×

«Почему сюда подался? Потому что отмазывали от физкультуры»: альпинисты — о любви к скалолазанью

Дмитрий Петров и Василий Бабинович давние друзья, которые покорили вместе не одну вершину. О смысле восхождений, роли инструктора, важности подготовки и целях на будущее — в нашем интервью.

— Я Петров Дмитрий Сергеевич. А это у нас Василий. Мы занимаемся альпинизмом в городе Кемерово. Именно классическим альпинизмом. Свои силы мы пробовали и в ледолазании.

Василий Бабинович:

Да, например, на чемпионате Кемеровской области «Лед на Кии». Заняли третье место. По сути, со всеми основными видами альпинизма мы знакомы. Если говорить о образовании, то мы электрики, то есть наше образование не связано с нашей деятельностью.

Петров Дмитрий:

Для нас альпинизм изначально был хобби, которое разрослось во что-то большее. Мы сюда в детстве пришли и вот так и остались.

Началось все в 2000-м году. Нас физрук в школе как-то собрал и говорит: «Хотите в походы походить?» Конечно же, мы все обрадовались. В клуб, пришел весь класс! Постепенно ребята стали уходить. Через год человека три осталось. Мы лет 9 прозанимались вместе. Ну, а сейчас все разбежались — кто женился, кто в Москву переехал. Я собственно, почему сюда подался? Потому что тогда отмазывали от физкультуры. Вот.

Первой вершиной, которую я покорил, стали Восточные Саяны. Вершина имени Виктора Алферова. Она была невысокая. Может быть 3000 тысячи метров. Мне тогда было лет 14–15.

Думаю, что для меня это вершина была самой значимой, восхождение на нее было долгим и сложным. Сейчас я понимаю, что я взобрался на нее быстрее всего, по сути, ничего трудного в том не было, но тогда мне так не казалось.

Подъем на самую первую гору занял у меня 5–6 часов. Но в целом, когда вы идете в горы, все зависит от группы, местности, самой вершины, климатических условий, подготовки и т.д. Вы можете на одну вершину из-за акклиматизации забираться достаточно долго по одному из сложнейших маршрутов. А можете по уже проторенному, на котором вы например, уже были, взойти достаточно быстро. Все очень индивидуально, поэтому люди, рожденные в горной местности — они лучше переносят восхождение, чем рожденные на низинах. Это тоже важно.

Василий Бабинович:

Согласен, например, взойти на вершину горы Белуха можно за день и спустится также за день. А у кого-то менее подготовленного подъем и спуск может занять 4–5 дней. Также все зависит и от стиля восхождения. Есть «Альпийский» стиль  — это, когда от подножья и до вершины вы поднимаетесь без остановок. Подобным образом, мы поднимались на Казбек (5000 м.) Сделали одну остановку, переночевали и снова продолжили подъем. Есть стиль восхождения «Гималайский» (установка промежуточных лагерей, постепенный подъем снаряжения, провешивание веревок на маршруте, выжидание погодных окон). На Пик Ленина мы поднимались именно этим стилем, делая остановки в определенных точках.

Вершина горы «Корона» Киргизия — это 5000 метров примерно, оказалась самой высокой за все время моих восхождений. Трудности были разные. Начиная от плохого физического состояния до моральной подготовленности группы к восхождению. Ну и соответственно, погода.

Погода — это самая непостоянная вещь, которая есть в горах. Для примера, в одно из наших восхождений, мы приехали со своей группой, примерно 7 человек на гору «Купол трех озер» (Алтайские горы). Мы почти забрались на самый верх, как погода резко решила, что сегодня не наш день. Начался буран и ничего не видно. Было очень обидно, но пришлось разворачиваться, что поделаешь. Бывает так, что на вершине идет снег, а у подножья дождь.

Дмитрий Петров:

— Когда мы с Василием покоряли пик Свободной Кореи (4777 м.), у меня была очень сильная зубная боль. При этом, мы прошли самый сложный участок, то есть, там, где ледовое покрытие, наклон и т.д. Оставалось где-то 500 метров. В итоге нам пришлось разворачиваться, несмотря на то, что оставалось совсем немного. Как и сказал Василий, трудности бывают разные. От технических проблем до человеческих, даже с психологической точки зрения.

Разница в подъемах на вершину колоссальная. Я бы выделил два основных направления — это: коммерческий альпинизм, то есть, когда, захотел в горы, оплатил тур, приехал и с помощью сопровождающих совершил восхождение. Альплагеря — это отдельное направление. Зачастую, вся подготовка происходит в них.

Василий Бабинович:

—  На самом деле, В России практически все альпклубы закрылись. Наш кемеровский клуб «Восходитель» — один из немногих функционирующих. Разница между участником и инструктором как минимум, в том, что на инструкторе лежит ответственность за других участников. Правильно показать, объяснить и.т.д.

В Кемерове альпинизм развивается не очень хорошо, если сравнивать с советским временем. Работают два альпинистских клуба — это наш клуб «Восходитель» и «Ирбис». Люди приходят, учатся, учувствуют в соревнованиях и ходят в горы. Конечно, не так много как хотелось бы нам, но стоит понимать, что альпинизм это достаточно специфический и экстремальный вид спорта.

Главная проблема новичков в том, что они приходят совсем неподготовленными. А подготовка в этом экстремальном деле очень важна. Большинство трагических случаев происходит из-за отсутствия элементарной подготовки. Всегда стоит помнить, что альпинизм — это экстремальный вид спорта. Сначала обезопась себя, потом сделай безопасной страховку своему партнеру. Еще раз убедись, что все сделал правильно. Вот и весь залог успеха. Все зависит от самого человека.

Этот вид спорта не из дешевых. Средний ценник всего снаряжения может начинаться от 50 тыс. рублей и доходить до 1 млн.  Например, трекинговые ботинки , рюкзак, коврик, спальник, костюм, перчатки, термобелье, и вот ты уже набрал на 40 тыс. рублей, а если подъем технический, то нужно закупиться еще и специальным оборудованием. Повторюсь, все зависит от сложности маршрута, подготовки самого участника и от многих других факторов. А если покупать снаряжение от популярных брендов, то выйдет еще дороже.

В будущем нам с Дмитрием, хотелось бы покорить вершину горы Ушба (4710 м.) в грузинском крае. Но пока это только хотелки. Нужно сначала всех собрать, чтобы все были свободны от работы и от забот.

Дмитрий Петров:

— Когда-то мы еще хотели взобраться на гору Хан-Тенгри (7010 м.) на границе Киргизии, но пока отложили в долгий ящик. Кто знает, может и туда пойдем.