«Мы в таком шоке были»: из-за пандемии кузбассовцы остались без отдыха и без денег

Семья пенсионеров больше года не может дождаться от турагентства компенсации за несостоявшуюся поездку. Можно ли вернуть деньги за отменённый тур в условиях пандемии, разбирался корреспондент «Сибдепо».  

Сорванный отпуск

Супруги Ляля Брылёва и Георгий Кузнецов из Осинников никогда не выезжали на отдых заграницу. В конце 2019 года решили: летом полетят в Киргизию, на озеро Иссык-Куль. Скопили денег, оформили путёвку в местном турагентстве. Обратиться в эту фирму посоветовала подруга, которая дважды благополучно пользовалась её услугами. Перелёт и двухнедельное проживание на курорте (со 2 по 16 августа 2020-го) обошлись на двоих в 75 тысяч рублей с «хвостиком».

Кузбассовцы с нетерпением ждали отправления на отдых, надеялись поправить здоровье на термальных источниках. Но в планы вмешался разгулявшийся коронавирус.

«В тот день, когда мы должны были ехать в Новосибирск, чтобы там сесть в самолёт до Бишкека, нам позвонила руководитель турагентства Елена Викторовна. Она сообщила, что поездка отменяется из-за пандемии, и пообещала вернуть деньги. Мы в таком шоке были!», — рассказывает Ляля Брылёва.

«Хождение по мукам»

Обещанных денег пенсионеры не дождались до сих пор. Со слов собеседницы, сначала в турагентстве «кормили завтраками», потом и вовсе стали сбрасывать звонки.

Семья написала заявление в городскую прокуратуру. В надзорном ведомстве посоветовали обратиться к адвокатам, те порекомендовали просить помощи в Отделе МВД. До правоохранителей Ляля Брылёва добраться не успела – попала в больницу. Тем временем дело всё-таки дошло до полиции. Каким образом это случилось, жительница Осинников не знает, но предполагает, что заявление было перенаправлено из прокуратуры. В письме сообщалось, что действия руководителя турфирмы не попадают под уголовную статью, что сама женщина не отказывается возместить затраты – но тогда, когда будет возможность. В этом случае, отметили полицейские, стоит обратиться в мировой суд. Там супруги тоже были, но иск на данный момент не составлен.

«В мировом суде нам тоже посоветовали обратиться к адвокатам, чтобы написать заявление. Юрист попросил за услуги три тысячи рублей. Но мы пенсионеры беж дополнительного заработка, и такая сумма для нас очень существенная», — объясняет Ляля Брылёва.

Что говорят юристы

Женщина готова самостоятельно подготовить иск – был бы образец. Образцы заявлений в судах есть — но не на все случаи жизни, отмечает юрист Евгений Ильченко. А в целом, подчёркивает эксперт, в этой ситуации не всё так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Особенно, если путёвка куплена до 31 марта 2020 года.

Итак, по порядку. Туристская деятельность в нашей стране регламентируется Федеральным законом №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В соответствии со ст.10 между туроператором и туристом (или между турагентом и туристом) должен быть заключён договор. Допускается как письменная, так и электронная форма. Документ должен соответствовать законодательству, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Если в стране или в месте, где находятся туристы (экскурсанты), возникает угроза безопасности их жизни и здоровья, а также опасность причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. Об этом говорится в ст. 14 вышеуказанного закона.

В июле прошлого года правительство утвердило новые правила расторжения туристских договоров и возврата денег. Касаются они тех договоров, которые были заключены до 31 марта 2020 года включительно. Так вот, если поездка не состоялась, туроператор (турагент) обязан предоставить заказчику равнозначный тур, причём не позднее 31 декабря 2021 года. Уведомить клиента о замене путёвки необходимо было до 24 сентября 2020 года. Если туроператор не выполнил это условие, он обязан вернуть деньги не позднее 31 декабря 2021 года. Если клиент своевременно получил уведомление, но отказался от равнозначного тура, он также может рассчитывать на возврат средств, но уже после 31 декабря 2021 года.

«Однозначно ответить на вопрос о порядке и, главное, основаниях защиты прав потребителей в случае с семьёй из Осинников можно только после уточнения деталей – было ли направлено заказчику в срок до 24 сентября 2020 года уведомление о предоставлении равнозначного продукта. Если нет, то потребитель имеет право в судебном порядке получить стоимость оплаченной, но не оказанной услуги, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа в размере 50% от взысканной суммы. Если такое уведомление было направлено, то в иске будет отказано за необоснованностью», — пояснил Евгений Ильченко.

Получить комментарий руководителя турфирмы корреспонденту «Сибдепо» не удалось: беседовать по телефону женщина отказалась.

Текст: Елена Хатова.
Фото: pixabay.com, oir.mobi
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp

Комментарии

Рекомендуем