У меня здесь категоричная позиция: я делаю максимально эмоциональное кино, его посыл в том, что убивать нельзя. Грамотное и очень натуралистичное использование графики, отснятые вживую бои — это как раз создает страшное и отталкивающее ощущение от войны. Для меня это большая человеческая трагедия. Это серьезное антивоенное кино. Как с точки зрения женщины, так и с точки зрения нормального человека.
Сюжет
Сюжет фильма максимально прозрачен и известен. Режиссёр Константин Максимов взялся снимать кинокартину, основанную на реальных и довольно известных событиях. Этого создатели фильма не скрывают. 1942 год, бой в районе хутора Нижнемитякин Тарасовского района Ростовской области. Экипаж танка «КВ-1» под командованием Семёна Коновалова уничтожил 16 танков, две бронемашины и восемь автомашин. Собственно, весь фильм, если быть точнее – 90 минут, посвящён именно этому подвигу.
Максимов воспроизвёл практически все основные известные факты того боя. Но имел место художественный вымысел, уводящий нас далеко от существующей в 1942 году реальности. Например, Семёну Коновалову на момент совершения подвига было 23 года. А главному герою, исполняющему его роль, только на вид лет 40-45. Второй момент – не было в составе экипажа женщины. А в фильме она есть, ну а куда без неё в слезливом (к сожалению) кино?
Основное достоинство фильма «Несокрушимый», на наш взгляд, в батальных сценах. Рискнём предположить, что именно на них была выделена львиная доля бюджета, который составил аж 300 миллионов рублей. Действительно местами зрелищно, учитывая, что компьютерную графику, по словам создателей, не применяли вообще.
В плане операторской работы мы не увидели чего-то особенного, всё качественно, добротно, но стандартно.
Володя — артист необыкновенного обаяния и органики, и когда мы написали этот сценарий, я просто видела этот типаж. Я видела конкретно и Андрея Чернышова, что он будет Коноваловым. Мы никого не искали. Сразу знали, что Шенкевич — это Василий Седых. Думали про антипода Чернышова — Сережа Горобченко. Тут выбирали, чтобы ансамбль сыграл, и я считаю, что сделали правильный выбор.
Герои
Андрей Чернышов, Владимир Епифанцев, Сергей Горобченко, Олег Фомин, Ольга Погодина, Николай Добрынин – такой актёрский состав заранее внушал доверие. Даже больше – мы практически уверены, что большинство зрителей пойдут смотреть именно на своих «любимчиков».
Наше внимание, конечно, тоже было приковано к ним. Но почему-то наибольшую эмоциональность и душевность мы, как зрители, получили от актёров второстепенных ролей. Тот же Владимир Кочетков или Василий Седых смогли практически довести до слёз. А вот крокодильему рёву Погодиной верить не получается.
Главную роль в «Несокрушимом» режиссёр отвёл Андрею Чернышову. Последний действительно хорош и зрителями любим, но здесь его как будто заставили выйти на съёмочную площадку. Одна и та же мимика, одно и то же выражение лица на протяжении всего фильма. Мы не узнали актёра Андрея Чернышова. Но, вероятно, режиссёр намеренно делал из него именно такого Семёна Коновалова.
Владимир Епифанцев, на наш взгляд, талантливый актёр, как будто вообще съемочные площадки перепутал. Думал, снимают какую-нибудь комедию. Ну или его дурацкими и совершенно неуместными фразами пытались создать атмосферу «между нами пацанами». Не получилось. Герой Епифанцева – наводчик Сиитов выглядит как клоун, а не как «душа компании».
Единственная женщина в кадре Ольга Погодина тоже крепкий «середнячок». Мы знаем, что она может играть лучше и тем сильнее было наше недоумение, когда на большом экране мы видели, как она переигрывает.
Об остальных можно сказать тоже самое. Мы даже не видим смысла описывать их персонажи, потому как они все были созданы по каким-то классическим канонам героев, «плохишей», завистников и так далее.
В общем и целом, конечно, нельзя сказать, что всё не то и всё плохо. Актёры выполнили все формальные требования: были и слёзы, и страх, и истерики, и ненависть, и любовь, и вражда среди «своих». Но после просмотра фильма на ум само собой приходит слово «недожали». Создалось ощущение, что актёров просто собрали и поставили задачу отснять весь фильм за неделю, потому как в их глазах читалось какое-то безразличие к своим героям, а иногда они будто бы издевались над зрителем.
Вывод
За 90 минут зритель мало-мальски понимает, какого нрава Семён Коновалов. До главной битвы мы видим несколько миниподвигов, — в качестве демонстрации крутости командира экипажа. Ну а потом готовому зрителю показывают то, за что Коновалов получил звание Героя Советского Союза. Справедливости ради отметим, что настоящая история героя Коновалова и его экипажа куда более трогательная, чем фильм Константина Максимова. Например, после битвы весь экипаж Коновалова считался погибшим. И герою пришлось с танковым пулемётом по лесам искать дорогу к своим, а потом доказывать, что не верблюд шпион. И лишь после – Звезда героя и почести. А в «Несокрушимом» слишком всё гладко далось.
На наш взгляд, эта военно-историческая драма большей частью ориентирована на людей старшего поколения. Они не избалованы космической компьютерной графикой, какими-то сверхкрутыми кадрами битв, им просто важен сам факт возвращения к событиям Великой отечественной войны. Ну и актёры, которых они любят, в кадре. Эту нашу теорию практически подтвердили в кинотеатре, отметив, что «бабушки про фильм спрашивали».
«Несокрушимый», по нашему мнению, просто ещё один фильм, который будут «крутить» по федеральным каналам за неделю до и неделю после 9 мая. Но встать в один ряд с легендарными фильмами о войне ему не светит. Достойной замены Бондарчуку-старшему по-прежнему не найдено.