×

Русский музей покажет в Кемерове мультимедийную выставку

Основой грандиозной мультимедиа-экспозиции станут 30 произведений русского авангарда.

В море новых понятий и терминов цифрового мира выражение «мультимедийная выставка» может означать все что угодно. Набор оцифрованных арт-объектов, место развлечения в окружении дисплеев и шлемов разнообразной реальности, модный одуряющий интерактив и бесплодные попытки встроить какой-то просветительский контент. Наверное, только в современном цифровом искусстве могут подниматься действительно серьезные вопросы новых форм. Искусство же прежних эпох скорее деформируется силами новых графических пакетов программ.

Русский музей в рамках работы своего Филиала в городе Кемерово, откроет в Кузбасском центре искусств мультимедийную выставку «Русский авангард» и это само по себе смелый шаг.

И еще более смелым представляется совершенно конкретное значение выставочного видеоконтента как интерпретация художественного методаГоворя проще, мы предлагаем визуальную демонстрацию того, как складывается изображение на картинах, рисунках, какой логикой строятся пространственные формы. И это не процесс самого рисования, а интегрированная работа глаза, руки, мозга художника, его рефлексия в социуме, психотип самого художника, много чего еще.

Василий Кандидский, На белом (Композиция № 224). Холст, масло, 1920. Русский музей.

Именно русский авангард, отказавшись от академической традиции, открыл возможность работы с чистой формой, цветом, пространством, исходя из внутренней логики своего художественного направления, а не сюжета, натуры или качества живописи. Поэтому произведения К.МалевичаВ.КандинскогоА.Родченко, В.Татлина, А. ЭкстерП.Филонова и других предстанут совершенно в неузнаваемом на первый взгляд качестве — разложенными на формы, в движении масс и цвета, в пространственном звучании линии, точки, плоскости, магии ритма и целесообразности, гармонии космического хаоса или скрытого движения в статике.

«Об искусстве мы не рассказываем, а показываем самим искусством. Все основные положения искусства того радикального переворота получают продолжение в пространственных проекциях для зон, специально отстроенных для этой выставки. Вот тут бы хотелось перекинуть мостик к так называемым точным наукам, интерес к которым у художников был самый пристальный, но это отдельная широкая тема. Напомним только, что бессмертный «черный квадрат», QR — код, пиксельная графика и 8-битовая музыка — элементы одной последовательности, хотя это не так очевидно. И в начале этой последовательности были и футуристическая опера «Победа над солнцем» М.Матюшина, и Поэма огня «Прометей» А.Скрябина, и опыты синематографа и  многое другое. Экспозицию озвучит музыка Дмитрия Шостаковича, энергия которой со своей внутренней драматургией и режиссурой завершит  целостность  выставки. Симфония N 1 фа минор и Симфония N 2 «Октябрю» си мажор Д.Шостаковича были записаны и исполнены оркестром Мариинского театра (Санкт-Петербург) под управлением В.А. Гергиева», — рассказала куратор выставки, руководитель Центра мультимедиа Русского музея в Санкт-Петербурге, Светлана Бирюкова.

Натан Альтман, Проект убранства площади Урицкого к 1-й годовщине Октябрьской Революции. Фанера, масло, 1924–1925. Русский музей.

Да, мультимедийная выставка — это протяженное во времени и пространстве зрелищное действо, как мыслили и авангардисты начала XX века.

Для команды Центра мультимедиа Русского музея такой опыт не случаен. Это, скорее, итог многолетних экспериментов в компьютерной визуализации, которые проводились во всех новейших технологиях еще с 1990-х годов.  Это были и простые анимированные демонстрации картин и фрагментов, и сложныеcпрограммированные трансформации. Были и те, которые, по прошествии времени, были признаны методологически ошибочными, некорректными по отношению к подлинным арт-объектам. Напомню, что вопросы морали в цифровом мире были отмечены еще апостолом медиакультуры М.Маклюэном, но далеко мы (мы все) не продвинулись в понимании вопросов этой самой морали.

Эксперимент Русского музея предлагает свое решение в переносе оригинальных арт-объектов в цифровое пространство. Это решение согласовано с практикой и теорией художественной визуализации, с пониманием цифрового пространства как продолжения истории Больших стилей, вершинами которых были древнейшие мистерии, средневековые храмовые литургии или Байрейтский фестиваль опер Р.Вагнера. Это, конечно, очень большая претензия, но мы, по крайней мере, пытаемся идти к тому самому «Gesamtkunstwerk» — синтезу искусств —  которое пока невозможно в стенах старого музея, но возможно там, где нас ждут.

Кузбасский центр искусств, улица Дзержинского, 6.

Реклама
Фото: Русский музей
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp