×

Мрачные лабиринты, жутковатые мосты и изумрудное сердце: куда поехать в Кузбассе за острыми ощущениями

Сибдепо продолжает серию материалов о необычных уголках Кузбасса. На этот раз мы отправляемся дальше на юг региона — в район поселка Мундыбаш. Посмотрим на мост «из средневековья», обследуем штольни заброшенного рудника и поднимемся на гору, где стоит уникальный памятник.

Дорогу в Горную Шорию сегодня отлично знают не только горнолыжники и сноубордисты. Сибирская Швейцария, как давно окрестили эти места, пользуется популярностью у туристов круглый год. Все, кто отправляется в Шерегеш, обязательно проезжают мимо поселка Мундыбаш. И напрасно. Не проезжайте мимо! Здесь есть очень интересные локации. А осенью, в золоте листвы, эти места особенно красивы.

Арочный мост

Трасса Новокузнецк – Таштагол подходит к Мундыбашу с небольшого возвышения, так что на въезде открывается красивый панорамный вид — с рекой и золотыми куполами церкви. Но мы вернемся сюда вечером и посмотрим на поселок с другой горы. Сейчас наша задача проехать чуть дальше.

Примерно через 5-6 километров справа у трассы стоит кафе, есть небольшая парковка. Здесь обычно останавливаются рейсовые автобусы. Оставляем машину, переходим на другую сторону дороги и по грунтовке углубляемся перпендикулярно трассе к железнодорожной ветке, чтобы сделать несколько фотографий одного из самых живописных мостов Кузбасса.

Об истории этого моста говорят разное. Кто-то относит его строительство к самому началу XX века, ко временам «Копикуза». Это учреждённое в начале ХХ века акционерное общество, которое владело правом на монопольную разработку многих угольных месторождений в Сибири, в том числе и в Кузбассе.

На самом деле это необычное сооружение, похожее на декорации к фильму о рыцарях и принцессах, несколько моложе. Железнодорожную ветку «Мундыбаш – Таштагол», которая проходит как раз по мосту, начали прокладывать в 1930-х годах. Собственно, тогда и стал активно строиться сам поселок – как важный железнодорожный узел, который обеспечивал вывоз руды с железорудных месторождений.

На прокладке дороги в 1938-1940 годах трудились заключенные Горшорлага. Многие из них были репрессированными – это бывшие дворяне и священники, ученые и раскулаченные крестьяне. Нередко рабочие гибли от голода, болезней и усталости прямо на стройке. Тела не хоронили, а тут же забрасывали щебенкой.

Говорят, что, даже не зная истории моста, особо чувствительные люди мгновенно ощущают какую-то гнетущую энергетику этого места. Или мистическую – кому как больше нравится. Если небо хмурится в тон серым камням облицовки, то действительно сооружение выглядит сурово. Но в солнечный день вода в реке Учулен приобретает легкий изумрудный оттенок, а общая атмосфера становится, скорее, романтической. Тогда и фотографии здесь можно сделать совсем другие. Видите сердечко?

«Река телеутов»

Прощаемся с мостом и едем еще немного по трассе в направлении Таштагола. Но сворачиваем влево рядом с указателем на Мундыбаш. Это еще один заезд в поселок, он идет через гору.

Качество дороги не даст вам разогнаться быстрее 40 км/час, так что неспешно наслаждайтесь видами шорской тайги. Вскоре вправо от асфальта будет уходить гравийка без указателей – это путь в поселок Тельбес. Нам туда.

Небольшой и очень живописный поселок Тельбес располагается в долине одноименной реки. Считается, что ее название переводится на русский язык как «река телеутов». Главная достопримечательность, с которой нам предстоит здесь встретиться – это подвесные мосты. До первого из них можно добраться на машине. Дальше проезд для посторонних закрыт, о чем красноречиво свидетельствует знак «кирпич» и натянутая поперек дороги цепь.

Теоретически можно перейти реку и по первому мосту. Но мы дойдем до следующего, поскольку двигаемся к самой окраине поселка – на заброшенный рудник. Чтобы переправиться на другой берег, придется собрать всю волю в кулак. Людям с боязнью высоты или воды на мосту через Тельбес будет, мягко говоря, не по себе.

Конструкция выглядит жутковато: кажется, что старые деревянные доски не выдержат и обязательно проломятся под ногами. Ржавые перила и «петли», на которых лежит настил, не внушают доверия. А когда мост начинает скрипеть и раскачиваться в такт шагам, хочется зажмуриться и немедленно телепортироваться на сушу.

В отличие от крадущихся по мосту испуганных туристов вроде нас, местные жители и дачники обычно проходят по нему беззаботным бодрым шагом. Привыкли. Зато с другого берега открывается вид практически на всю долину реки, очень красиво.

Изумрудное сердце Тельбеса

Дорога с моста уходит вправо вниз, продолжаем идти вдоль берега. Когда заканчиваются дома, поднимаемся по небольшой насыпи, и вот мы на территории заброшенного Тельбесского рудника.

Здесь можно спуститься к озеру, которое по понятным с первого взгляда причинам прозвали Изумрудным сердцем Тельбеса. Вода действительно имеет яркий оттенок, а в очертаниях затопленного карьера угадывается сердечко. Спуск от тропы к озеру, кстати, довольно крутой.

Глубина рукотворного водоема, по разным данным, от 25 до 84 метров, а на дне якобы покоится вечный ледник. Может быть, поэтому даже в сильную жару вода в озере почти не прогревается, разве что совсем у берега и у самой поверхности. А уж осенью купаться здесь и вовсе не стоит. Так что ограничимся фотографиями.

Страх высоты и глубины мы уже преодолели, впереди – испытание для клаустрофобов. Мы собираемся пройти по заброшенным лабиринтам старого рудника. Если решитесь и вы, то не забудьте фонари и резиновые сапоги, а в идеале – еще и каску.

Внутри скалы

О том, что в Тельбесе есть залежи руды, люди знали еще в позапрошлом веке. Но по-настоящему масштабное освоение железорудного месторождения в этом районе началась в 1930-х годах, вместе со строительством Кузнецкого металлургического комбината в Сталинске, ныне Новокузнецке.

Первую руду здесь добыли в 1932 году. Именно ради ее транспортировки и строилась та самая железная дорога, где стоит арочный мост. Примечательно, что на аглофабрику в Мундыбаш руду доставляли по 7-километровой канатной дороге, очень похожей на горнолыжные подъемники. Только опоры были деревянными, а вместо кабинок с людьми – груженые вагонетки. Но, как пишет геолог Александр Смышляев, уже в 1943 году месторождение было полностью отработано, а затем закрыто.

Сегодня брошенный рудник представляет собой разноуровневую сеть тоннелей. Часть из них давно затоплены, некоторые проходы перекрыты завалами. Но местами можно встретить сохранившиеся элементы крепи или ржавые цепи с анкерами. Озноб пробирает не от холода, а от осознания, что этим пещерам и остаткам бывшего рудника — почти 100 лет.

Высота штольни не везде позволяет передвигаться в полный рост, местами приходится приседать и наклоняться, чтобы не удариться головой о каменистые своды. Вот для чего нужна каска. А без фонарика заходить внутрь категорически нельзя. Даже если в конце тоннеля есть свет, и вам кажется, что всё видно. Потому что в некоторых проходах есть вертикальные шахты. В полумраке можно оступиться и упасть с большой высоты.

Кстати, в этих неуютных пещерах настолько холодно, что лед не тает до середины лета. Хотя снаружи поверхность скалы здорово нагревается на солнце и остается теплой до глубокой осени. Оттого здесь так любят собираться божьи коровки перед зимней спячкой. Еще мы заметили седоголового дятла. Эту птицу редко удается увидеть и тем более сфотографировать – очень уж она не любит соседство с людьми.

Впрочем, люди здесь бывают регулярно. Недалеко от озера есть две небольшие стоянки. Летом по выходным здесь часто можно увидеть палатки. На присутствие человека намекают также «наскальная живопись» и содержимое соседнего оврага…

Паровоз на вершине

Солнце уже клонится к закату, а у нас впереди еще одна, последняя, локация. Но для начала придется вернуться в Мундыбаш. Выезжая с гравийки на поселковую объездную, сворачиваем вправо. Примерно через 900 метров на развилке выбираем левую дорогу. В принципе нужная нам точка есть на картах навигатора, так что промахнуться сложно. От развилки нужно проехать или пройти пешком (мы предпочли второй вариант) еще около 700 метров.

Тропа ведет к вершине горы, которая называется Семафорная. Здесь, на 200-метровой высоте, на небольшой площадке, где летом растет клубника и пасутся коровы, стоит самый настоящий паровоз. Первые эмоции от увиденного трудно передать словами – это смесь восхищения и изумления. Как?! Как 82-тонную махину затащили на такую высоту?

Построенный в 1931 году, этот паровоз почти 60 лет трудился на железной дороге СССР – от Узбекистана до Дальнего Востока. Пока в 1989 году не стал памятником. Установить Э-715.12 на горе предложил местный ветеран-железнодорожник.

Поговаривали, что локомотив доставили на вершину вертолетом, а старики шутили, что на гору специально прокладывали пути, чтобы закатить паровоз. Конечно, это не так. На самом деле локомотив разбирали и поднимали по частям. И вот уже больше 30 лет он возвышается над железнодорожным поселком как бессменный страж.

С горы Мундыбаш видно как на ладони. В лучах закатного солнца он выглядит особенно уютно. А сколько еще в Кузбассе таких обычных с виду поселков, которые на самом деле окружены загадками и интересными историям? Стоит только остановиться и приглядеться. Так что если будете в этих краях – не проезжайте мимо.

Текст: Анна Лаврова.
Фото: Сибдепо/Анна Лаврова
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp