Разборки между клубами, смерти на дорогах и байк-посты: откровения кемеровских байкеров
Вы можете видеть их ночью возле «Подорожника» или мчащими вдаль по всё тем же ночным проспектам. Кто-то относится к ним нейтрально, кому-то они мешают спать, а кто-то и сам не прочь умчаться вдаль, как кипеловский ангел. Последнее время без мотопробега не обходится ни одно уважающее себя мероприятие, губернаторы и даже глава государства порой составляют им компанию. Мы решили узнать, чем и, что ни менее интересно, где живут кемеровские байкеры.

Эти вопросы мы задали двум разным людям: о широте и глубине байкерской души мы попросили рассказать Игоря Шемчука, известного в мотомире Кузбасса как Шем, а о том, как эти принципы воплощены на практике нам поведал владелец единственного в Кемерове байк-поста Илья Корнев, он же – Буян.
БАЙКЕРЫ, КТО ОНИ?
А начнём мы с рассказа Игоря. Шем довольно известная личность не только в среде мотоциклистов, но и в медиа мире. Для кого-то он Игорь Владимирович, проректор КузГТУ по административно-хозяйственной части, а для кого-то просто Шем, член совета мотоклуба Cerberus. Его биографию можно прочитать в интернете, мы же побеседовали с Игорем о байкерах Кузбасса в целом, о том, кто они и как устроен их мир.
Про байкеров и мотоциклистов
К байкерам я отношусь не очень хорошо, к мотоциклистам положительно. Мотоциклисты – это внутреннее название друг друга. Байкеры мы для обывателя. Человек, который сел вечером проехаться на мотоцикле не может называться байкером. Мотоциклистами называют владельцев транспортного средства, а байкеры – это люди, которые полностью погружены в мотомир: вечно чумазые и в дороге. В наших погодных условиях это невозможно. У нас, как правило, днём все на работах в белых рубашках, а на мотоциклы садятся в лучшем случае вечерами, а в худшем – по выходным. Но это нормально. Я, например, из тех людей, кто любит путешествовать на дальние расстояния, поэтому у меня буквально одна-две поездки в год. Так что байкер – высшая стадия развития мотоциклиста. У нас некоторые, весь год ходят в ковбойских шляпах, стараясь выделиться, но это другое. По моему опыту, они очень мало ездят. Таких людей субкультура интересует больше, чем мотоцикл. Ездовые люди, которые привыкли передвигаться на мотоциклах, одеваются практично и в быту, и в дороге. Рогатые шлемы мало того, что неудобны, но и травмоопасны.

Для себя я делю мотоциклистов на условные категории: это путешественники, спортсмены-профессионалы, которые не вылезают с трека, эндуристы, которые колесят по лесам, они могут проехать 100 км за стуки и быть довольными до одури. Ещё есть так называемые «воскресные байкеры», они берут мотоцикл на выходные. Часто это очень обеспеченные люди с большим количеством атрибутики: косухи, черепа, перстни, шлемы – вот это всё. А также есть спортбайкеры, которые гоняют по городу на заднем колесе, а когда выезжают на трек, понимают, что умеют только откручивать гашетку по прямой где-нибудь на проспекте Ленина. Но осуждать нельзя, кто-то лучший в городе, кто-то на треке. Если человек выбрал себе одно предпочтение, это не значит, что он неинтересный. Вот ему интересно в данный момент стоять на "Подорожнике" – это его выбор. Если вдруг интересно, чем они там занимаются, то, как правило, туда приезжают любители обсудить, кто где бухал, кто с кем спал, сугубо место для общения. В основном на "Подорожнике" стоят люди не познавшие радости путешествия, чтобы просто пообщаться друг с другом.
При всём существующим многообразии, в новостных сводках к мотоциклистам относят любого алкаша, который сел на мопед. А байкерами народ называет вообще всех подряд. Считается, что мы общая масса, которая друг друга знает и поддерживает, однако много людей катается для себя. Он ни с кем не общается, у него просто есть мотоцикл, и он может даже далеко путешествовать, но ни с кем не общаться. У таких людей есть и противоположность - те, кто путешествует со съемочными группами целыми экспедициями. Выглядит это так: едет один-два мотоцикла, за ними машина сопровождения, дроны, фотограф, журналист. Но у нас в Кемерове, наверное, никто так не делает. А ещё есть богатые московские мажоры, за которыми едут джипы с едой, выпивкой, девушкам и даже вертолет, такие вещи я тоже встречал.
Про мотоклубы и конфликты
Клубы в Сибири небольшие – десять-двадцать человек. В Кемерове есть пять клубов, но людей там не много. Всё зависит от условий раздачи членства, его жёсткости или мягкости. У меня дома стоит холодильник весь в наклейках и нашивках, короче, мой холодильник авторитетнее любого МС-шника. МС – очень жесткая степень организации мотоклуба, со своей иерархией. В основном туда входят люди с надуманной важностью. Мое любимое занятие – посмеяться над такими «важными» людьми. У нас люди отзывчивы и просты, не любят, когда кто-то решает, что он старший или главный. Главных у нас нет, есть уважаемые.

Мы, как люди клубные, носим жилетки. Жилетка для мотоциклиста очень важна. Как-то раз мне приходилось срезать с человека цвета, которые ему не принадлежали. Это было по просьбе одного уважаемого мотоклуба с Екатеринбурга. Человек скачал из интернета эмблемы и сделал нашивки. Чтобы было понятно, это как если 2 августа надеть форму полковника ВДВ, не служа при этом в десанте. Будь готов, что с тобой будут разговаривать вплоть до силовых моментов. Я приехал, объяснил, что это не твое – ты не имеешь права это носить. Человек меня услышал. Такие моменты тоже случаются. Хотя конфликты между клубами у нас в городе сведены к нулю, в этом плане город достаточно дружный. Максимум мы можем кого-то подколоть, посмеяться, но подколоть друга – это святое. Хотя в России случаи бывают, что один мотоклуб решает, что он главный, и едет снимать цвета с другого. Прямо скажу – такие разборки происходят на уровне меряния мужским достоинством.
Про мифы и предвзятость
Большинство мифов пришли с запада. Если за океаном байкеры – это зачастую бандиты и члены ОПГ, то в России среди них есть все срезы: чиновники, врачи, студенты, ну и бандиты, конечно. Но у нас нет превалирования какой-то массы. Хотя силовиков достаточно много, особенно тех, кто бывал в горячих точках. Возможно, им не хватает адреналина. Если говорить про политические настроения, то анархисты, конечно, присутствуют, но в основном все байкеры довольно аполитичные люди. Мы патриоты своего города и страны, но с партийными флагами не ездим. Из-за всего этого нельзя однозначно судить о миролюбии байкеров. Здесь, как и везде, уровень агрессии человека зависит от его интеллекта и внутреннего состояния. В этом плане мы такие же люди, как и все, с такими же привязанностями и чувствами. Многие, к тому же, семейные. Мотоцикл имеет свойство сближать очень разных людей. У меня есть друзья и 18-и и 45-и лет, разного уровня дохода, мировоззрения и политической мысли. В одном ряду могут стоять проректор, студент, чумазый механик, олигарх, и им будет интересно между собой.

Про аварии стоит сказать отдельно. По словам моего друга, начальника службы безопасности в Шерегеше, в один выходной по 35 – 40 человек отправляется с горы в травмпункт. Это я не к тому, что мотоцикл не травмоопасен, а что если бы кемеровские мотоциклисты бились с такой частотой, то за три дня в Кемерове не осталось ни одного мотоцикла. Конечно, автомобильных аварий больше, но и машин больше. Мотоциклетные аварии куда трагичней и резонансней. В машине ты можешь на скорости 40 километров ткнуться в зад другой машине, и тебе ничего не будет. На мотоцикле такое столкновение часто заканчивается смертью. На мотоцикле нет никакой капсулы безопасности, эмоций такие аварии вызывают больше. Вплоть до того, что некоторые радуются, когда погибает мотоциклист. Наверное, смерть ярких и неординарных людей вызывает больше резонанса.
ТАМ, ГДЕ ОБИТАЮТ МОТОЦИКЛЫ
Помимо прочего, Игорь также поведал про кемеровский байк-пост. Здесь возникает закономерный вопрос, что же это такое? Байк-пост – это бесплатный «хостел» для байкеров, созданный такими же байкерами. Дело в том, что не всем мотоциклистам-путешественникам нравится останавливаться в палатках, стоянках и в обычных хостелах. И дело здесь не столько в личных предпочтениях, сколько в вопросе безопасности. Это кажется неочевидным, но брутальные бородатые мужчины и такие же брутальные, но не бородатые, женщины нуждаются в защите также как и все остальные. И иногда, в исключительных случаях, ночлег под открытым небом для байкера может закончиться трагедией. Но куда чаще страдают сами байки, которые мало того, что регулярно ломаются, но и становятся объектом внимания автоугонщиков.

О том, как работает байк-пост и кто в нём останавливается, нам рассказал его непосредственный хозяин – Илья Корнев. В миру Илья, как он сам выразился, цирюльник, или, как сейчас принято говорить – барбер. Что, тем не менее, абсолютно не мешает ему совмещать работу с призванием.
Про идею создания поста и её реализацию
Как обычно, всё началось с истории. Лет десять назад нужно было съездить в сторону Омска, так получилось, что ночевал в палатках, а погода у нас сами знаете – трэш. Промокший, замерший, я вернулся домой, посмотрел на крышу – пустое чердачное помещение. На собрание клубов предложил сделать из неё байк-пост. Самые старые посты существуют 13 лет, получается, мы считаемся одними из первых. Жена, правда, поначалу была против, это же всё-таки мой частный дом, наше основное место жительства. Ситуация какая была, мы с ней в ЗАГСе расписывались и когда она уже должна была поставить подпись, я сказал, подожди, ты понимаешь с кем ты связываешься? Я отказываться от этого не собираюсь, если потянешь ношу, то ставь подпись. Но тем не менее подписалась.

Это единственный байк-пост в Кемерове, но люди зачастую сами принимают гостей, кто в квартиру, кто в гараж. Суть в том, что у нас не хостел и не гостинца, у нас бесплатно. На стене висит бак-копилка на содержание поста, если у кого-то есть возможность, он может кинуть туда монету. Но толку от этого не сильно много. В прошлом году я вскрыл копилку и разделил на количество людей. Получилось по 22,5 рубля на человека. Почти как проезд в маршрутке. Сезон у байкеров начинается с апреля и до конца сентября, в среднем за это время здесь останавливается по 300 человек. Фактически каждый день кто-то ночует. У меня, скажем так, лайтовый байк-пост, по сравнению с тем же Алтаем, где место проходное. Сам город-то не популярный, но дорога на Байкал и Владивосток идет именно через нас.

Кроме этого, кемеровские клубы скидываются по 3 тысячи на сезон, все деньги идут на свет, воду и интернет. Основное финансирование, конечно, от клубов. Но со следующего года хочу от этого отказаться. Потому что деньги это хорошо, но на самом деле нужны руки. Помогают мне далеко не мотоциклисты, а просто друзья, которые что-то делают. В следующем году мы собираемся накрыть стоянку, забетонировать, поставить стиральную машинку. Но в основном вся помощь от семьи. Убирается, например, племянница. Я ей плачу, конечно, но там, на втором этаже, так много мелких деталей, всё нужно поднять, протереть, постирать. Сутки она там точно погибает. Так что, от финансирования буду отказываться, пока не знаю как будем выживать – что-нибудь придумаем.
Про людей внутри и вне поста
В основном приезжают незнакомцы. Хотя бывают и те, кто за десять лет практический каждый год заезжает. Мы же все люди, я их воспринимаю такими, какие они есть, ничего не навязывают, кто-то свинячит, кто-то нет, но основная масса – грех жаловаться. Вне байк-постов происходят разные ситуации, от краж до драк и разборок. Здесь у меня у меня дела обстоят так: понятно, что есть клубные и не клубные ребята, я им сразу говорю, приехали – цвета сняли, вы для меня все равны. Если человек как-то неадекватно себя повел, он по любому получит. Здесь только приехать, переночевать, убраться за собой. Под последним я имею в виду растолкать мусор по пакетам. В целом уборкой занимается племянница. За десять лет был единственный так сказать конфликт. Человек две недели жил в Казахстане, хорошо погулял, а потом сюда приехал. Тогда я впервые увидел «белочку». Вряд ли это можно назвать настоящим конфликтом, его прокапали, привели в порядок и на этом всё кончилось.

К вопросу о том, как вообще в России начали появляться мотопосты. Не помню в каком году, но ситуация была в следующем: ехал путешественник и остановился у деревни под Владивостоком. Поставил палатку и местные его зарезали. Это послужило катализатором. Ежегодно в честь всех погибших на дорогах проходит мотопробег «волна памяти», кроме того, решили создать байк-посты. Когда люди приезжают сюда, они не переживают за мотоцикл, они встречают таких же людей, с которыми есть о чём поговорить, которые могут помочь с ремонтом – это гораздо удобней. У меня был случай, приехал президент монгольского клуба, дядька два на два метра, но я смотрю, человек, скажем так, немного расстроен. Оказалось, ехал он перед Новосибирском – стоит машина, внутри женщина с детьми. Он остановился, из леса вышли люди, приставили нож к горлу и отняли всё. У меня что в копилке было, я всё ему отдал, но он их потом назад выслал, когда добрался до дома. Такие проблемы тоже бывают.

Под крышей можно разместить человек десять, иногда бывает, что компания сильно большая, тогда часть ночует в палатках. Благо огород позволяет. К тому же, всё на территории, всё под контролем. Когда меня нет или не могу принять, отправляем в гостиницу. В этом сезоне я отказывал три раза. Дело в том, что для функционирования требуется мое постоянное присутствие. За эти десять лет я никуда надолго не ездил. В том числе из-за детей. Но следующим летом мы, скорее всего, уедем на целый месяц. Байк-пост – это сугубо летние мероприятие, зимой он закрыт. Зимой я отдыхаю душой и печенью.
Наверное, многие сейчас задаются вопросом, а кто же эта милая девушка на фотографиях? Отвечаем – это Дарья. Дарья приехала к нам из соседнего Красноярского края, она уже посетила Москву, Казань, Питер, Петрозаводск и сейчас едет обратно. Собственно, байк-пост Буяна – это её последняя остановка перед прибытием домой. И таких как она действительно много, по словам Ильи за десять лет байк-поста он приютил у себя тысячи человек из разных регионов, областей и стран. Так что Дарья одна из тех многих, кто остановился здесь во время путешествия. И она далеко не последняя.
Текст: Кирилл Антонов.
Фото: Максим Киселёв; личный архив Игоря Шемчука.
info@sibdepo.ru
© 2019