«Малый бизнес почти полностью восстановился»: как бизнес пережил коронакризис в 2020-2021 году

Представитель Банка Уралсиб рассказал, как пандемия изменила взаимодействие банков и бизнес-клиентов в России.

5 октября состоялась онлайн-конференция с Заместителем председателя Правления Банка Уралсиб Евгением Абузовым, посвященная теме «Бизнес и банки: партнерство в цифровую эпоху». На ней топ-менеджер, возглавляющий направление работы с корпоративным и малым бизнесом Уралсиба, поделился прогнозами на ближайшее будущее и рассказал, какие проблемы в период пандемии пришлось решать банкам и их клиентам.

Главный тренд 2021 года – цифровизация

По словам Евгения Абузова, самое большое изменение, которое претерпели многие банки в России – переход в онлайн-формат. До наступления пандемии COVID-19 Банк Уралсиб по преимуществу фокусировался на офлайн-модели, когда менеджер работает с клиентом в отделении. Однако коронавирус внес серьезные коррективы.

«От банка, который фокусировался на прямых продажах и все свои усилия направлял на непосредственное взаимодействие менеджера и клиента – мы перешли на омниканальность и цифровое взаимодействие, нашли свои эффективные модели привлечения клиентов и работы с ними, – рассказал спикер. – Сегодня две трети активных клиентов уже не ходят в банк, все их потребности мы закрываем с помощью дистанционного обслуживания. До пандемии было немного страшно менять привычный канал продаж, однако пандемия не оставила выбора, и модель продаж изменилась очень сильно. Но мы поняли, что новой моделью большинство клиентов осталось довольно, и мы очень активно сейчас работаем над тем, чтобы перенести максимальное количество продуктов в дистанционный формат».

Кроме того, в это время у Уралсиба появился новый мобильный банк, а колл-центр стал работать в круглосуточном формате.

Для того, чтобы выпускать качественные продукты еще быстрее, руководством банка было принято решение расширить штат IT-специалистов.

«Теперь мобильным банком пользуется около 30% наших клиентов. Это очень хороший результат. В прошлом году по банкам показатель был около 20% в среднем», — отметил менеджер. – а доля пользователей интернет-банка превышает 98% от общего их числа».

Малый бизнес в России приспособлен к кризисам

Каждый сегмент бизнеса переживал кризис по-своему: крупный, средний, малый бизнес имеют разный запас ресурсов, возможности и потребности, горизонты планирования. Особенно сильно в 2020 году от пандемии пострадал малый бизнес. Однако, как отмечает Евгений Абузов, к настоящему моменту сегмент малого бизнеса почти полностью восстановился, как оказалось – предприниматели в целом приспособлены к различным видам кризисов. По словам банкира, в 2021 году малый бизнес стал закрываться в полтора раза меньше, чем в 2020-м. Кроме того, в этом году наблюдается положительная дельта – предприятий малого бизнеса открывается больше, чем закрывается. Хотя, безусловно, в разных отраслях бизнеса ситуация развивалась по-разному.

«Сейчас мы видим, что довольно большое количество индустрий восстановилась. Я не могу сказать, что мы «раскрутили» нашу кредитную политику и стали реализовать ее более агрессивно. Скорее можно отметить, что большое количество клиентов банка избежали негативных долгосрочных последствий пандемии, и у них есть новые бизнес-модели, по которым их можно кредитовать. В 2021 году кредитование малого бизнеса у нас растет очень большими темпами, по сравнению с 2020 годом мы выросли на 70%, и, думаю, что текущий год мы завершим со 100%-ным ростом к предыдущему. Продажи комиссионных продуктов выросли на 27%», – сказал Евгений Абузов.

Спикер также отметил большой спрос к лизингу, который позволяет гораздо большему количеству клиентов профинансировать свои капитальные затраты, потому что требования здесь менее жесткие чем по кредитам, а также интерес к гарантиям и другим продуктам.

Как бизнесу помогали в пандемию

Банки в 2020 году выступили активными участниками поддержки малого бизнеса. Так, Уралсиб предложил своим клиентам целый комплекс мер, основанный как на государственных, так и на собственных программах поддержки предпринимателей. Наиболее востребованным продуктом в то время была реструктуризация кредитов, которой в то непростое время решила воспользоваться пятая часть всех клиентов, что очень немало.

«Когда началась пандемия, мы решили, что будем более лояльно относиться к кредитуемым клиентам малого бизнеса. Тогда около 20% клиентов от нашего кредитного портфеля пришли за реструктуризацией на 180 дней, а по собственным программам сроки были длиннее. И после 180 дней мы увидели, что практически все клиенты стали платить, и с просрочкой оказалось только около 0,1-0,2% кредитов. Мы видим, что большое количество клиентов избежали долгосрочных последствий пандемии», – рассказал Евгений Абузов

Кроме этого, банк отменял минимальную ставку по торговому эквайрингу, а также, например, предлагал продукты и пакеты с льготными условиями для ряда категорий клиентов.

В 2020 году в банке ожидали всплеск дефолтов в сегменте госзакупок из-за проблем с выполнением контрактов. Тогда разрывались цепочки, задерживались поставки из-за границы, на работу в некоторых отраслях были наложены ограничения. Однако государство лояльно подошло к изменениям условий контракта и продлению сроков, что помогло бизнесу исполнить контракты и избежать дефолтов. В 2021 году малый бизнес еще активнее участвует в госзакупках – количество выданных банковских гарантий за девять месяцев текущего года сопоставимо с общим количеством гарантий в 2020 году.

Отраслевой принцип

Несмотря на сложное положение в 2020 году, многие сферы бизнеса смогли перестроить свои бизнес-модели и предпринять действия, которые помогли в текущем году вернуть им свои обороты. Хотя разные отрасли восстанавливались по-разному.

«Есть индустрии, которые просели, и индустрии, которые выросли, отметил Евгений Абузов. – Например, довольно сильное воздействие пандемия оказала на туриндустрию, где в первые месяцы объем операций упал на 90 с лишним процентов. Мы видели это по эквайрингу, особенно заметным падение в туринндустрии было в первые три месяца. Но потом рынок довольно быстро восстановился за счет того, что люди хоть и стали гораздо меньше ездить за рубеж, но получил развитие внутренний туризм. Так как мы все-таки обслуживаем российский малый бизнес, а не зарубежный, то увидели, что именно российский туризм развился и возможно даже накопил какие-то резервы на случай потенциальных шоковых явлений».

По словам эксперта, есть отдельные отрасли, которые себя чувствуют просто прекрасно. Например, это отрасль продаж автомобилей, производства строительных материалов — здесь сейчас идет колоссальный рост цен. Но есть индустрии, которые пострадали сильнее, это как раз сфера услуг. Она хоть и восстановилась, но, наверное, не до конца. Потому, что изменились модели поведения потребителей, во многих продуктах они перешли из офлайна в онлайн, и заметно, что онлайн сегмент этой сферы растет с точки зрения объемов, а офлайн – как минимум не растет теми же темпами, какими растет онлайн.
Один из главных подходов банка в работе с малым бизнесом – кастомизация и разработка пакетных предложений для отдельных сфер и направлений.

«Мы всегда были универсальным банком и сегодня «собираем» предложения и пакеты для разных отраслей. Потому что потребности медицинской отрасли очень сильно отличаются от потребностей розничной торговли, а потребности производственной компании отличаются от потребностей парикмахерской возле дома. И поэтому здесь скорее важен не запуск новых продуктов, а то, как как мы скомпоновали предложение для какого-то отдельного сегмента. Наши продукты и пакеты востребованы клиентами, значит, это правильный подход», – рассказал топ-менеджер Уралсиба.

Сегодня Уралсиб предлагает новые пакеты услуг, выгодные корпоративным клиентам, которые помогают экономить, получая при этом достаточно большой объем услуг. Один из них – запущенный на текущей неделе пакет «Макс».

«Мы заложили туда довольно большое количество услуг за небольшую стоимость. Нам кажется, что это очень выгодный пакет для малого бизнеса. Для нас он – практически на грани рентабельности, но это интересное предложение для бизнеса, и мы сделали много усилий по изменению своих процессов, чтобы этот продукт запустить», — пояснил Евгений Абузов.

В дальнейшем Банк Уралсиб продолжит развивать дистанционный формат работы и цифровые варианты своих продуктов.

«В сегменте малого бизнеса продолжится тренд на расширение дистанционного формата, переход из офлайн бизнеса в онлайн. Соответственно будем развивать линейку и фокусироваться на продуктах, которые будут востребованы именно этой категорией предпринимателей. Будет расти, в частности, финансирование онлайн бизнеса, предоставление транзакционных услуг для онлайн-бизнеса», — резюмировал эксперт.

Текст: Арина Степанова.
Фото: предоставлено РБК
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp

Комментарии

Рекомендуем