×

«Невозможно украсть пять бутылок коньяка потому что кушать хочется»: жесткие факты о тёмной стороне предновогоднего шопинга в Кузбассе

Журналисты Сибдепо узнали у представителей Росгвардии и одной из крупных российских торговых сетей, кто, как и зачем ворует в магазинах. Сколько товара помещается в коляску с ребенком, можно ли сесть за кражу конфетки, и как вычисляют магазинных воришек – в материале Сибдепо.

До Нового года осталось несколько дней. Впереди — самая горячая пора предновогоднего шопинга. В магазинах толпятся покупатели, перед кассами уже выстраиваются очереди с тележками. А ещё, по словам регионального менеджера по обеспечению бизнеса дивизиона «Сибирь» компании «Лента» Сергея Прокопчика – наступил самый пиковый сезон магазинных краж в Сибирском регионе.

Сергей курирует службу обеспечения бизнеса (безопасности) 82 магазинов сети по всей Сибири, в том числе тридцать восемь огромных торговых комплексов, где отлажена единая система борьбы с шоплифтерами (магазинными ворами) и есть своя статистика подобных преступлений. По данным Сергея Прокопчика, всплеск преступлений начинается в конце года, с середины декабря, при том что за год по сети совершается около 6000 краж (по 400-500 в месяц), в декабре доходит до 600 краж в месяц.

В предпраздничные дни большие гипермаркеты с высокой проходимостью и тоннами товаров буквально перед носом – настоящий магнит для магазинных воров всех мастей. Поэтому и кассиры, и охрана – начеку. Чуть что – жмут тревожную кнопку и вызывают Росгвардию, после чего очередной воришка отправляется в полицию.

Часть этих историй потом всплывает в криминальных сводках и новостях. Взять хотя бы эпопею с «сырными ворами», когда несколько мужчин в разных городах Кузбасса с небольшой разницей по времени попались на краже сыра. Но большинство преступлений просто становятся частью обычной статистики. Причём, как отметил замначальника Кемеровского филиала вневедомственной охраны Росгвардии по Кузбассу подполковник Виталий Будников, в Кузбассе с большей вероятностью воры вынесут товар из маленького магазинчика, где один продавец и за кассира, и за охранника, чем из крупного супермаркета.

Виталий Будников, замначальника Кемеровского филиала вневедомственной охраны Росгвардии по Кузбассу:

«Преступники очень чётко отслеживают наличие службы безопасности в магазинах, и «мигрируют» туда, где камер и охраны меньше. Был период, когда за обеспечение безопасности в магазинах, в основном, отвечали продавцы. И резко увеличилось количество вызовов Росгвардии. Причём многие преступления устанавливали уже постфактум: продавцы, спустя час-два по камерам видели, что за пазухой что-то вынесли и спокойно ушли. Зачастую в разных торговых точках воруют одни и те же люди – ходят по разным магазинам до тех пор, пока не попадутся».

Бабки-экстремалки, лже-мамаши и контентмейкеры – кто есть кто в мире клептоманов

Чаще всего норовят стянуть что-нибудь с полок магазина и пронести мимо кассы мужчины. Всё это подтверждается статистикой «Ленты»: из 6000 краж, совершенных за год в торговой сети, только 1800 преступлений совершили женщины. Все остальные попытки краж совершали мужчины. Сотрудники супермаркетов и правоохранители выделяют несколько типажей типичных магазинных воров.

Профессионалы и наркоманы

Итак, больше 60 % магазинных воров — мужчины, и это подтверждённый факт. Сколько из них наркоманы, никто точно не скажет – такой статистики просто-напросто нет. Но намётанный глаз сотрудников магазина и правоохрателей легко вычисляет людей с зависимостью по ряду признаков. И среди магазинных воров таких много.

У этой категории людей мотивация простая: вынести как можно больше товара, тут же «скинуть» с рук, получить деньги – получить дозу. Поэтому вынос продуктов из магазинов для них промысел, и в этом они проявляют огромную изобретательность. Тактика чаще всего такова: пока один отвлекает продавца, другой тащит товар. Чем меньше магазин, меньше камер и охраны – тем выше шанс на удачу. Как рассказал Виталий Будников, очень часто такие «покупатели» набирают много пакетов и просят продавца достать какой-то товар, который лежит далеко: коробку конфет с верхней полки, дорогой алкоголь из-за стеллажа. Пока продавец отвлекается, «покупатели» просто выходят с продуктами.

Самые подлые из этих экземпляров, чтобы лишний раз не «светиться» самим, подтягивают к криминальному промыслу несовершеннолетних и отправляют их промышлять в магазинах.

Несовершеннолетние

Дети в магазинах воруют часто, шумно и по мелочи. Чаще всего – на спор по принципу «Сегодня я, завтра ты, а потом ещё и Андрюху возьмём с собой». К уголовной ответственности их стараются не привлекать: представители торговой сети просто связываются с родителями и ставят в известность ПДН. После чего за спинами у грустных школьников материализуются мамы-папы с большими кошельками, готовые оплатить любой товар, которое их чадо вынесло из магазина.

Впрочем, есть и тревожные факты. Так, были случаи, когда старшеклассники собирали группы ребятишек младшего возраста и давали задание: кто на большую сумму из магазина вынесет, тот получит вознаграждение в 5000 рублей. В итоге в магазин заходили три-четыре группы по 2-3 человека, рассеивались и пытались вынести товар. Позже старшеклассники объясняли, что проворачивали такие схемы ради контента в соцсетях.

Женщины с детьми

Как рассказал региональный менеджер по обеспечению бизнеса дивизиона «Сибирь» компании «Лента» Сергей Прокопчик, встретить молодую маму, у которой вдруг на выходе обнаружился лишний товар, можно часто. Иногда дети сгребают в сумку женщины какую-то мелочь, и заставляют маму краснеть на кассе, иногда женщина сама что-то перекладывает и переставляет в тележке и сумке, попутно управляясь с детьми, а потом не помнит, что и куда дела. В этом чаще всего нет никакого криминала, и сотрудники магазинов к женщинам с маленькими детьми относятся с пониманием.

Но в последние годы начал появляться новый вид магазинных воров. По словам Сергея Прокопчика, хотя бы по одному такому случаю уже было в каждом городе. Когда молодые, не очень молодые, а иногда даже и не мамы заходят в магазин с малышом в коляске и выносят всё, что можно впихнуть в эту самую коляску. А входит туда, оказывается, немало: рядом с младенцем складывают продукты, бытовую химию, прямо под ребёнка подкладывают бутылки спиртного. Рекорд пока что принадлежит женщине, которая в детскую коляску сложила товаров на 30 с лишним тысяч рублей.

Пенсионеры

Большинство людей старшего поколения вполне законопослушны. И всё же есть среди них некоторые, для кого поход в магазин – как охота. Пенсионеры, по словам представителей торговой сети, воруют в магазинах так же, как дети – искренне, с чувством. Вот только не на спор, а ради адреналина и небольшой экономии финансов.

По словам Сергея Прокопчика, несколько таких бабушек есть в разных городах Сибирского региона. Продавцы их уже знают в лицо, ждут подвоха. Когда пенсионерки-клептоманки замечают, что их поймали «с поличным», то очень расстраиваются, но товары оплачивают.

Сергей Прокопчик, региональный менеджер по обеспечению бизнеса дивизиона «Сибирь» компании «Лента»:

«Случаи воровства никак не соотносятся с реальными доходами людей. Мы не можем сказать, что воруют только бедные или малоимущие, или только богатые. Или воруют от голода. Невозможно украсть пять бутылок коньяка, потому что очень кушать хочется. К тому же нашим сотрудникам неоднократно приходилось наблюдать, как какие-то мелочи воруют явно состоятельные люди в хорошей одежде, которые потом уезжают домой на дорогих внедорожниках».

Их все хотят: топ-5 товаров, которые чаще всего воруют в магазинах

Первое место: кондитерские изделия. Спросом у клептоманов пользуются дорогой шоколад, коробки конфет, шоколадные батончики. Такие продукты неприлично удобно помещаются в карман и выносят их без зазрения совести.

Второе место: алкоголь. Алкоголь, в первую очередь элитный, в супермаркетах крадут много и часто.

Третье место: бытовая химия. Особой популярностью пользуются бритвы, кассеты к бритвам, пены для бритья, лосьоны.

Четвертое место: автотовары. Клептоманы в отделах автотоваров чаще всего тянут в карман «вонючки». Те, что промышляет воровством всерьёз, стараются снять с полок «незамерзайки» и автомасла – чтобы быстрее продать.

Пятое место: гастрономия. Выносят из магазинов, так или иначе, разные продукты питания. Но к мясным деликатесам и сыру, особенно сыру, у людей действительно какая-то трудно объяснимая слабость. Из 6000 краж 400 случаев приходится именно на сыр.

Бутылка или жизнь, «водители» и другая внутренняя «кухня» торговых сетей

С таким же завидным упорством, с каким сибиряки пытаются пронести мимо кассы товары из магазина, сотрудники торговых сетей охотятся на воришек. В каждом супермаркете за покупателями следят. Пристально, но незаметно.

Как уточнили представители «Ленты», способы наблюдения со временем совершенствуются. Например, раньше во многих торговых сетях практиковалась работа контролеров в торговом зале. Сотрудники охраны или отдела безопасности гуляли по торговому залу и следили, чтобы посетители ничего не украли. В ход шли различные хитрости – и маскировка под таких же покупателей, и навязчивое внимание к показавшимся подозрительными людям. И даже такие приёмы, как подкладывание белых листков под самые ценные товары (если прилавок резко опустеет, то периферийным зрением будет заметен белый лист). В итоге работа контролёров негативно сказалась на имидже торговых сетей, поэтому от этой практики отказались.

Сейчас покупателей контролируют с помощью видеонаблюдения: в торговом зале расположено множество камер, которые позволяют с разных ракурсов просматривать ряды. За поведением людей следят в режиме онлайн по мониторам. Причём сотрудники перед тем, как приступать к работе, сдают экзамен на «вождение» — они обязаны доказать, что могут заметить, как покупатель взял что-то с прилавка, и проследить за тем, что потом делает потенциальный воришка.

По словам Сергея Прокопчика, «вычислить» по камерам подозрительного человека довольно легко. Если покупатель вдруг начинает оглядываться, смотреть, нет ли рядом других людей, а потом вычислять, где расположены камеры, то почти наверняка он задумал что-то стянуть. Чаще всего такие люди берут приглянувшийся товар и начинают путешествовать по залу в поисках «слепой зоны» камер, где можно незаметно положить приглянувшуюся вещь к себе в сумку, в карман или под одежду. В этот момент за потенциальным клептоманом наблюдают по камерам, а кассир и охрана на входе получают сигнал о том, что покупатель, возможно, попытается вынести неоплаченный товар. И уже на выходе к человеку подходят с вопросом: «Извините, есть ли у вас неоплаченный товар?».

Сергей Прокопчик, региональный менеджер по обеспечению бизнеса дивизиона «Сибирь» компании «Лента»:

«Положить товар в карман — не преступление. Покупатель имеет полное право зайти в гипермаркет и положить товар и в карман, и в сумку. Куда угодно. Что-то отпить, и открыть тоже можно. Главное — заплатить за этот товар на кассе. Мы не имеем права в чём-то подозревать человека».

Как уточнил представитель торговой сети, в случае, если покупатель отказывается показывать, что в сумке, или открыто идёт напролом мимо кассы, сотрудники «Ленты» просто нажимают «тревожную кнопку». Сотрудники Росгвардии приезжают быстро, так что в большинстве случаев преступники даже не успевают далеко убежать.

Пытаться силой остановить буйного клептомана сотрудникам торговой сети запрещено, так как это опасно – в Сибири в этом году уже были случаи, когда пьяные покупатели доставали ножи, пытаясь отстоять сворованные с полок бутылки спиртного.

Кстати, если герметичная упаковка товаров, которые пытались украсть, не нарушена, то после санобработки их возвращают на прилавки. А вот потрёпанные, помятые товары, или то, что упало на пол в процессе кражи, отправляется в утилизацию.

Срок за конфетку

Последний шанс «сохранить лицо» даже с тайком взятой шоколадкой в кармане у магазинных клептоманов выпадает, когда сотрудники торгового заведения осторожно интересуются, нет ли неоплаченных товаров. После вызова Росгвардии окно возможностей значительно сужается. И если неоплаченные товары в карманах и одежде всё же есть, то остаётся только два варианта — «административка» за кражу или полноценная уголовная статья.

Виталий Будников, замначальника Кемеровского филиала вневедомственной охраны Росгвардии по Кузбассу:

«Задача Росгвардии — предотвратить преступление, задержать нарушителя. После этого представитель собственника пишет заявление, берётся справка о стоимости товара. И если стоимость небольшая, то гражданина привлекают по административной статье. В течение года эта «административка» у человека «висит» — её видят работодатели, все службы безопасности при трудоустройстве. Если сумма большая, или же совершено повторное хищение даже на мелкую сумму — то наступает уже уголовная ответственность. При нескольких накопленных эпизодах суд может приговорить уже в реальному лишению свободы. Даже за очень мелкое хищение. У нас уже были такие прецеденты».

По данным представителя «Ленты», именно жёсткая позиция по отношению к людям, пытающимся совершить кражи, помогает в борьбе с преступлениями. Реальные заявления, поддержание обвинения, предъявление исков и, как итог, вполне себе реальные наказания даже за мелкие хищения смогли остановить всплеск по кражам, который произошёл в 2021-2022 году. Когда преступники осознали, что наказывать будут серьёзно, динамика по возбуждению уголовных дел снизилась.

Текст: Екатерина Бухтиярова.
Фото: Елизавета Тилишевская/Сибдепо
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp