×

«Подземтрансмаш»: развитие производства

В Прокопьевске открылось новое производство. Теперь на предприятии «Подземтрансмаш» (входит в состав холдинговой компании «СДС-Маш») будут изготавливаться углесосы, широко востребованные в шахтах, где работа ведется так называемым способом гидродобычи.

В Прокопьевске открылось новое производство. Теперь на предприятии «Подземтрансмаш» (входит в состав холдинговой компании «СДС-Маш») будут изготавливаться углесосы, широко востребованные в шахтах, где работа ведется так называемым способом гидродобычи.

 

Подобное оборудование обеспечивает транспортировку добытого угля из забоя на поверхность. А потому является неотъемлемой и очень значимой составляющей технологического процесса в шахте. А учитывая условия, в которых работает это оборудование, в том числе постоянный контакт с водой и углем, нетрудно догадаться, что отдельные элементы углесосов достаточно быстро выходят из строя. Следовательно, угольщикам необходимо наличие соответствующей ремонтной базы – с одной стороны, а с другой – повышать качество.

Эволюционный путь

Завод «Подземтрансмаш» не только в полной мере удовлетворяет потребности угольщиков в наличии ремонтной базы и высоком качестве своей продукции, но недавно еще и освоил новый вид изделия – углесосы серии

«У 900/90». Кстати, именно эта серия углесосов наиболее востребована на многих предприятиях, где уголь добывается подземным способом.

К организации нового производства машиностроители пришли, что называется, эволюционным путем. Первоначально здесь углесосы этой серии только проходили капитальный ремонт. Точнее, отдельные элементы углесосов. Например, роторы – основная рабочая часть оборудования.

«Востребованность в капремонте углесосов достаточно высокая, – говорит главный технолог «Подземтрансмаша» Владимир Лукашов. – Мы, со своей стороны, предприняли ряд шагов для того, чтобы значительно повысить износостойкость элементов углесосов. Это позволило увеличить сроки работы между ремонтами, что, разумеется, выгодно для предприятий. Для этого на заводе стали применять нанесение на рабочие поверхности упрочняющих покрытий».

Обеспечивать более высокую прочность деталей, которые постоянно подвергаются повышенным нагрузкам, на «Подземтрансмаше» стали двумя способами. Первый предполагает использование порошковой проволоки. Второй – упрочняющих порошков. «Современные технологии выгодно отличаются от использовавшегося ранее метода наплавки электродами сразу по нескольким параметрам», – рассказывает Владимир Лукашов.

Например, если прежний способ – наплавка электродами – производилась при помощи ручной сварки, то наплавка порошковой проволокой осуществляется посредством полуавтоматической сварки. Это позволяет производить работы быстрее и качественнее. Кроме того, метод наплавки порошковой проволокой помогает существенно улучшить условия труда. «При сварке с использованием электродов в атмосферу неизбежно выделяются вредные вещества, – объясняет заместитель начальника конструкторско-технологического отдела завода «Подземтрансмаш» Владимир Карцев. – Они воздействуют на состав воздуха в цехе в целом и дыхательные органы сварщиков в частности. Теперь содержание вредных веществ в воздухе в производственных помещениях удалось значительно сократить. А все потому, что при использовании порошковой проволоки количество вредных веществ гораздо ниже, поэтому и влияние этого метода на окружающую среду значительно меньше».

Меньше ремонтов – выше рентабельность

Второй способ увеличения износостойкости деталей упрочняющими порошками, который обеспечивает поверхностям деталей принципиально новые прочностные характеристики, – совершенно новая для «Подземтрансмаша» технология. Внешне это выглядит следующим образом: на газовую горелку закрепляется специальный бункер, в который помещают порошок. В его состав входят такие химические вещества, в том числе металлы, как углерод, хром, железо, молибден, медь, висмут, кремний и никель. Во время технологического процесса вместе с пламенем горелки упрочняющий порошок попадает на поверхность детали, создавая на ней «защитный» слой, который и позволяет увеличить износостойкость детали, а значит, сократить число ремонтов.

Если учесть, что каждый ремонт, это, во-первых, вывод оборудования из производственной цепочки, а во-вторых, дополнительные затраты, то упрочнение для угледобывающих предприятий – клиентов «Подземтрансмаша» чрезвычайно выгодно. Как утверждают специалисты, после процедуры упрочнения срок службы деталей между ремонтами увеличивается до двух раз. При этом использование упрочняющей обработки приводит к удорожанию ремонта всего на 10 процентов.

«Обе технологии мы будем использовать для обработки деталей, подвергаемых абразивному износу, – продолжает Владимир Фёдорович. – Так, углесосы, которые функционируют в шахтах, работающих по методу гидродобычи, постоянно подвергаются ударам кусков угля. Износу в процессе трения подвержены и различные детали насосов. А потому такие поверхности нуждаются в соответствующем упрочнении».

Теория и практика

Таким образом, можно сделать вывод, что на «Подземтрансмаше» работа с углесосами поставлена на поток, отточены технологии, наработан значительный опыт. Следовательно, открытие полноценного выпуска углесосов серии «У 900/90» стало следующим и вполне логичным этапом развития номенклатурной линейки прокопьевского машиностроительного предприятия.

«Несмотря на то, что отдельные элементы углесосов мы уже давно производим, самостоятельный выпуск такого оборудования потребовал определенных усилий и, разумеется, времени, – рассказал начальник механосборочного участка завода «Подземтрансмаш» Анатолий Пранкевич. – Во-первых, необходимо было разработать соответствующую техническую документацию. Во-вторых, обкатка новой для нас технологии на практике тоже преподносила определенные сюрпризы, поскольку одно дело теория, а совсем другое – практика. Всегда возникают определенные нюансы, которые необходимо учитывать в реальном производстве».

После успешного запуска нового производства заводчане уже рассматривают и просчитывают возможности организации других производств. Так, в планах у главного технолога завода уже стоит разработка технической документации и подготовка еще одного вида продукции, который тоже обещает быть крайне востребованным на рынке – это углесос серии «14УВ6». В настоящее время проведение капитального ремонта и изготовление отдельных элементов этого оборудования на прокопьевском «Подземтрансмаше» уже освоено.

Разумеется, помимо расширения номенклатуры открытие новых производств дает еще один положительный момент – новые рабочие места. Кроме того, увеличивается налогооблагаемая база, а значит, бюджет получает больше денег в виде налогов, что в конце концов положительно сказывается на развитии и социальной сферы.

…Кстати, наглядным примером того, что модернизация производства на заводе идет быстрыми темпами, стал следующий факт: пока специалисты «Подземтрансмаша» рассказывали о новом углесосе, корреспондент обратил внимание, как на одном из участков рабочие снимают транспортировочную упаковку с совершенно новенького станка. На мой вопрос Анатолий Пранкевич объяснил, что в настоящее время собственники вкладывают действительно значительные инвестиции в развитие в том числе и парка заводского оборудования. Все это помогает заводчанам уверенно смотреть в будущее.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp