Психология успеха

Кузбасское машиностроение в последнее время активно развивается. В Кемеровской области идет процесс не только модернизации уже существующих производств, но и создание новых.

В канун Дня машиностроителя итоги работы крупного машиностроительного холдинга «СДС-Маш» подвел вице-президент по машиностроительной отрасли холдинговой компании «Сибирский Деловой Союз» Альберт Колесников.

Технология и контроль

– Альберт Иванович, что, на ваш взгляд, наиболее важного происходило в заканчивающемся машиностроительном году в холдинге «СДС-Маш»? – Разумеется, в двух словах этого не скажешь, но если говорить о вещах принципиальных, то стоит упомянуть, может быть, даже не столько производственные показатели, сколько то, как мы постарались выстроить работу на предприятиях «СДС-Маш». Точнее, изменить те подходы, которые существовали прежде. Я имею в виду психологию каждого работника и коллективов в целом. Раньше часто можно было встретить примерно такие рассуждения: мы делаем продукцию не хуже, чем на других предприятиях, значит, у нас все в порядке. На самом деле говорить, что «все в порядке» – далеко не всегда верно. И проблем хватало и хватает. И быть успешным на нашем высококонкурентном рынке можно только при одном условии: делать лучше, гораздо лучше, чем делают наши конкуренты. И, что может показаться кому-то неожиданным, изменить психологию людей, наших работников от рабочих до топ-менеджеров предприятий оказалось не так-то просто. Но делать это было просто необходимо. – А вы можете на конкретных примерах объяснить, как психология работников влияет на то, что делает «СДС-Маш» в целом? – Да, элементарно. Вот, например, взять Рубцовский филиал ОАО «Алтайвагон» (Алтайский край, город Рубцовск. – Прим. автора). Практически с начала года здесь выпуск готового литья заметно снизился. А все потому, что мы стали придирчивее подходить к его качеству. Говоря иначе, то, что раньше могло пойти в работу, теперь беспощадно выбраковывается. И цель тут одна: уйти от возможного брака в эксплуатации уже готовых изделий, тех же железнодорожных вагонов, например, еще на стадии литейного производства. Было очень трудно. И ситуации возникали конфликтные, когда люди считали, что к ним придираются попусту. Но в итоге мы получили то, к чему стремились изначально. Сейчас Рубцовский филиал наконец-то начал наращивать объемы литейного производства. И эта ситуация стала исправляться только месяца два назад. Но ведь стала. Значит, то, что мы делали весь год, было не зря. А секрета тут особого нет. Внесли некоторые коррективы в технологию, внедрили более строгий контроль – вот и все. Но итог какой? Теперь мы уверены, что наши вагоны стали более надежны, а значит, более конкурентоспособны.

Сокращение количества «отцепов»

– Для того чтобы оценить качество вагонов, необходимо отслеживать их во время эксплуатации транспортными компаниями. Каким образом вам удается собирать подобную информацию? – В этом смысле нам повезло, поскольку одним из крупных покупателей наших вагонов является компания «Новотранс». Благодаря тому, что у нас налажены тесные отношения с представителями «Новотранса», мы можем получать всю необходимую информацию, в том числе и претензии по качеству вагонов в оперативном режиме. Кроме того, у транспортной компании работает собственное ремонтное депо. Соответственно, мы получили возможность отслеживать количество так называемых «отцепов», когда подвижной состав по той или иной причине выводится из эксплуатации для ремонта. Вот, например, была еще одна проблема: излом рам у вагонов. И проблема эта характерна практически для всей машиностроительной отрасли России. И тем не менее мы постарались на наших предприятиях ее решить. И стоит отметить, что в этом направлении в 2012 году сделано очень много. Опять же благодаря активному информационному обмену с «Новострансом». – Качество современного производства зачастую тесно связано с вопросами его модернизации. Что в этом смысле делается на предприятиях «СДС-Маш»? – Я уже неоднократно рассказывал о крупных инвестиционных проектах, которые были реализованы в прошлые годы. Но несмотря на это, и сейчас модернизация продолжается. Так, например, на головное предприятие нашего машиностроительного холдинга ОАО «Алтайвагон» (Алтайский край, г. Новоалтайск. – Прим. автора) в этом году были приобретены две роботизированные линии для изготовления люков для вагонов. Их стоимость 25 миллионов рублей. Само собой, что внедрение нового оборудования положительно сказывается на качестве выпускаемой продукции. Однако только на модернизации уже существующих производств работа холдинга в этом году не ограничивалась. В Прокопьевске на нашем заводе «Подземтрансмаш» был запущен совершенно новый цех по сборке 90-тонных карьерных самосвалов БелАЗ. Это первый этап очень серьезного проекта. Во-первых, необходимо было обеспечить его документальное сопровождение и различные согласования с белорусской стороной. Во-вторых, здание цеха на «Подземтрансмаше», где предполагалось разместить новое производство, было полностью реконструировано начиная от полового покрытия и заканчивая новым оборудованием, приобретенным специально для сборки карьерных самосвалов. В-третьих, определенная реконструкция прошла и за пределами цеха – на территории завода. И вот результат: в канун главного кузбасского праздника, от которого наши машиностроители не могли остаться в стороне, был выпущен первый кузбасский БелАЗ.

Диверсификация производства

– Сборочное производство БелАЗов – не единственное, насколько мне известно. Сейчас специалисты компании «СДС-Маш» активно занимаются реализацией нового проекта: запуском сборочного производства пассажирских автобусов МАЗ. – Совершенно верно. Что касается МАЗов, то сейчас идет первый и очень непростой этап – оформление всех необходимых для запуска производства документов. Цех по сборке автобусов МАЗ будет размещен в одном из цехов еще одного нашего прокопьевскго предприятия – завода «Электропром». Думаю, что если все пойдет согласно запланированным срокам, то уже в начале 2013 года из заводских стен выйдет первый белорусский автобус кузбасской сборки. В дальнейшем мы планируем двигаться в сторону локализации производства, то есть уходить только от сборки и часть деталей производить на наших предприятиях. Это касается и БелАЗов, и МАЗов. – Так получается, что в рамках одного холдинга вы объединяете совершенно разные виды деятельности. Например, производство железнодорожных вагонов и автомобилей. – Это делается совершенно сознательно. Причем по нескольким причинам. Во-первых, и БелАЗы, и МАЗы – это востребованная на рынке продукция. Если говорить о карьерных самосвалах, то спрос на них в Кузбассе по понятным причинам высок – был, есть и будет расти. По МАЗам ситуация аналогичная. Правда, я думаю, что автобусы кузбасской сборки будут востребованы не только в нашей области, но и в соседних регионах, поскольку пассажирские перевозки требуют постоянного обновления парка. А МАЗы в том смысле имеют очень хорошее сочетание цены и качества. Во-вторых, здесь стоит говорить о диверсификации производства. А это необходимо. Тем более в условиях стагнации и даже ожидаемого спада мировой экономики. Таким образом, мы не только снижаем риски, создавая новые производства, но и организуем новые рабочие места, что позволит не только обеспечить работой дополнительное количество жителей нашего региона, но и перераспределить в случае необходимости собственные ресурсы. Не секрет, что экономическая ситуация даже на ближайшее время трудно прогнозируемая. Например, у нас до сих пор нет четких планов по производству вагонов на будущий год. А все потому, что пока наши партнеры до конца не понимают ситуацию с востребованностью транспортных перевозок в 2013 году. Само собой, мы не сидим сложа руки. С одной стороны, запускаем новые производства. С другой, прорабатываем возможные сценарии работы предприятий холдинга в меняющихся экономических реалиях. В связи с этим, например, нами уже разработаны три плана деятельности предприятий «СДС-Маш» в 2013 году. Если так можно сказать, пессимистический, реалистический и оптимистический. Разумеется, надеемся на лучшее, но должны быть готовы ко всему. Тут я особо хотел бы отметить следующее: самым главным для меня лично и для всего руководства машиностроительного холдинга остается кадровый. Даже если на рынке будет отмечаться спад, нам ни в коем случае нельзя допустить не только сокращения рабочих мест, но и оттока профессиональных кадров на предприятиях холдинга. В этом смысле мы будем делать все возможное, чтобы удержать людей, создать им максимально комфортные условия, возможные в этой непростой ситуации. В любом случае экономические трудности рано или поздно заканчиваются, а кадровый костяк, который сегодня удалось создать на заводах «СДС-Маш», – это главное наше богатство.

Комментарии

Рекомендуем