«Франшиза фильм за фильмом теряла привлекательность, но никогда ещё не опускалась так удручающе низко»
Сюжет
Давайте начнём с плюсов, и, к нашему глубокому сожалению, крайне немногочисленных. Наиболее удачный из них – это эпизод из юности Джека Воробья (Джонни Депп). Здесь мы одновременно узнаём, как зелёный Джек разом получил волшебный компас, капитанское звание и полюбившееся нам прозвище. А в качестве бонуса – ещё и горячую любовь со стороны капитана Салазара (Хавьер Бардем) и его команды. Это самый динамичный и яркий момент во всей картине. Ещё довольно интересен корабль Салазара – самая трухлявая рухлядь из всех, что попадались на пути Воробья и его друзей. Зато эта плавучая поленница очень своеобразно идёт на абордаж. А носовая фигура – полноценный член абордажной команды. Ещё отметим несколько вполне удачных шуток от Джека Воробья. Беда в том, что резвится Джек не переставая, а по-настоящему смешной получается от силы каждая пятая его хохма.
К сожалению, это далеко не единственная проблема картины «Пираты Карибского моря: мертвецы не рассказывают сказки». Команда Салазара, вместе с капитаном, практически дословно срисована с головорезов Баробозы из «Проклятия «Чёрной жемчужины»». Впрочем, весь сюжет картины Роннинга и Сандберга – это и есть первый фильм про «Пиратов», лишь с косметическими изменениями. За что тут аплодировать?
История любви, закрученная норвежскими режиссёрами, может впечатлить разве что зрителей из категории «6+». Но у фильма-то «16+»! А старшеклассники, пришедшие на премьеру в «Гринвич», не стеснялись вслух вопрошать «Что за …..?!». Высокое чувство в юных героях нелепо зарождается и совершенно по-идиотски развивается. В сравнении с героями Блума и Найтли – просто стыд. А уж когда пошли выяснения, кто тут чей отец… У «Маски-шоу» в 1985-м было правдоподобнее и за душу брало сильнее.
На протяжении всего фильма преследовало чувство, что не хватает чего-то важного. И уже в самом конце стало понятно чего – фехтования. Сабли, шпаги и тесаки в фильме практически не звенят. И вообще пускаются в ход очень редко. Это в пиратской-то саге! И ладно бы, если бы упор сделали на эпичность, поединки между флотилиями – так ведь и этого нет. Взамен нам дарят несметное количество аттракционов – на зависть любому парку развлечений. «Карусель-гильотина», «гонки на акулах-зомби», «прыжки по бортовым пушкам» и ещё с десяток детсадовских локаций. Кого-то они начнут раздражать сразу, кого-то поначалу повеселят. Но под конец утомят всех без исключения – больно уж их много. А главное – в этой чехарде нет никакой сюжетной необходимости. А цель у неё лишь одна – прикрыть убогость сюжета.
«Джонни Депп продолжает оставаться в центре внимания пятой ленты франшизы. Никакой прелести новизны уже нет. Хуже того. Это напоминает просроченную кашу с личинками паразитов, поданную на корабле, где закончились запасы качественного продовольствия. Но – вы сами выбрали это морское путешествие».
Герои
Великие должны уходить в зените славы – спортивные болельщики поймут. Джонни Депп в последних «Пиратах Карибского моря» — это Кобе Брайант в своём последнем сезоне, Роберто Карлос в махачкалинском «Анжи». Вроде бы и лицо то же самое, и мастерство никуда не делось, а былой феерии нет, и результат плачевен. Джек Воробей из обаятельного и находчивого пирата окончательно превратился в чистой воды клоуна. На события влияет поскольку-постольку, в основном же мелет чушь и жрёт ром. Возможно, худшая роль Деппа. Есть опасения, что разговоры о творческом кризисе культового актёра – не «пустышка».
Если перевод Воробья в разряд шута был режиссёрским ходом, с целью вывести на первый план молодых героев, то он с треском провалился. Девушка из «Бегущего в Лабиринте» и юноша из «Богов Египта» только усугубили провал.
На Карину (Кая Скоделарио) возложили сразу две миссии: полюбить главного героя и защищать права женщин по всей акватории планеты. Но вот что интересно – непримиримая феминистическая позиция не мешает ей вести сексистские диалоги про «борта и корму», а также устраивать лёгкий стриптиз на потеху Воробью. Неубедительная суфражистка получилась. Что касается женских чар, то в неизбежном сравнении с Кирой Найтли Скоделарио проигрывает в одни ворота. Хотя, нет, в номинации «Декольте» новая героиня далеко впереди. Но и только. В компании тинейджеров из «Лабиринта» Скоделарио смотрелась куда убедительнее.
Главный же герой Генри – это позор славного пиратского рода Тёрнеров. Самый «картонный» главный герой, с которыми «Кинопрокат» сталкивался за последние пару лет. Сравнится разве что с самим собой в «Богах Египта». Появление в кадре Орландо Блума (пусть и ненадолго), только подчёркивает его убогость.
С положительной стороны можно отметить только игру Хавьера Бардема в роли мстительного мертвяка Салазара. И то, с оговоркой, что Салазар – это «новый Барбоза». При этом старый Барбоза крутится тут же, только вот совсем сник и превратился в благородного страдальца. Прочие персонажи пятых «Пиратов» упоминания не заслуживают. Вы их всех уже видели. Если не прямо их – то точно таких же. Есть желание – взгляните ещё разок.
«Пора дать франшизе утонуть в пучине океана, дать ей и нам отдых от этой галиматьи».
Лучшую оценку финалу картины дал сам Джек Воробей, наблюдавший это ванильное безобразие в подзорную трубу: «Омерзительное зрелище!». Если два года работы и $230 миллионов потребовались, чтобы поставить такую точку в истории 14-летней франшизы, то возникает вопрос – а нужна ли она была вообще, эта точка? Может быть, следовало не рыпаться, а остановиться на вполне смотрибельной третьей части? В любом случае, хочется, чтобы туманные слова Орландо Блума о том, что «Пираты Карибского моря: мертвецы не рассказывают сказки» — это «мягкая перзагрузка» всей серии остались только словами. Теперь сомнений уже не осталось — пора заканчивать.