18 апреля в КемГУ собралась огромная толпа желающих принять участие в «Тотальном диктанте». Участники акции разных возрастов и профессий делились друг с другом своими мыслями по поводу сложности текста и будущих оценок. Кто-то был настроен серьёзно (всё-таки диктант на носу!), кто-то смеялся, пришёл ради забавы или за компанию. 450 кемеровчан, в том числе и я, испытывали чувство боязни и одновременно уверенности, что с диктантом получится справиться.
Несколько аудиторий были забиты до отказа. По телевизору крутили проморолики, снятые студентами филфака. Со вступительным словом выступила декан факультета филологии и журналистики Лидия Густовна Ким, пожелав всем участникам удачи. Потом на экране телевизора мы увидели видео с автором текста — Евгением Водолазкиным, который и прочёл своё произведение. После его прочтения мне показалось, что рассказ не такой уж и сложный, к тому же, небольшой по объёму. Ну и как в таком простом тексте под названием «Парк» можно умудриться сделать хотя бы одну ошибку? Рассказ длиной всего в 282 слова — о впечатлениях от игры патефона на поляне парка.
Текст в каждой аудитории читали разные люди, в основном, организаторы приглашают филологов или актёров. В нашей была Наталья Прокопова, директор института театра, профессор кафедры культуры и искусства речи КемГУКИ. Честно говоря, с диктором нам не очень повезло — преподаватель периодически путала частицы, не проговаривала окончания, слишком часто повторяла предложения, тем самым сбивая с толку. По негодующим взглядам товарищей по аудитории я поняла, что не одной мне сложно писать под такую диктовку.
В плане орфографии я была уверена, что пишу правильно, но вот насчёт пунктуации… Были моменты, где можно было поставить или тире, или запятую, или двоеточие. Попробуй тут угадать замысел автора! Худо-бедно с диктантом все справились, сдали работы и с нетерпением ждали результатов. За свой мне было крайне стыдно как филологу и журналисту: я подумала, что написала на тройку, не выше. Для диктанта всё-таки нужны навык и постоянная практика. Достаточно вспомнить последний год школы, где тексты были такими же по сложности, и за редким исключением все диктанты я писала на «отлично». Да что тут говорить — непростым текст показался даже преподавателям русского языка и литературы.
Результаты «Тотального диктанта-2015» огласили 22 апреля. Оказалось, моя оценка не так уж плоха: за 3 пунктуационных ошибки мне поставили «четвёрку».
В Кемерове «отлично» получили только трое, сколько человек получили «четвёрки» — организаторы не говорят, ведь тогда будет понятно, сколько «троек» и «двоек». А их оказалось больше всего. Организаторы не считают постыдным, если кто-то из участников получает неудовлетворительную оценку, но тем не менее не хотят, чтобы большинство участников «Тотального диктанта» окружающие считали безграмотными, ведь в большинстве случаев это не так.
Марина Чабаненко, доцент кафедры русского языка филологического факультета КемГУ «В этот раз писать диктант пришли 450 человек. Но сдают работы далеко не все — некоторые приходят, пишут для себя, а не чтобы получать сертификаты и подтверждение своих знаний. Например, в этом году с мамой пришёл 6-летний мальчик, который писал диктант в своей тетради печатными буквами. Ещё был ветеран ВОВ, который посчитал полезным это мероприятие. Ведь знать и любить русский язык можно в любом возрасте, а то, что в таком диктанте человек не получает «отлично», ни в коем случае не должно отталкивать его. «Тотальный диктант» направлен, в первую очередь, на людей более старшего возраста, которые уже окончили вуз, но снова хотят почувствовать себя школьниками, проверить знания русского языка. Ведь с годами всегда что-то забывается, а знать родной язык — очень важно. Пунктуационных ошибок всегда больше. А вот среди орфографических самыми популярными в этот раз были слова «патефон», «дирижёр», а также слитное/раздельное написание частицы «не». | ![]() |
Мы опросили участников «Тотального диктанта-2015» разных возрастов, чтобы узнать о том, на какую оценку рассчитывают и что получили в итоге. К слову, среди респондентов оказался один из счастливых обладателей высшего балла за «Тотальный диктант-2015».
![]() | Полина Окунева, ученица 3 класса Я понятия не имела, что такое «Тотальный диктант». Меня взяла с собой мама. Сначала думала, что это повлияет на оценки в дневнике и вообще на учёбу в школе. Но когда мама объяснила, что это не так, перестала волноваться. Мы диктанты в школе часто пишем. Но когда я смотрела на мамину работу, которая сидела рядом со мной, мне было непонятно, откуда в тексте взялись некоторые запятые, тире или двоеточия. Думаю, что будет четвёрка или тройка. Мы пойдём на работу над ошибками. Потом мы с мамой пройдём правила русского языка, которые ещё не изучали в школе, например, как расставляются некоторые знаки препинания. Оценка: 2. Количество ошибок: 20 пунктуационных, 14 орфографических. |
Алексей Веденин, студент биологического факультета КемГУ «Тотальный диктант» помогает оценить уровень грамотности, призывает развиваться, изучать родной язык. Именно поэтому я участвую уже третий раз, всегда получал «четвёрку». Что касается моей подготовки по русскому языку, то, считаю, что она на достаточно хорошем уровне. В лицее меня учили одни из лучших учителей русского языка и литературы, благодаря чему у меня остались хорошие знания. Правда, правила русского языка забываются, тем более в университете нет такого предмета. В этот раз текст, честно говоря, было сложнее в плане пунктуации. В некоторых местах я был не до конца уверен в правильности написания. Я рассчитываю получить не ниже, чем 4. Но, учитывая сложность рассказа, это будет тяжело сделать. Оценка: 3. Количество ошибок: 6 пунктуационных, 1 орфографическая. | ![]() |
![]() | Инна Макаренко, продавец Я хотела сходить на «Тотальный диктант» ещё в позапрошлом году, когда для написания использовали текст одной из моих любимых писательниц Дины Рубиной. Но, к сожалению, обстоятельства сложились иначе. В этом году пришла абсолютно спонтанно: позвала подруга всего за несколько часов до начала. Участвовала в акции, в первую очередь, чтобы проверить себя. Раз появился повод вспомнить правила русского языка, то нужно его использовать, особенно в таких условиях. Сразу поняла, что не сильна в пунктуации. Я с нетерпением жду оценку, думаю, что получу «тройку». В следующем году буду участвовать снова, кроме того, пойду на работу над ошибками. Оценка: 2. Количество ошибок: 13 пунктуационных. |
Светлана Шлотгауэр, Мы каждый год с моей коллегой и подругой ходим писать диктанты, с тех пор, как их начали проводить в Кемерове. Своих учеников, конечно, тоже зовём. И несмотря на то, что они получают в большинстве своём двойки, всегда с удовольствием ходят на «Тотальный диктант». Как учитель, я хочу продемонстрировать любовь к русскому языку, показать, что писать диктант — это не страшно, а также возникает чисто профессиональный интерес. Ведь «Тотальный диктант» — это публичное признание в любви русскому языку. С каждым разом делаем для себя какие-то открытия: попадая в нестандартную обстановку, наш мозг начинает думать, размышлять. В прошлом году за диктант получила 5, но в этот раз, скорее всего, высший балл не получу. Потому что текст был сложнее — в нём есть много знаков препинания, когда можно было поставить и запятую, и тире. Наверное, это будет считаться за ошибку, если мы неверно поняли замысел автора. Оценка: 5. Количество ошибок: 1 пунктуационная. | ![]() |
Текст: Катерина Фролова.
Фото: Сибдепо.