Почему СМИ боятся блогеров, в чём фатальная ошибка власти и причём тут «Зимняя вишня»:
итоги сибирского медиафорума
На днях в Новосибирске прошёл II Сибирский медиафорум. Несколько сотен российских журналистов, медиа-менеджеров, представителей различных вузов Сибири и органов власти собрались вместе, чтобы обсудить основные проблемы современных СМИ. Среди спикеров руководители популярнейших в стране медиа, таких как «Интерфакс», «ТАСС», «Русский репортёр», The Village. Ну а главным гостем и активным спикером стал полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло. Он же – идейный вдохновитель проведения и первого и второго медиафорума. Темы в этом году особенно острые, вызывающие массу неудобных вопросов. Например, кто виноват в появлении фейковых новостей? Или почему власти, особенно региональные, совершенно не умеют работать со средствами массовой информации? Из-за чего и почему СМИ так боятся блогеров? II Сибирский медиафорум в цитатах известнейших спикеров.
О фейковых новостях
«От объективности зависит многое. Я могу привести очень много примеров, когда в режиме онлайн подавалась не совсем правильная или неправильная информация, которая потом будоражила людей. Это, например, «Зимняя вишня», то ЧП, которое произошло в Кемеровской области. Совсем недавно, три месяца назад, это наводнение в Иркутской области. И сегодня мы прекрасно понимаем, что люди иногда поддаются этому эффекту».
Сергей Меняйло
Полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе
«Мы стоим сегодня перед угрозой, которая на нас уже накатила и мы с ней боремся. Это угроза фейковых новостей. Я не хотел бы быть алармистом, но у меня есть такое ощущение, что мы буквально стоим на пороге серьёзных драматических, трагических катастроф глобального порядка, связанных с фейковыми новостями. Стоит оговориться, что под фейковыми новостями мы понимаем не чьи-то ошибки, не чьи-то оговорки или описки, а сознательное манипулирование новостями».
Михаил Гусман
Первый заместитель генерального директора ТАСС
«Не кажется ли вам, что социальные сети постепенно дрейфуют фейк-зону?».
Андрей Грачёв
Директор департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ПАО «ГМК «Норильский никель»
«Если сначала дать фейковую новость, то получишь большую цитируемость, потому как фейковая новость – это обычно что-то из ряда вон выходящее. Потом сам же опровергнешь эту фейковую новость и опять получаешь цитирование. Когда ты играешь в честную журналистику и всё по 10 раз перепроверяешь, обращаешься к источникам информации и выходишь с проверенной информацией, то ты теряешь рейтинг».
Александр Куприянов
Академический руководитель программы «Медиакоммуникации» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
«Этот великий информационный век, в который мы вошли, очень опасный, очень замусоренный и очень для нас токсичный век, потому что существующим информационным продуктом отравиться очень несложно».
Михаил Гусман
Первый заместитель генерального директора ТАСС
«Федеральный закон о фейковых новостях не очень работает, потому что наказывает в основном законопослушные СМИ, а блогеры, которые заведомо публикуют ахинею, никакой ответственности по этому закону не несут»
Александр Малькевич
Председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ
«Есть идеал: когда власть формирует повестку дня. Случилось что-то – надо об этом сказать. Всё равно сегодня технологии такие, что в мешке ничего не скроешь. Мгновенная реакция власти должна быть. Она должна признать, что это случилось. Виновата она или нет – другой вопрос. Далее – дать своевременную информацию прежде, чем начнутся вбросы в интернет. Обычно, когда что-то случается, нас ставят в позицию оправдывающихся. То есть, информация уже пошла и только после этого мы начинаем объяснять, что это не так, что совершенно по-другому. А позиция оправдывания всегда проигрышная. Мы тоже это понимаем».
Сергей Меняйло
Полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе
О взаимодействии власти и СМИ
«Власть должна контактировать со всеми представителями средств массовой информации, в том числе с теми, которые имеют своё мнение, виденье процесса. Но! Только с теми, кто являются патриотами своей Родины и которые в своей детальности не ведут к подрыву основ, государства, в том числе власти».
Сергей Меняйло
Полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе
«У нас власть никогда не умела разговаривать с людьми. То есть, технически людей не учили взаимодействовать, разговаривать с большим количеством людей, слышать обратную связь, уметь оперативно реагировать».
Дмитрий Буташин
Проректор РАНХиГС, директор института управления и регионального развития
«За более чем 20 лет моей работы не было и пяти звонков, когда бы мне позвонили и сказали: «Это не ставьте». Был один звонок во время чеченкой войны. Его хорошо помню. Мы тогда дали сообщение о прилете Владимира Владимировича Путина в Чечню до того, как об этом официального сообщили. Но тогда это было из соображений безопасности».
Михаил Гусман
Первый заместитель генерального директора ТАСС
«СМИ стоят между органами власти и людьми. И от того, как власть будет работать со средствами массовой информации, зависит социальное состояние людей. В этом у нас тоже есть проблема. СМИ являются одним из важных источников, где наши граждане черпают информацию. В том числе и о работе органов власти. И тут у нас тоже перегиб: то у нас всё хорошо, то у нас все плохо».
Сергей Меняйло
Полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе

«Закон о запрете курения на балконах – абсолютнейший ляп властей. Началась волна в соцсетях, люди запустили даже флешмоб «Я мы балкон». Это модно сейчас. И только спустя три дня МЧС выдали разъяснение, что штраф будет только тем, чьё курение спровоцировало пожар. Кто властям мешал сразу об этом сказать?».
Александр Малькевич
Председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ
«Всё-таки надо разрешить государственным и общественным СМИ быть достаточно свободными. Не заставлять их работать в ужасном подцензурном формате, а главное – разрешить внутреннюю повестку. На центральном телевидении это сложно пока сделать, но в региональных СМИ возможно».
Виталий Лейбин
Главный редактор журнала «Русский репортёр»
«Задача органов власти – уметь открыто разговаривать. Важна прозрачность того, что делается в органах власти, способность разговаривать со средствами массовой информации, с людьми. Учитывать в своих решениях мнение людей – это то, чего никогда не будет хватать ни одному управленцу из власти ни одной страны мира».
Дмитрий Буташин
Проректор РАНХиГС, директор института управления и регионального развития
«Цель нашего форума – объединить какое-то сообщество. История наша показывает, что когда мы сообща – мы все проблемы можем решать. Это не говорит о том, что кто-то хочет установить контроль над средствами массовой информацией, контроль над информационным потоком. Нет. Когда есть сообщество, то в нём есть единое понимание тех целей и задач, которые нужно решать. В любом сообществе есть определенные моральные и этические нормы, которые члены сообщества соблюдают. Негласно».
Сергей Меняйло
Полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе

«На информационном поле либо ты управляешь информацией либо уже она управляет твоим дальнейшим поведением. Если чуть-чуть упустил губернатор, пресс-секретарь, - догонять очень сложно. Ты вынужден оправдываться, отвечая на запросы».
Михаил Кетько
Заместитель генерального директора АО «Интерфакс»
«Не надо позволять власти понукать собой, использовать в каких-то своих чисто пропагандистках целях. Это должны быть нормальные, профессиональные взаимоуважительные отношения».
Михаил Гусман
Первый заместитель генерального директора ТАСС
«Пока в основной своей массе власть работать со СМИ в том виде, в котором на сегодняшний день существуют средства массовой информации, не умеет»
Дмитрий Буташин
Проректор РАНХиГС, директор института управления и регионального развития
«Мы должны разделить пиар от информации. Мы, органы власти, пытаемся в любом своем действии пропиариться. То есть, основная цель – пиар, а не доведение объективной, правдивой информации до соответствующего социума, до людей. Когда мы что-то делаем, то подразумеваем свой рейтинг, позиции, положительность и так далее. К сожалению, это ошибочный путь».
Сергей Меняйло
Полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе

«У нас действительно нет цензуры. По конституции. И её нет».
Михаил Гусман
Первый заместитель генерального директора ТАСС
О соцсетях и блогерах
«Мы все прекрасно понимаем, что сейчас непростое время для нас всех – для Российской Федерации, для отраслей экономики, для средств массовой информации. Цифровые технологии, которые сегодня всё больше и больше входят в нашу жизнь, диктуют свои условия. Сегодня конкуренцию СМИ составляют соцсети. Интернет пестрит разной информацией, с разными заголовками и порой, в большей степени, эта информация является фейком»
Сергей Меняйло
Полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе

«Все консультанты, и наши и зарубежные, рассказывают о том, что сейчас наступает огромная цифровизация и нужно всем немедленно переходить в интернет, в социальные сети и всё там быстро делать. Это, конечно, правда, но проблема в том, что такие консультанты и коучеры рассказывают про то, что уже произошло. И что будет происходить ещё какое-то небольшое время. В цифровой области есть такая штука, что там быстро всё возникает и быстро всё умирает. И совершенно не факт, что то, во что мы сейчас начнем вкладывать, принесёт нам прибыль, славу или удачу».
Виталий Лейбин
Главный редактор журнала «Русский репортёр»
«Не существует такого понятия в журналистике, как социальные сети, как интернет-журналистика. Это уважаемые новые явления, но, на мой взгляд, это всё не журналистика. Журналистика – это профессиональное и высокоответственное дело, которому надо учиться, которому надо быть преданным, которым надо гордиться».
Михаил Гусман
Первый заместитель генерального директора ТАСС
«Журналистика жила, живёт и будет жить. И никакая соцсеть, новые так называемые медиа, профессиональную журналистику убить не смогут».
Михаил Кетько
Заместитель генерального директора АО «Интерфакс»
«До недавнего времени главной социальной сетью для федеральной журналистики был Facebook, но это уже не так. Сейчас многое перешло в Telegram. В Facebook разворачивается в некоторых темах чудовищная цензура, что, видимо, погубит эту сеть в обозримом будущем».
Виталий Лейбин
Главный редактор журнала «Русский репортёр»
«Есть такое замечательное выражение известного боксёра Майка Тайсона, который говорил: «Всякий боксёр имеет план на бой до тех пор, пока не получит по морде». Так вот, мы практически получили в лоб от цифровых решений. Мы, представители классической журналистики. Но у медиа есть неоспоримое преимущество - возможность добраться до важных и убедительных источников: налоговая служба, антимонопольная служба и так далее. Блогер туда не зайдет. При всём уважении к нему».
Михаил Бергер
Генеральный директор ГК «РУМЕДИА»
«На мой взгляд, мессенджеры и соцсети не являются приоритетными направлениями для коммуникации с читателями. Например, Telegram. Это что-то около новостей. Это слухи, это какие-то версии, домысли. Мы не работаем с такой информацией. Мы предоставляем факты. Другие источники: на YouTube нет текста, в Instagram нет сюжетности. Сегодня блогер говорит об одном, завтра о другом, послезавтра он рекламирует Chanel No 5, а потом он зачем-то рекламирует, допустим, «Норникель».
Мария Колесниченко
Руководитель управления продуктового маркетинга ТАСС
«Ровно в тот момент, когда у нас кончается профессиональная пресса, - мы становимся беззащитными перед непрофессиональным потоком информации. Мне всё равно, где будет профессиональная пресса – в печати или не в печати, она должна быть профессиональной».
Виталий Лейбин
Главный редактор журнала «Русский репортёр»
«Власти последовательно совершили две ошибки в отношении новых медиа: сначала они их недооценили. Я помню те времена, когда говорили: «Какие паблики во ВКонтакте, какие блогеры, вы о чём? Они там порнуху смотрят и котиков лайкают». В какой-то момент власти поняли, что социальные сети становятся чуть ли не более влиятельными, чем какие-то каналы, которые финансируются администрациями. В тот момент они совершили вторую ошибку: сейчас власти работают с новыми медиа, но работают ровно теми же самыми методами, которыми они привыкли работать со старыми СМИ».
Василий Дамов
Представитель Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) в Красноярске
Фото: Максим Киселёв.
info@sibdepo.ru
© 2019