В преддверие профессионального праздника автомобилистов традиционно ждёт другая знаменательная дата – «день жестянщика». Межсезонье, когда температура то и дело переходит через ноль, всегда становится головной болью для неподготовленных водителей. Как избежать зимних неожиданностей, что необходимо сделать перед выходом на дорогу и как заправляться без вреда для машины – эти вопросы мы задали нашим экспертам: владельцу СТО, автоспортсмену и сети АЗС. Ответы, которые мы получили, по уровню полезности разнятся от самых простых (для «чайников») до довольно специфичных, которыми наши собеседники поделились с высоты своего опыта.
Что важно сделать в первую очередь
Сильнее всего от прихотей погоды в автомобиле страдают именно жидкости. Вернее не они сами, а части машины, которые их содержат. Особенность межсезонья – это не просто холод, а постоянное чередование температур. Последствие ночных заморозков и дневной оттепелью можно лицезреть на дорогах в виде гололедице, однако похоже процессы происходят и внутри автомобиля и его топливной системы.
«Самая распространённая проблема, с которой к нам обращаются – это конденсат. Капельки воды собираются на дроссельной заслонке, в топливной системе, соответственно, если заслонка примёрзла или форсунки залили свечи, то машина уже не заведётся. Перед зимой мы советуем делать замену фильтров и промывку инжектора», – рассказывает Вячеслав Зарубин, директор ООО «Авто Мастер».
Автомеханики советуют следующий порядок действий: промыть инжектор, поменять масла, проверить фильтры и, конечно, «переобуться». О последнем будет чуть позже.
Иными словами, перед наступлением холодов машина должна «дышать» свободно. Местами эту метафору можно воспринимать вполне себе буквально, например, если забит салонный фильтр, то это чревато не только холодом, но и запотеванием окон. А плохой обзор – это уже аварийная обстановка.
То же самое мнение, но с некоторыми дополнениями, выразил и Иван Долгополов, руководитель спортивного направления кузбасского автодрома.
«Нужно понимать, что в холод двигатель испытывает повышенную нагрузку при работе. Это значит, что нужно подготовить мотор к сезонным нагрузкам. В первую очередь необходимо обновить масло и проверить, чтобы его характеристики, например вязкость, удовлетворяли всем требованиями в мороз. Обслуживания требует и система зажигания, для бензиновых двигателей это, как минимум, замена свечей, проверка катушек, проводов и тому подобное. Стоит помнить про аккумуляторную батарею – за ней тоже нужен уход. У автомобилистов есть большое заблуждение, что что аккумулятор заряжается от автомобильного генератора. На самом деле, последний не имеет достаточных характеристик для полноценного заряда аккумулятора. Батарею нужно периодически обслуживать, правильно заряжать и разряжать. В Кемерове этим занимается масса специализированных компаний. Повышенное внимание должно быть к качеству топлива, так как плохой бензин может либо терять свои свойства, либо менять их в худшую сторону. На этом, пожалуй, всё. Сейчас любой современный автомобиль, если он исправен, на морозе будет запускаться нормально», – отметил автоспортсмен.
Когда и во что «переобуваться»
Этот вопрос, во многом индивидуальный. Автомеханики говорят, что сезон идёт уже как вторую неделю, и стоит сменить резину до того, как ляжет снег. При этом, в городе лучше «носить липучку», а в сельской местности – шипы. Иван же советует не ориентироваться на осадки, а отталкиваться от среднесуточной температуры. Если по прогнозу столбик термометра всю неделю будет ниже ноля – значит пора.
«Есть ещё важный фактор – во что переобувать. Многие автомобилисты ориентируются на наличие шипов и глубину протектора – это старый советский пережиток. Зимняя резина имеет срок годности: любая покрышка старше трёх лет с момента выпуска – это уже некондиционная деталь автомобиля. Использовать её опасно. Свойства резины теряются, и не зря во многих странах наличие свежих зимних покрышек – обязательное условие техосмотра. Для себя и своей семьи я придерживаюсь правила, что зимнее колёса ходят максимум три сезона», – подытожил собеседник.
Где заправляться
Касаемо топлива оба специалиста сошлись во мнении, что зимой от того, что залито в бак, зависит очень многое.
«На дизельных двигателях солярка часто бывает не зимняя, а летняя, в итоге: начались морозы, фильтры замерзают, машина глохнет. На большегрузах это очень частая ситуация. Качества топлива кое-где у нас хромает, поэтому нужно смотреть по опыту», – делится Вячеслав.
В выборе заправки эксперты советуют ориентироваться на собственный опыт и доверие к бренду. Беспроигрышный вариант — на АЗС крупных сетей. Однако, в первую очередь необходимо смотреть на паспорт качества топлива.
«Этот документ подтверждает соответствие продукции требованиям технического регламента Таможенного союза и ГОСТа и хранится в открытом для потребителя доступе. При возникновении сомнений в качестве топлива каждый водитель может обратиться к персоналу стации и потребовать паспорт. На документе должна быть печать и свежая дата (не позднее недели). Одна партия 92-го, 95-го бензина и дизельного топлива реализуется на АЗС за 1-3 дня. Если в паспорте указана более ранняя дата – повод задуматься: либо топливо на этой АЗС не пользуется спросом, либо вам предъявили документ на другой товар», – рассказала Сибдепо Надежда Токарева, руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Кузбассе.
Здесь мы вновь вернёмся к теме дизельных двигателей и напомним, что во избежание замерзания летней солярки существуют специальные присадки. Эксперты отмечают, что добавлять такие препараты в уже замёрзшее топливо смысла нет. Безопасно для двигателя можно вливать присадки только пока ещё солярка в жидком виде.
Другой вопрос, когда на АЗС планируют завозить зимний дизель? По словам руководителя сети АЗС «Газпромнефть», переход на зимнее топливо запланирован уже на начало ноября. Подробнее этот вопрос можно уточнить у персонала АЗС или увидеть в паспорте качества. Кстати, маркировка сезонности дизеля обязательно должна быть указана и в кассовом чеке – «Дт-Л» или «Дт-З». Где «З» указывает на зимнее дизельное топливо, а «Л» — на летнее.
Как правильно оставлять машину на улице
В продолжение бензиновой темы мы спросили собеседников – действительно ли есть необходимость оставлять машину в мороз с полным баком?
«Есть физика, согласно которой, конденсат образуется, когда автомобиль остывает после работы и нагрева. В том числе, и топливный насос греет в баке топливо. Когда машина стоит на морозе, то образуется конденсат. Это значит, что влага с улицы конденсируется в воду непосредственно в баке и там же она застывает в мороз. Это может привести к тому, что автомобиль не запустится. Так что, доля истины в этом есть: чем больше топлива – тем меньше вероятность возникновения конденсата», – ответил Иван Долгополов.
«Если бак почти пустой, например, израсходовано 50 литров топлива из 60, свободное пространство заполняют пары топлива и атмосферный воздух, естественная влага из которого при охлаждении превращается в 0,6 грамма воды. Когда бак остынет, вода сконденсируется на стенках и стечет на дно. За три израсходованных бака топлива это составит около 2 миллилитров воды, наличие которой негативно повлияет на работоспособность топливной системы», – рассказывает эксперт из Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета Игорь Князев.
Особенно интенсивно такие процессы идут в межсезонье, когда погода резко меняется. Чтобы обеспечить отсутствие воды в баке и связанных с этим проблем, специалисты рекомендуют дважды в год – весной и осенью – заливать в бак осушитель топлива. Спецжидкость льется по инструкции, перед заправкой до полного бака. Одна банка обычно рассчитана на 40-60 литров топлива. Осушитель связывает воду и безопасно выводит ее из топливной системы вместе с продуктами горения.
Как вести себя на дороге
В завершение мы попросили Ивана сказать пару слов о правилах поведения на дороге. Автоспортсмен рассказал, о чём не следует забывать в межсезонье и напомнил о небольшом «ритуале», который может уберечь вас и ваш автомобиль.
«Есть одно правило, которое используют все опытные автомобилисты. Сейчас покрытие может быть обманчивым: мокро, скользко, подледенело – непонятно. Поэтому выехал с утра, нашёл небольшой прямой и пустой участок, разогнал машину до 15-20 км/ч и нажал тормоз в пол. Перед тем как выезжать в поток, нужно посмотреть, как автомобиль себя ведёт. Естественно нужно увеличивать дистанцию до других машин. Потому что зимняя резина на пока ещё тёплом асфальте, даже если не скользко, обязательно будет увеличивать длину тормозного пути относительно летней покрышки. В общем, нужно держать дистанцию и выбирать скорость так, чтобы в любой момент можно было предотвратить аварию. Все эти действия совершенно верно рекомендует наше ГИБДД», – заключил собеседник.