Два раза в день многим кемеровчанам и гостям города приходится совершать подвиг. Утром нужно найти место парковки возле места работы, вечером – в жилом дворе. С тех пор, как автомобили перестали быть роскошью, а стали средством передвижения, парковка из никого не волнующей темы превратилась в глобальную проблему. Доходит до того, что обладание парковочным местом воспринимается едва ли не бОльшим успехом, чем владение личным автомобилем. Чтобы понять, как обстоят дела с парковкой в кемеровских дворах, корреспондент Сибдепо ранним утром прогулялся по некоторым районам областного центра.
Новая дорога — новые проблемы
Как выглядит Кемерово в четыре часа утра? Туманная дымка, пустые дороги, редкие пешеходы. Но уже через пару часов суета постепенно ворвётся на городские улицы и жители помчатся каждый по своим делам. Но сначала им предстоит решить парковочный ребус и выбраться из своих дворов. Это, порой, очень непросто.
В прошлом году в областном центре построили новую дорогу, которая соединила город Кемерово с Кемеровским районом. Продление бульвара Строителей до Металлплощадки стало важным и долгожданным событием. Однако уже в самом начале стройки оно подверглось критике. Власти скорректировали проект и сократили количество машиномест в каждом парковочном кармане. Это произошло по объективным причинам, однако жители ЖК Верхний бульвар забили тревогу. По мнению кемеровчан, сокращение парковочных мест должно было привести к коллапсу.
Прошло менее года с момента ввода дороги в эксплуатацию. Как паркуются автомобили в этом районе, мы решили проверить в первую очередь. Скрыться в густом утреннем кемеровском тумане автомобилям не удалось. По обе стороны новой дороги выстроились автомобили, сужая полосы для движения.
Минуя этот коридор, заезжаем во двор. На парковке полный аншлаг.
Водителям даже пришлось позаимствовать у пешеходов участки «зебр».
Один автомобиль, грустно наклонившись, словно осознавая свою вину, заехал боковыми колёсами на тротуар. Да так и остался ночевать.
«А что вы хотите? Машину поставить захочешь, не так раскорячишься. Места нет, а парковать нужно как-то», — раздражённо крикнул мужчина, увидев во дворе фотосъёмку.
В другой части двора водители, пользуясь тем, что ночью и ранним утром вряд ли кто захочет выкинуть мусор и воспользовались этим. Со всех сторон автомобили «окружили» заветный свободный участок около мусорных баков, полностью перекрыв к ним подъезд.
Где живут асы парковки?
Далее, мы отправились в микрорайон Южный. Вот где кемеровчане, действительно, проявляют мастерство парковки и чудеса перевоплощения.
Машины не просто стоят вдоль дороги. Они притаились среди деревьев и кустарников на газоне. А во дворах стали полноправными хозяевами тротуаров. Тем, кому не досталось места ни там ни там, не остаётся ничего другого, как «подпереть» ближнего.
«А что вы снимаете? Что происходит? Парковок нет? А что от ваших фотографий их больше станет? Пешеходам уже деваться некуда, автомобили всё заполонили. И ведь каждого можно понять. Но никто проблему не решает. С каждым новым автомобилем ситуация только усугубляется. Просто ужас», — вновь вмешался случайный прохожий.
Особо стоит отметить, мастерство водителей, которые разгадывают весь этот парковочный тетрис, чтобы выехать ранним утром из двора и не задеть чужие автомобили. Ну а если в этот момент на этой дороге встретятся два машины (самое главное, чтобы не три), то придётся решать ещё как минимум две задачи — как разъехаться и как не повредить ни один из автомобилей.
В новостройках зреет глобальная проблема
Всё увиденное, лишь малый пример того, что творится в кемеровских дворах вечером и утром. Как обустраиваются парковки, как рассчитывается их необходимое число для строящихся домов? Корреспондент Сибдепо попытался найти ответы на волнующие вопросы.
В Кемерове в феврале текущего года новосёлами нового строящегося ЖК стали сразу 400 семей. Здесь построят два садика, школу, четырёхполосную дорогу, ТРЦ. Но жители областного центра в благоустройство территории добавили ложку дёгтя. По мнению кемеровчан, в жилом комплексе в самое ближайшее время возникнет проблема с парковкой. Мест для автомобилей не хватит. По информации мэрии Кемерова, в ЖК планируется обустроить 434 парковочных места. А заселить в новый жилой комплекс намерены 1 400 человек.
Тонкости расчёта объяснили в Министерстве строительства Кузбасса. Как пояснили представители ведомства, в Кемерове, как и в других городах региона, для расчёта обеспеченности жителей автостоянками в границах земельных участков жилых домов используются нормативы градостроительного проектирования Кемеровской области. Это 0,8 кв.м. на человека. В соответствии с ними предусматривается создание небольших временных парковок у жилых домов. Количество машиномест, отметили в Минстрое, «рассчитывается исходя из количества проживающих в доме, при этом непосредственно этажность дома не учитывается».
В Минстрое Кузбасса уточнили, что расстояние от парковки до здания рассчитывается в зависимости от количества парковочных мест:
- менее 10 мест: 10 метров от жилого здания;
- менее 50 мест: 15 метров от стороны здания с окнами и 10 без окон;
- а также менее 100 мест: 25 и 15 метров соответственно.
«Открытые стоянки на придомовой территории свыше l00 парковочных мест запрещаются. Такие большие стоянки разрешаются только при условии установки выезда не во двор, а напрямую на уличную дорогу. При этом расстояние до домов должно быть 35 и 25 метров (для фасадов с окнами и торцевой части без окон). Иными словами, согласно санитарным нормам, чем большее количество машиномест предусматривается открытой парковкой, тем дальше парковка должна находится от дома», — пояснили Сибдепо в Минстрое Кузбасса.
В ведомстве также добавили, что способ организации парковок (подземные, рядом с домом или удалённые от дома) определяется проектировщиками при разработке проектной документации жилых многоквартирных домов для застройщиков. Расчёт числа машиномест в соответствии с нормами также осуществляется на этапе проектировании объекта.
Платные парковки и снос гаражей
Однако проблема с парковками возникает не только в новостройках. Ещё острее она стоит во дворах, которые строили десятки лет назад. В то время, когда такого многообразия автомобилей на городских дорогах ещё не было.
Отметим, что ситуация усугубляется ещё и после демонтажа металлических гаражей. Некоторые автомобилисты не занимали территорию во дворе, а отправляли транспортное средство на «личную» стоянку. Однако все гаражные кооперативы, по информации городской мэрии, находятся на территории Кемерова временно. С развитием города металлические сооружения демонтируются. Только за два года в областном центре снесли более 400 металлических гаражей.
В центре Кемерова обозначенную проблему планируется решить с помощью платных муниципальных парковок. Как отметили в мэрии, это направление является частью перспективного плана создания интеллектуальной транспортной системы, реализация которой идёт поэтапно с 2020 по 2024 год.
«В настоящее время вопрос об организации зоны платных парковок в центральной части города прорабатывается специалистами МБУ «ЦОДД»», — рассказали Сибдепо в мэрии Кемерова.
Отметим, что о платных муниципальных парковках власти говорят уже с 2014 года. Главная цель, которая при этом преследуется, — исключение стоянки автомобилей на проезжей части. Благодаря этому повысится пропускная способность дорог, а также увеличится спрос на использование общественного транспорта.
Решить проблему нехватки парковочных мест во дворах собственники жилья могут самостоятельно. Для этого необходимо организовать дополнительные парковочные места в границах земельных участков своих многоквартирных домов. В мэрию регулярно поступают такие обращения. Сделать это можно с согласия жителей. А также при их финансовом участии в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Кемерово». Как отметили в мэрии, за пять лет (с 2017 по 2021 год) благоустроили 431 дворовую территорию. В 2022 году в планах ещё 73.
Ранее корреспондент Сибдепо проверил состояние дорог, которые ремонтировали в рамках проекта «БКД» за последние пять лет. Подробности в нашем Дорогограмме на сайте.