События последних месяцев ушедшего года показали, что рубль (а большинство из нас зарплату получает в рублях) успехов не демонстрирует. Масса товаров на рынке – импортного производства, и закупают их за валюту. Выходит, цены будут расти. В общем, прогнозы на 2015 год не радужные. О том, что и как подорожает, мы уже писали. Теперь настало время разобраться с тем, как нас вводят в заблуждение маркетологи и научиться делать покупки не сердцем, а умом. Ведь такой подход гораздо лучше отражается на состоянии кошелька.
Редакция Сибдепо озаботилась шатким материальным состоянием соотечественников и решила выяснить, действительно ли нам нужно то, что навязывают торговые сети и производители.
Избыточное потребление
Реклама учит нас, что зубную пасту нудно выдавливать на всю длину зубной щетки. Та же реклама показывает, что одной шипучей таблетки от головной боли будет мало и в стакан нужно закидывать сразу две, а голову шампунем нужно мыть на два раза. Точно такие же сюжеты находят отражение и в дизайне упаковок. Правда в том, что количества зубной пасты размером с горошину для чистки зубов хватает с лихвой, похожее правило действует в отношении бытовой химии, шампуней и множества других товаров.
Лекарства
Таблетки, которые мы покупаем, состоят из действующего вещества и нейтрального наполнителя. Также там присутствуют связующие вещества и т.п., но они уже определяют внешний вид и свойства таблетки. Самый главный компонент – действующее вещество. Как правило, его содержание незначительно, и именно этот компонент определяет эффективность лекарства.
Стоит помнить, что у большинства дорогих лекарств есть более дешевые аналоги, а в основе и дорогих, и дешевых таблеток зачастую лежит одно и то же действующее вещество. Сегодня аптека мало чем отличается от сферы торговли. Аптеки не заинтересованы продавать дешевые препараты, ведь от выручки зависит заработная плата аптечного персонала.
Ценники
Про цены 998,76 рублей знают все, однако магия цифр всё равно работает. Тут нужно просто быть внимательней и почаще напоминать себе, что 998,76 дешевле тысячи рублей лишь на один рубль и 24 копейки.
Кроме того, на наше восприятие влияет цвет ценника. Цены, указанные на желтых ценниках, воспринимаются как более выгодные, потому что желтый цвет создает приветливый и позитивный настрой.
Освещение
В отделах с фруктами и овощами крупные супермаркеты устанавливают освещение насыщенного желтого цвета. Такой «теплый» и яркий свет прекрасно маскирует недостатки овощей и фруктов: недозрелые выглядят вполне спелыми, а гниль и пятна становятся заметны только дома.
Музыка
В маркетинге используется такое понятие как «функциональная музыка». Всё, что нам нужно знать об этом – нами манипулируют с помощью звуков. Если покупка сопровождается приятным звуком, то готовность приобрести товар возрастает на 65 %. Динамичная музыка провоцирует на действие, то есть, пробираясь между рядов кофточек под задорную мелодию, каждый из нас рискует схватить что-то не очень нужное. Обратите внимание на музыку в сетевых магазинах одежды – там она всегда модная и быстрая.
Запах и другие ощущения
В супермаркетах часто стоит сногсшибательный запах свежего хлеба, и чем свежее и вкуснее от этого кажется хлеб, тем более совершенная система ароматизации установлена в этом магазине. Немного цифр: приятный запах на 40 % ускоряет готовность к покупке и на 15 % увеличивает выручку, а приятный вкус ускоряет рост готовности купить продукт на 23 %.
Невежество покупателя
На этом нашем качестве маркетологи уже сделали состояние и не одно. Далеко не все покупатели имеют профильное образование, связанное с пищевой промышленностью, или научную степень по биохимии. Из-за этого производители и пишут на упаковках рапсового масла — «без холестерина», хотя в растительном масле холестерина быть не может в принципе. Вроде не соврали, но восприятие этого масла уже необъективно – будучи уверенными в том, что холестерин — это зло, мы отдаем предпочтение растительному маслу «без него».
Похожая история с соком «без консервантов», в составе которого, тем не менее, есть лимонная кислота. Дело в том, что эта кислота одновременно и консервант, и вкусовая добавка, и регулятор кислотности.
Гормон удовольствия дофамин, который мозг вырабатывает при совершении покупки, стимулирует таким образом наше поведение. Кроме этого, дофамин участвует в закреплении условных рефлексов – как у собак Павлова. Так что магазины делают из нас дофаминовых наркоманов. Это неизбежно, но если подключать к процессу разум и знания, можно совладать с упрямой природой и сэкономить немного денег. А в нынешней экономической ситуации это весьма актуально.
Текст: Иван Тельтевский
Фото: google.images