×

Подводный пати-бас, высокое давление и реальная опасность: как тренируются кузбасские водолазы

Хотя эти загорелые накачанные мужчины на фотографии хороши почти также, как спасатели Малибу, да и, собственно, спасателями и являются, сталкиваться с ними «по работе» не рекомендуем – это водолазы. Обычно они приходят туда, где случилась беда. И в преддверии купального сезона они начали тренировочные спуски на воду. Для чего нужны такие тренировки и как выглядят поиски на воде – в фоторепортаже Дмитрия Верфеля.

Место для тренировок спасатели-водолазы областного Агентства по защите населения и территорий выбрали максимально удалённое от людей – карьер шахты Волкова. Как уточнили в ведомстве, это не случайно – обычно любая спасательная операция до смерти пугает народ, купальщиков и местные власти, даже если это учения. А ещё – собирает зевак. Карьер от людей подальше, здесь очень глубоко – до десяти метров в глубину, что для водолаза много, а ещё – крутые берега и обрывы. То есть, условия максимально сложные.

А самое главное, здесь уже есть затопленная техника. Дело в том, что по легенде учений водолазам нужно найти затонувший автобус, который слетел в воду с обрыва. И такой автобус уже покоится на дне карьера.

«Автобус несколько лет назад специально затопили в карьере кузбасские дайверы. Предварительно, конечно, технику подготовили, сняли все элементы, которые могут загрязнять воду, а затем опустили на дно карьера. Теперь это местный пункт развлечений и тренировок для дайверов. Мы решили его использовать для своих целей», — рассказал Игорь Сазонов, начальник областной поисково-спасательной службы Агентства по защите населения и территории Кемеровской области.

По словам спасателя, на самом деле ситуация с утонувшим транспортом – не уникальная. Практически ежегодно в Кузбассе кто-нибудь топит свой транспорт в реке. Иногда обходится без жертв, когда, например, автомобиль оставили на крутом пригорке и вылезли из него, а он укатился. Но в таких случаях водолазов не вызывают.

Спасатели начинают работать, когда есть жертвы, а в случае с затонувшим транспортом у человека, находящегося внутри, есть всего две-три минуты, чтобы набраться сил, разбить стекло и попытаться выбраться из салона авто. И чаще всего это не получается. Вот и сейчас по легенде учений спасателям предстоит не только обнаружить, где, собственно, на дне озера находится затонувший транспорт, но и вытащить изнутри и поднять на берег тело погибшего человека. Вместо тела, правда, используют тяжёлый муляж.

«Чтобы достигнуть цели как можно быстрее, спасатели разделились на три группы: одни водолазы спустились с берега и пошли по дну карьера в поисках утонувшего объекта, вторая группа спасателей со специальным оборудованием обследовала водоём на лодке, при этом оборудование с помощью видеокамеры позволяет рассматривать, что происходит на дне карьера. И когда уже автобус обнаружили, его местоположение обозначили буйком. Тогда уже к работе приступила третья группа спасателей, которым нужно было вытащить «тело» на берег», — рассказал Сибдепо Игорь Сазонов.

По словам руководителя ведомства, каждый спасатель в областном Агентстве по защите населения и территорий – это «универсальный солдат», который спокойно пойдёт в огонь, в горы, под обвал и на высоту. А вот в воду пойдут далеко не все – только водолазы, хотя в «свободное» от спусков под воду время они с лёгкостью выполняют работу обычного спасателя.

Как объяснил Игорь Сазонов, собственно, и на фото они выглядят такими физически крепкими, потому что тренировки у водолазов, чтобы не потерять профквалификацию, довольно жёсткие: каждый водолаз должен провести под водой не менее 60 часов и каждый месяц – не менее четырёх часов на дне водоёма, чтобы организм был достаточно натренирован перед спуском под воду.

«Даже погружение на пять метров – встряска для организма, погружение уже на десять метров – серьёзное испытание, где нужна сноровка. Нельзя медлить, нельзя спешить, иначе можно серьёзно повредить организму. Например, лопнет барабанная перепонка. Или из-за перепада давления возникнут проблемы с сосудами. При этом не забывать: главная задача – не подъём и не спуск, а поиск под водой», — рассказал Сазонов.

При этом работа водолаза сложна не только физически, но и психологически: время ограничено, условия – природные, а это значит сложные и непредсказуемые. А так как работать чаще всего приходится на местах трагедии, то есть большая ответственность, ведь на берегу завершения работы водолазов  ждут правоохранители и родственники утонувшего. Как отметил Игорь Сазонов, обычный летний сезон в Кузбассе переживают и остаются в профессии не все водолазы-новички – некоторые уходят после поиска утонувших детей. А те, кто остаются, знают, что снимать стресс помогает, как ни странно, работа.

Как отметили в ведомстве, ежегодно во время летнего и весеннего сезона кузбасским спасателям поступают  десятки заявок на поиск утонувших людей. Чаще всего люди гибнут из-за собственной неосторожности. Сделать отдых кузбассовцев, безопасней, кстати, тоже помогают спасатели-водолазы. И сейчас у них как раз горячая пара: перед началом купального сезона из муниципалитетов сыпятся заявки на обследование водоёмов – перед тем, как люди пойдут купаться, со дна нужно будет поднять опасный мусор.

Текст: Владимир Огурцов.
Фото: Сибдепо/Дмитрий Верфель
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp