×

Принять нельзя отклонить: как российские регионы отбились от скандального законопроекта

8 ноября Госдума отклонила законопроект о едином операторе цифровой рекламы.

Накануне Госдума отклонила законопроект, который фактически создал бы в России рекламную монополию. Инициатива встретила единодушное сопротивление без преувеличения всех: от руководств регионов до представителей бизнеса.

Как и почему в России не будет единого рекламного оператора – в материале Сибдепо.

С чего всё началось

Свою недолгую, но яркую жизнь законопроект №160605-8 начал летом 2022 года. Автором внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе» стал замглавы думского Комитета по экономической политике Артём Кирьянов. 8 июля документ был внесен в электронную систему Госдумы, а уже через неделю его без обсуждений приняли в первом чтении.

Логика авторов была в следующем: в России необходимо обеспечить равные условия распространения цифровой рекламы и нивелировать последствия зарубежных санкций. Кроме того, появление «единого оператора» обеспечило бы сохранение «национальной безопасности», так как в существующих условиях государство может утратить оперативный контроль над размещением информации.

Сразу после принятия законопроекта в первом чтении против него выступили все четыре оппозиционные фракции парламента. К ним присоединились представители бизнеса, заинтересованных министерств и ведомств, власти регионов — в том числе Кузбасса.

«Правительством Кемеровской области – Кузбасса в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации направлен мотивированный отзыв на проект федерального закона об избыточности предложенного механизма правового регулирования отношений по размещению цифровых информационных конструкций и электронных объявлений, его необоснованности и способности нанести вред рекламной отрасли и сервисам распространения электронных объявлений в информационно-коммуникационной сети «Интернет»», — отправило отзыв Правовое управление Администрации правительства Кузбасса.

В чем суть «единого оператора»?

Авторы поправок предложили следующий механизм: в России по выбирается единый коммерческий оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений. Он получает полномочия по разработке программного обеспечения, использование которого будет обязательным для всех операторов наружной рекламы. Единый оператор наделяется уникальным правом на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и транспорте, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Кроме того, участвует в разработке и согласовании схем размещения рекламных конструкций во всех регионах РФ.

Единый оператор, по замыслу авторов, получил бы рекламные объекты на срок 30 и более лет без процедуры торгов и без получения разрешений на установку и эксплуатацию. Также он не обязан был соблюдать требования отраслевых техстандартов, включая требования правил дорожной безопасности; текущее законодательство об охране культурного наследия и некоторые положения законодательства о рекламе.

Такой законопроект шёл в разрез не только с Конституцией, экономической логикой и соображениями безопасности, но и с текущим усилиями правительства по дерегуляции хозяйственных отношений в экономике.

Принять нельзя отклонить

Нецелесообразность поправок запустила мощную кампанию сопротивления. За их отмену выступили ФАС, организация малого и среднего бизнеса «Опора России», и АНО «Цифровая экономика», «Яндекс», «СБЕР», фонд «Сколково», Авито. Крайне негативно оценили законопроект власти Москвы, Санкт-Петербурга и многих других регионов. Качественную оценку регулирующего воздействия сделали экономисты МГУ и РАНХиГС. Большой резонанс вызвал также доклад «Минченко консалтинг», предупреждавший о негативных вторичных эффектах законопроекта.

Всего за три с лишним месяца депутатам поступили тысячи обращений. Отметились и сами парламентарии. С самого начала против монополизации рекламы выступили лидеры оппозиционных фракций Алексей Нечаев, Сергей Миронов, Леонид Слуцкий, Геннадий Зюганов, вице-спикера Владислава Даванкова, руководители и зампреды комитетов Валерия Гартунга, Дмитрий Гусев, Станислав Наумов, Сардана Авксентьева, Николай Арефьев, Мария Дробот, Вячеслав Макаров, Антон Ткачев, Владимир Плякин, Денис Парфенов, Николай Будуев, Михаил Романов, Сергей Боярский. В защиту регионов, направивших более 60 негативных отзывов (включая Москву, Санкт-Петербург и Московскую область) выступил и глава профильного комитета Совета Федерации Андрей Кутепов.

Поэтому сроки подачи поправок к законопроекту три раза продлевались, но на Совете Госдумы, когда предполагалось обсудить очередное продление, руководство палаты вдруг предложило вместо этого инициативу отклонить. В итоге законопроект был рекомендован к отклонению по инициативе спикера парламента Вячеслава Володина, который летом обещал учесть интересы всех сторон.

«Руководство Госдумы показало, что у парламента есть субъектность, — отметил глава «Минченко консалтинг» Евгений Минченко, — Что фракция парламентского большинства, несмотря на своё доминирование, готова прислушиваться к разумным доводам со стороны оппозиции и участников рынка. Что голос регионов имеет значение и вес на федеральном уровне». Можно констатировать, что в сложный период СВО законодательная власть старается сохранить динамизм и конкурентную среду в российской экономике, несмотря на лоббистские попытки превратить общественное благо в частную ренту.

8 ноября за отклонение законопроекта Госдума проголосовала единогласно.

Текст: Анастасия Кезина.
Фото: pixabay.com
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp