3 декабря в Кемеровском районе сотрудники ГИБДД помогли кузбассовцу, у которого из-за мороза на трассе заглохла машина. Полицейские проезжали в районе посёлка Лапичево и заметили, что у обочины остановилась иномарка, а водитель открыл капот и пытается устранить поломку. Экипаж ГИБДД выяснил, что мужчина ехал из Анжеро-Судженска в Кемерово, но в машине понизился уровень масла, а запасного с собой не оказалось. В общем, сотрудники полиции пересадили водителя в патрульную машину, отогрели, отвезли до автозаправочной станции, а потом помогли заменить масло.
Но, к сожалению, не всем в нужное время в нужном месте встречаются отзывчивые сотрудники ГИБДД. А следовательно, грустная песня о том, как «в той степи глухой замерзал ямщик» актуальна и в XXI веке. Вот вам очень печальный пример. И ещё один. Кузбасским водителям впадать в ужас не стоит — регион маленький и сильно урбанизированный, безлюдных участков не так уж и много и длинными их не назовёшь. Но врага надо знать в лицо, так что давайте вспоминать, как не пасть жертвой стужи. Самое время: кемеровский Гидрометцентр предупреждает, что сильные морозы продержатся как минимум до конца недели. А пока фиксируют в регионе морозы до -43 °С.
Мы спросили, что делать, чтобы не замёрзнуть в машине, если предстоит дальняя дорога. В отделе пропаганды областной ГИБДД нам рассказали, что самый верный способ не застрять в мороз на трассе – отложить поездки на личном транспорте на дальние расстояния. Если же перенести поездку никак нельзя, то водители должны быть полностью уверены в исправности своего авто, надёжности всех узлов и агрегатов, а также в соответствии погодным условиям используемых техжидкостей. И обязательно проверить зарядку на мобильном.
Но и это ещё не всё. Нужно взять с собой: тёплую одежду, пледы и шерстяные одеяла на каждого пассажира, воду (включая термос с горячим чаем). Полезно будет, если в машине окажется специальный набор предметов, которые помогут в чрезвычайной ситуации: прочный трос, который пригодится, если машина застряла в сугробе, лопата, пара стальных карабинов, полиэтилен длиной 3-5 метров и шириной не менее 1,5 метров, спиртовка, примус и длинные свечи. Пригодится и фонарь, и дополнительный запас топлива (самая обычная связка сухих дров), и топорик.
Если же так получилось, что с машиной что-то случилось на трассе, то вот, что нужно сделать в первую очередь:
- Глубокий выдох – паника и злость не помогут. Покидаем автомагистраль на ближайшем съезде или пытаемся доехать до места отдыха/парковки.
- Если этого сделать нельзя – прижимаемся к правой обочине и останавливаемся.
- Выворачиваем руль вправо. Это делается для того, чтобы при ударе в заднюю часть автомобиль не вылетел на середину проезжей части. Если пришлось остановиться в левой полосе, то и руль выворачивается влево.
- Выйти из автомобиля через правую дверцу. И пассажиры выходить должны тоже через правую сторону. Это всё для безопасности.
- Выставить знак аварийной остановки, но не выходя на проезжую часть.
- Включить «аварийку», оставить включёнными хордовые габариты.
- Позвонить в 112 и подробно рассказать, где находитесь, сколько человек и что случилось. Не нужно пытаться починить поломку – время уйдёт, а результата может не быть. К тому же на трассе это не безопасно. Лучше сразу вызвать эвакуатор, техпомощь или спасателей.
Если помощь придёт быстро
- Если помощь уже в пути, то главная задача – не замёрзнуть самим.
- Укутываемся во все имеющиеся тёплые вещи.
- Пьём горячий чай и ни в коем случае не алкоголь – он приведёт к переохлаждению организма (и множеству ненужных вопросов, а то и проблем).
- Иногда спасением становятся проезжающие автомобилисты.
Если помощь запаздывает
- Иногда на морозе быстро разряжается и мобильный телефон. Если нет power bank, нужно первым делом сообщить родственникам или друзьям о ситуации, чтобы они могли направить помощь.
- Чтобы проезжающие водители могли вас заметить, можно не только выставить знак аварийной остановки, но и обмотать палку яркой вещью и воткнуть её в снег возле машины.
- Важно, чтобы двигатель авто продолжал работать (если он не заглох) как можно дольше: после того, как он заглохнет, машина остывает примерно за 15-30 минут.
- Обязательно нужно проверить, чтобы выхлопная труба не была засыпана снегом, и выхлопные газы не скапливались под днищем авто.
- Если снег прибывает, то нужно периодически выходить из машины и постоянно очищать выхлопную трубу и подветренную сторону автомобиля.
- Обязательно направить обдув на малой скорости на ноги – это позволит поддерживать приемлемую температуру двигателя. И оставить щель на одном из окон.
- Нужно стараться не пить слишком много, чтобы из-за физиологических нужд не пришлось выбираться на мороз слишком часто. Но и совсем не пить тоже нельзя.
- Определите, откуда идёт ветер и эту сторону прикройте полиэтиленом, присыпав лопатой снег до середины дверцы. Так будет теплее внутри машины.
- Двигатель проработает примерно четыре часа и более, если у вас 2/3 бака в 40 литров. Поэтому огромный плюс, если будет запасная канистра топлива.
Если двигатель не работает
- Самое главное — как можно дольше сохранять в машине тепло. Поэтому нужно постараться укрыть двигатель и внешнюю решётку радиатора, чтобы не терять тепло.
- Заклеить окна полиэтиленом, а лопатой набросать до дверных порогов снежный валик, чтобы утеплить днище.
- Можно развести небольшой огонь на улице, но не рядом с машиной. Как рассказали а Агентстве по защите населения и территории Кемеровской области, некоторые автомобилисты сжигают покрышки (но тут «в расход» можно отправить только запаску) или содержимое багажника.
- Если огонь развести не получилось — нужно греться в машине горячим чаем и тёплыми вещами.
- Если обнаружили побледневшие участки тела, их нужно растереть и наложить термоизоляционную повязку, например, из шерстяной ткани.
В областном управлении ГИБДД не ведут отдельную статистику, сколько раз сотрудники Госавтоинспекции помогли автомобилистам. Но за сутки по области в дежурные части поступает более 10 сигналов, а инспекторы оказывают помощь на маршруте патрулирования.
В Агентстве по защите населения и территории Кемеровской области рассказали, что за весь 2018 год сотрудники спасли 53 автомобиля. Причём, основной пик приходится именно на морозы: спасатели чаще всего приходили на помощь в январе, феврале, а этой зимой — в последние несколько дней.
Причём автомобилистов выручают не только сотрудники полиции и спасатели. Так, Сибдепо писал, что за минувшие сутки в Кузбассе дорожники спасли четверых водителей. В трёх случаях в автомобилях замёрзло дизельное топливо, а в одном случае специалисты отбуксировали транспорт.
«Понижение температуры воздуха осложняет обстановку на дорогах Кузбасса, увеличивает риск создания аварийных ситуаций, снижает интенсивность движения. В связи с этим на дорогах региона выставляются дополнительные экипажи ГИБДД. Главная задача инспекторов – оказание помощи водителям и пешеходам. Оперативные меры, предпринимаемые сотрудниками полиции, позволяют сохранять стабильность на дорогах, не допускать увеличения уровня аварийности», — рассказали Сибдепо в отделе пропаганды ГИБДД Кузбасса.
Как рассказали в Агентстве по защите населения и территории Кемеровской области, когда в 112 поступает звонок от автомобилистов в сложной ситуации, операторы распределяют вызовы по районам.
«У нас по области есть несколько частей — Кемеровский, Юргинский, Мариинский, Междуреченский и Таштагольский районы. Если, например, поступает вызов, что на трассе Мариинск — Красноярск замёрзла фура, то на помощь приходят спасатели, которые находятся в этом районе. Они выезжают на место с тепловой пушкой, оборачивают специальной тканью и прогревают двигатель. После этого уже пытаются завести двигатель», — рассказали в пресс-службе ГУ КО «Агентство по защите населения и территории Кемеровской области».
В большинстве случаев сотрудники Агентства отправляются на специальном автомобиле, где есть всё необходимое для оказания помощи, включая тёплое место и горячий чай. Там могут отогреться сразу несколько человек, пока специалисты занимаются транспортом.
Кроме технических сбоев в работе автомобилей, из-за сложных погодных условий существенно увеличивается риск аварийных ситуаций: из-за морозного тумана, смога и клубов пара от стоящего и движущегося транспорта в морозные дни существенно снижается видимость. Поэтому в мороз действует правило «тише едешь – дальше будешь»: следует двигаться с максимально низкой скоростью, а дистанцию и боковой интервал наоборот нужно увеличить.
«Также необходимо заранее снижать скорость движения проезжая мимо остановок общественного транспорта и при подъезде к пешеходным переходам. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, за помощью можно обращаться по телефону дежурной части управления ГИБДД Кузбасса по телефону 718-518 или к любому инспектору ГИБДД, находящемуся в поле зрения», — рассказали в отделе пропаганды областного ГИБДД.
Пешеходам тоже не стоит забывать про плохую видимость и то, что меховые шапки и капюшоны мешают полному обзору дороги. Поэтому следует особенно внимательно оценить дорожную обстановку, прежде чем переходить дорогу. Полезным будет приклеить на тёмную одежду световозвращающие элементы, которые сделают пешехода более заметным для автомобилистов.