось лишь в те недолгие минуты, пока ты ждешь еду в ресторане. По итогу через три часа работы телефон разрядился, я сказал ему «спасибо» и двинулся домой.
За это время удалось завершить четыре заказа. В целом за неполную смену на свободном слоте я заработал 388 рублей и прошел около десяти километров. При этом доход курьера строится из двух частей: платные доставки и чаевые; а также бесплатные для клиента доставки.
Деньги за первую группу приходят уже на следующий день, в то время как выплата за вторую осуществляется раз в неделю по средам. В разных городах тарифы для курьеров отличаются, в Кемерове, к примеру, они выглядят так:
Кстати, Кемерово входит в группу городов, где курьеры Яндекс.Еды получают меньше всех.
Второй заход
На этот раз я решил арендовать велосипед — своего в наличие не было. К тому же у Яндекса есть партнерские соглашения, благодаря которым курьеры могут купить или арендовать транспорт со скидкой. Однако, как рассказали в общем диалоге, наш город такие предложения обошли стороной, поэтому пришлось брать велосипед по обычной цене в пункте проката.
На двух колесах развозить заказы оказалось значительно быстрее и приятнее. Хоть и дистанции стали больше, на велосипеде это особо не почувствовалось. При этом езде сумка не мешает, а если знать город, то и в телефон не нужно постоянно подглядывать, чтобы сверить маршрут. Однако через пару часов все равно начинаешь уставать.
Заказы, как и в первый день, шли без перебоев, поэтому времени на отдых почти не было. Конечно, в системе предусмотрен перерыв, но воспользоваться им я не успел.
По пути несколько раз встречались курьеры с другим цветом одежды. К счастью, негласной борьбы за территорию между доставщиками нет. Но и словом ни с кем не успел обмолвился, так как зачастую спешил доставить еду, да и мои коллеги, вероятно, тоже.
Тем не менее, в общем чате кто-то рассказал, как в былые времена курьеры Яндекса любили в дождливую погоду зайти, например, в McDonalds, построить там пирамиду из сумок и общаться о всяком, пережидая непогоду.
В этот раз за два с половиной часа удалось доставить пять заказов и заработать 560 рублей. При этом три часа аренды велосипеда обошлись в 400 рублей. Чистая прибыль — 160 рублей.
Работать можно было и дальше, но Бог грома и молний недвусмысленно намекнул, что пора закругляться. А за дождевиком, который можно взять в офисе, я перед сменой, конечно же, не заехал.
Чем обедают кемеровчане?
На самом деле, всяким разным. Так уж сложилось, что два дня подряд я выходил работать в обеденные часы. В это время активизируются голодные офисные клерки. В первый день народ потребовал суши, два авторских вока, гречку, салат и жаровню с говядиной. А один заказ состоял исключительно из трех молочных коктейлей.
На второй день заказы уже стали более объемными. Кроме японской кухни, в моей сумке побывали самса, курник, несколько сэндвичей, шесть салатов, шаурма, различные гарниры и закуски, а также шесть мантов. При этом цена на заказы ни разу не превысила восьмисот рублей.
За две смены я ни разу не получил чаевые, однако не было и конфликтов. В целом люди радуются появлению человека, который принес им что-то вкусное, хоть и не бесплатно.
Если же по вине клиента заказ не удалось передать, то, как говорится в памятке, судьбой блюд из ресторана распоряжается сам курьер.
Один раз передача заказа меня даже позабавила. Я приехал с едой к жилому дому, припарковал велосипед и, зайдя в подъезд, начал подниматься по лестнице. Первой в поле зрения попала небольшая собака, ожидающая чего-то на лестничной площадке неподалеку от открытой двери в квартиру. Далее показался черный пушистый кот, который также стоял в самом подъезде. И уже потом удалось заметить выглядывающую из-за порога девушку. На сколько персон была доставка, я гадаю до сих пор.
Что в итоге?
Устроиться курьером оказалось очень просто. Однако физически неподготовленному человеку на первых порах будет очень тяжело. Ноги устают уже через два часа, поэтому в первые дни замахиваться на восьмичасовой график даже не стоит.
Конечно, система позволяет работать и по 12 часов в день. Но тогда есть высокая вероятность последовать примеру 21-летнего Артыка Орозалиева, который два года назад скончался в Санкт-Петербурге после 10 часов работы с заказами.
И главное. Соблюдение санитарных правил зависит исключительно от курьера. С какой тщательностью ты протрешь рюкзак и все его внутренние стены, руки, насколько серьезно относишься к собственному и здоровью и готов подвергать риску клиента, имея даже небольшое ОРЗ — по большому счету, «сверху» это никак не контролируется. А если ты нуждаешься в деньгах и готов даже с температурой 37,5 бегать по городу с доставкой продуктов, никто, кроме тебя, об этом не узнает.