×

Лицо Кемерова: как новые культурные пространства могут остановить отъезд из города

Сибдепо разбирался, почему мест вроде «Клумбы» и «Редакции» может и должно быть больше.

Кемерово — индустриальный город. Да что говорить, почти любой город Кузбасса — индустриальный. Возникло большинство из них в эпоху глобальной стройки, когда СССР строил предприятия по всей своей территории. В наступившей после развала Союза реальности часть пространства оказалась попросту ненужной.

Пионером в преобразовании индустриальных пространств во что-то иное стал город Москва. «Винзавод» в Мрузовском переулке — это давно не о производстве вина, а в «Гараже» нет мужиков, играющих в домино и глыкающих портвейн (хотя перфомансов, конечно, каких только не бывает). Теперь всё это — центры современного искусства, обслуживающие не материальные, но духовные потребности.

А что Кемерово? Ведь как индустриализация, так и обратный процесс коснулись столицу Кузбасса гораздо сильнее, чем Москву, и пустующих заводских площадей здесь достаточно много. Частично творческие люди уже начали осваивать их в столице Кузбасса: на Карболитовской и прилегающих к ней улицах репетиционные точки и небольшие бары «для своих» начали возникать в середине 2010-х годов. Также в прошлом десятилетии Кемерово накрыла волна антикафе: немногие помнят но в 2013 в городе работали четыре подобных заведения одновременно. Сейчас же в Кемерове открылись два пространства нового формата: «Редакция» и «Клумба».

Устроены они схожим образом: это внутренние дворы, в которых организаторы создали атмосферу уличного карнавала: стены расписаны граффити, над головой — разноцветные флаги. В яркие цвета раскрашены и точки уличного общепита, которые там сконцентрированы.

«Точки общепита — это согласованная аренда, но все они вносят огромный вклад в развитие площадки и почти каждый был с нами со старта проекта. В плюс мы вышли за 1,5-2 года», — рассказал Сибдепо арт-директор «Клумбы» Павел Конев.

Впрочем, по словам Павла, коммерческая выгода от этого проекта никогда не стояла в приоритете. Это место, где можно бесплатно послушать живую музыку, лекцию, или, например, поиграть в стритбол.

«Одним из инициаторов является владелец территории, на которой находится «Клумба», так что даже вопрос аренды для нас не стоит. Это совместный дружеский проект — в первую очередь задуманный как новая локация в творческо-досуговый среде города, и уже потом как коммерция», — поделился он.

Самое ценное в таких локациях — это не то, что на их территории открываются бары и точки с уличной едой. Главное — что они становятся локациями для всё новых городских проектов, которые потенциально делают жизнь местных жителей насыщеннее и разнообразнее. Культурное пространство «Редакция», располагающееся в здании редакции газеты «Кузбасс», стало домом для многих начинаний. Размах у них куда больше, чем у «Клумбы»: на данный момент пространство объединяет около 300 резидентов.

«Мы — платформа для бизнеса, который базируется на основе культуры, не важно, какой. У нас есть шоурумы, бары, общепит, танцевальные классы, спортивные классы, косметика, центр раннего детского развития. Вообще, «Редакция»  — пространство, где творческие бизнесы  дополняют друг друга. Вопрос аренды и сопутствующих расходов перед нами не стоит  по ряду причин «, — рассказал креативный директор «Редакции» Тимур Аминов.

 

При этом помещение под такое пространство можно и арендовать, причём не только у «частников», но и у муниципалитета. Свободные городские площади есть даже в центральной части города, например, на Весенней улице, Октябрьском проспекте и проспекте Ленина. Согласно данным КУМИ Кемерова, на данный момент город сдаёт в аренду 37 помещений, большинство из которых находятся в удовлетворительном состоянии. Естественно, не все они подходят для организации таких пространств, но определённый выбор всё же имеется.

Но главное: как это всё поможет сократить отток населения? Ведь в Кемерове хватает и баров, и театров, все составляющие культуры вроде на месте, но люди всё равно уезжают. И дело не в социальных проблемах: по российским меркам Кемерово — далеко не самый плохой для жизни город. Проблема в том, что ему просто нечем держать людей. У Кемерова нет своего лица.

Возьмём для примера соседний Томск. Да, ему повезло с историческим наследием: 200-летние деревянные дома и каменная архитектура начала 20-го века выделяют Томск на фоне большинства городов Сибири. Однако это не всё, что там есть. Ещё у Томска есть своё лицо: студенческий город, который, кажется, днём всем населением учится, а ночью его половина играет музыку в барах для другой половины. Ещё лучше значение городского флёра видно на примере Петербурга: переехать в Питер — романтическая мечта каждой второй провинциальной девочки, хотя, по меткому выражению Данилы Багрова, Петербург и сам провинция.

Именно поэтому Кемерову необходимо как можно больше движений, пространств, событий хороших и разных. Ведь творческие люди, с одной стороны, постоянно конкурируют, а с другой — очень легко объединяются. И именно они в перспективе могут вылепить лицо Кемерова, которое кого-то отпугнёт, но других заставит остаться, вернуться или даже перебраться в город из другой части страны.

Текст: Алексей Семёнов.
Фото: Сибдепо.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp