«Со мной могут не согласится ребята, которые в этом лучше разбираются, но из моего опыта, это вообще непредсказуемая штука. У нас были случаи, когда девочки околомодельной внешности, дети цивилизации с маникюром и прической вдруг оказываются максимально подготовленными ко всем условиям. Не ноют, не отстают, и вообще с ними проблем нет.
А бывает, что человек, когда-то служивший в десанте, идёт в поход и не справляется. Его раздражает то, что нужно много идти. Он начинает срываться на группу. Наверно, это связано с несовпадением своих амбиций и реальной действительности. Человек правда физически подготовлен. Он о себе думает, что он Терминатор. А в итоге оказывается, что всё трудно, всё непривычно. Он был готов к чему-то другому, очевидно. Такие ребята обычно психуют на себя. К ним в этот момент лучше не подходить.
Я не думаю, что в походе мы открываем свою истинную сущность. Мы открываем всего лишь какую-то сторону своей сущности. Которую хорошо бы о себе знать. Поход – это длительное перенесение неудобств. То, как ты себя ведёшь в походе, может о тебе сказать, насколько ты сохраняешь любовь к людям в условиях длительных неудобств.
Я водил небольшие детские походы. С детьми какая специфика? Они могут ныть, но они легче переносят моменты, когда им приказывают. Если прикажешь не ныть, взрослый может ответить: «Слышь ты, хочу и буду». А ребенок скажет: «Ладно, не буду ныть».
В отличие от взрослых, дети готовы к ситуациям, с которыми они никогда не сталкивались. Вообще любое обучение представляет собой попадание в такое положение, в котором ты себя чувствуешь некомфортно, тебе стыдно, ничего не понятно, ты вообще не знаешь, что делать. Это первый признак того, что мы учимся чему-то новому. Иногда мне рассказывают: «Мы столько нового узнали, мне так было круто». Вот если тебе было круто и ты прям всё понимал, как оно работает, значит, ничего нового ты не узнал. Настоящее обучение – это дискомфорт. Понимание каких-то новых вещей – это дискомфорт. И дети к такому дискомфорту готовы. А взрослый часто может быть не готов».