Новое «Видение»: в Кемерове начинается международный кинофестиваль

Он стартует уже 13 ноября. В преддверии события Сибдепо поговорил с одним из его организаторов — Алексеем Левиным.

Да, все уже слышали о том, что Кемерово и Новокузнецк хотят сделать городами-миллионниками. Недавно Сибдепо размышлял о том, каким образом возможно этого добиться и возможно ли вообще. Однако даже если пофантазировать, что у городов всё получится, то остаётся вопрос: что делать? В смысле, что делать всей этой огромной толпе людей в нерабочее время?

Если бы этот вопрос был задан хотя бы 6 лет назад, в 2015-м, то у Кемерова нашлось бы, что ответить. В городе проводилась уличная «Детализация», гремел «Фестиваль фестивалей» и периодически заезжал «Музэнерготур». В эпоху пандемии это вспоминается как сладкий полузабытый сон.

Однако кое-что в Кемерове, к счастью, не меняется. 15 ноября стартует четырнадцатый фестиваль короткометражного кино и анимации «Видение», и продлится он практически неделю. Это событие – жемчужина городских мероприятий Кузбасса: работы присылают со всего мира, и география их с каждым годом лишь расширяется. Сибдепо попросил рассказать соорганизатора фестиваля Алексея Левина о том, чем это «Видение» отличается от предыдущих и, конечно же, посоветовать читателям несколько отличных короткометражек.

Что нового?

Каждый год организаторы фестиваля «Видение» отмечают некие новые тенденции, векторы развития в короткометражном кинематографе на основе тех работ, которые на смотр приходят. В этом году количество заявок перевалило за 700. В 2021-м можно выделить следующие особенности.

Первое — обращение молодых российских режиссеров, снимающих короткий метр к актуальной повестке дня. Ещё несколько лет назад отечественные авторы занимались жанровым эскапизмом, абсолютно закрыв глаза на то, что происходит вокруг них и снимая абсолютно отстраненные от окружающей действительности фильмы. В этом году количество тем, которые так или иначе обращаются к реальности, значительно вырос: это и патриархальный шовинизм, и проблемы «новой этики» и даже политические вопросы: здесь иногда смелостью авторов просто поражаешься.

Что не очень хорошо, происходит централизация короткометражного кино. Почти все интересные, значительные, профессионально состоятельные картины делают в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах, конечно, по-прежнему снимают фильмы, и некоторые из них даже очень приличные (например, из Новосибирска и Уфы), но это сейчас выглядит показательным исключением из правил.

Очень сильно порадовало, что в этом году большое количество фильмов было обращено к детской и юношеской аудитории, многие главные герои — дети и подростки. В прошлые годы картин подобной направленности было раз, два и обчелся, а сейчас мы делаем специальную внеконкурсную программу «Куда уходит детство». Потому что хочется зрителю показать массу отличных лент, снятых замечательными режиссерами и с прекрасными детьми-актерами.

В короткометражном кино есть свои режиссеры-звезды. Пока они не ушли в полный метр, любой фестиваль хочет заполучить их новый фильм, и приятно, что «Видение» они стороной не обходят. Несмотря на их молодой возраст при просмотре их работ видишь уже отличительный творческий почерк. Среди таких авторов отмечу, пожалуй, Ивана Соснина, режиссера «Большой восьмерки» и «Интервью» и Ивана Лустина, чей фильм «Срывая голос» был на прошлом смотре. В этом году в заявках есть их новые работы.

И последнее, пожалуй, не отличие, а продолжение обычной тенденции российского короткометражного кино, которую этот год подтвердил в полной мере. Здорово, что самые известные артисты и шоумены не чураются «коротышек» от молодых режиссеров и с удовольствием, часто снимаются в подобных фильмах. В этом году в картинах, присланных на фестиваль, можно увидеть покойного Владимира Меньшова, Александра Гудкова, Андрея Мерзликина, Максима Суханова, Кристину Асмус, Юлию Ауг и многих других известных артистов.

Какие фильмы нельзя пропустить?

До 1 ноября, когда будет опубликована программа смотра, организаторы фестиваля «Видение» не могут называть ленты, в неё прошедшие, но попробую выбрать 5 примечательных заявок, пришедших в этом году. Впрочем, окажутся ли эти фильмы в окончательном списке это ещё вопрос. Конкуренция огромная, картин замечательных много, так что зрители узнают уже об этом только в начале ноября.

«Ку-ку». Картина Светланы Белоруссовой уже победила в этом году на фестивале «Коник» и совсем недавно триумфально выиграла Шукшинский фестиваль в Барнауле. История про молодого биолога Дашу, которая готовится к защите научной диссертации и при этом не пропускает вместе с матерью ночные молитвы, кажется что не обладает слишком большим зрительским потенциалом, но тем не менее от экрана просто невозможно оторвать глаза, вместе с героиней погружаясь в депрессивно-психоделический хаос.

Анимационный фильм Josh O’Caoimh & Mikai Geronimo из Ирландии «Fall of the Ibis King» был в программе Венецианского фестиваля этого года, а совсем недавно получил номинацию на лучшую короткометражную европейскую ленту года. Мрачная история с шекспировскими интонацией и страстью, рассказывающая о зависти и преступлении.

Главная героиня «Inabitavel» ищет своего пропавшего ребенка-трансгендера, открывая для зрителя совершенно нетипичную, «другую» Бразилию, скрытую от туристических глаз. По словам режиссеров ленты Матеуса Фариаса и Энока Карвалью: «Рассказанная история возникла в результате волны насилия, которая в настоящее время опустошает Бразилию, страну с самым высоким уровнем убийств трансгендеров в мире». На фестивален «Сандэнс» этого года, где фильм был в конкурсной программе присутствовавшие на просмотрах были впечатлены не только историей, но и удивительным финалом.

«Feeling Through» это блестящий пример того, как простой историей, без спецэффектов и сногсшибательного экшна можно покорить зрителя и вызвать самые сильные эмоции при просмотре. Встреча на нью-йоркской улице бездомного подростка и слепоглухого человека изменит немного и героев и зрителей, безусловно в лучшую сторону. Картина была в номинации на лучший короткометражный фильм этого года премии «Оскар». Американский режиссер Дуг Роланд кстати в фильме рассказал историю, которая приключилась с ним самим, за несколько лет до создания картины.

«Меерман — единственная надежда села Токтобек-Сай, окруженного водой. На полуострове, не имеющем статуса поселка, проживает 40 семей. Героиня фильма, не имеющий медицинского образования, лечит людей лечебными травами. За 30 лет своего опыта она помогла родить 137 женщинам». Это отрывок из синопсиса неигрового киргизского фильма «Меерман”, ставшего победителем фестивалей «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов» и «Умут». Поразительная история о яркой героине – яркая демонстрация что лучшего драматурга чем реальная жизнь не бывает.

Текст: Алексей Семёнов.
Фото: Алексей Левин VK, сообщество фестиваля "Видение" VK
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp

Комментарии

Рекомендуем