×

«Селфи» — рецензия на фильм

Триллер – это одно из многочисленных слабых мест российского кино. Даже так на вскидку и не вспомнишь – выходило ли у нас вообще что-либо достойное в этом жанре? Но вот вам амбициозная попытка от талантливого режиссёра Николая Хомерики. Попытка неоднозначная, как и творчество писателя Сергея Минаева, чей роман, собственно, и лёг в основу сценария. Мы побывали на первом же сеансе, а теперь пытаемся понять – чего в «Селфи» больше: успешного либо провального?

Успешное

«В этом фильме много разных тем: он и про равнодушие (если завтра на работе вас заменит ваш подготовленный двойник, никто особо и не заметит, потому что мы все являемся лишь декорациями для людей, разыгрывающих свои роли), и про публичное одиночество , про истинные и мнимые ценности, и, конечно, про любовь»

Medium

Константин Хабенский

Не заблуждайтесь – о грядущей премьере «Селфи» так много говорили вовсе не из-за писателя Сергея Минаева. Не возглавляй список актёров именно эта фамилия, внимание к картине Хомерики уменьшилось бы многократно. Хабенский давно приучил зрителей, что его участие гарантирует фильму, как минимум, уровень «вполне можно смотреть». Один из лучших актёров России не подвёл и на этот раз, несмотря на то, что воплощал на экране образ, совсем не вяжущийся с привычным нам Константином Хабенским. Его герой Владимир Богданов – культовый писатель и телезвезда, а по совместительству – алкоголик (есть намёки, что и наркоман), лжец, развратник (в самом худшем смысле слова) и вообще – бесхребетный и беспринципный урод. И ему, как вы помните из трейлера, в ходе картины предстоит прилично настрадаться. В рамках роли Хабенский примеряет на себя несколько образов, от уже упомянутой капризной звезды до потерявшего надежду пациента психушки. И в каждом случае забирает всё зрительское внимание без остатка. Но это не всё – есть ведь ещё и загадочный двойник, которого, понятное дело, тоже играет Хабенский. И это ещё один образ – по выражению самого доппельгангера «писатель Владимир Богданов, начавший работу над ошибками». Приём с двойниками, конечно избитый, но исполнен безукоризненно.

Работа режиссёра

В первые минуты казалось, что фильм пройдёт в излюбленном «минаевском» ключе – трэш и угар кутежа, титанические дозы алкоголя и наркотиков разной степени тяжести, и секс в самых неподходящих для него местах, а в промежутках – собственно, действо. Но Хомерики очень быстро вывел действие из этой замечательной колеи. И пусть к сюжету есть вопросы, пусть логика не всегда прослеживается, но триллер режиссёру удался. Картина действительно держит зрителя в напряжении. Предчувствие чего-то очень нехорошего появляется в первые же секунды, ещё во время секса в туалете. И после каждой смены плана напряжение нарастает. Каждая новая беда, сваливающаяся на Богданова кажется неподъёмнее предыдущей, но на подходе уже новая. Невольно вспоминается фильм Дэвида Финчера «Игра» — там снежный ком проблем накрывал Майкла Дугласа примерно с такой же интенсивностью. Фильм Хомерики хорош тем, что следующий сюжетный поворот очень сложно предугадать (тем, кто не знаком с книгой), да и нет у зрителя времени на такие раздумья. Кроме того, до наступления развязки остаётся непонятной история с двойником: это мистика либо нечто объяснимое? И этот факт добавляет в сюжет элементы детектива, что идёт фильму только на пользу.

Провальное

Сергей Минаев

Нет, автор книги «ДухLess XXI века. Селфи», к счастью, в важных ролях не задействован. Но в кадре появляется — в лице вконец одуревшего интеллигента, который барыжит в электричках своей гениальной книгой. И даже даёт сигаретку главгерою, символизируя нерушимую связь. Но на деле эта связь ещё нерушимее —  Минаев написал сценарий к фильму. И написал его в таком нарицссистском стиле, что становится очень противно. Те, кто читал книгу и хоть немного знакомы с биографией её автора, заметили, что автор напрямую отождествляет себя с главным героем, «раздевается до трусов», по его же выражению (эта фраза, кстати, в фильме звучит дословно). И вот в «Селфи» рефлексия Минаева, вкупе с его представлениями о прекрасном, расцветают пышным цветом. Все женщины от Богданова, разумеется, без ума, он острый на язык и мудрый. А что пьёт, как лошадь – так это от того, что безумно устал от окружающих его баранов. Богданов отвечает читательнице, спросившей, насколько его герой автобиографичен: «Я не он, я – гораздо хуже». Но это звучит лицемерно – всем же понятно, что вот он – оживший герой романа и он же – Сергей Минаев. Шикарная и стильная квартира героя расписана цитатами из книг Минаева. А венец самолюбования — реальный журнал, которым руководит Минаев, он лежит на столе у писателя Богданова и ненавязчиво занимает львиную долю экрана. Как это ни грустно, но мы вынуждены констатировать – амбиций скандального автора «ДухLess» и «Медиа Сапиенс» умерить никому не удалось. Фильм по книге Минаева мог получиться намного лучше без участия Минаева.

Мы в очередной раз не узнаем Москву на экране. Это какой-то абстрактный город, местность без начала и конца, населенная сверхбогачами, барменами и скучающими женами олигархов.

«Коммерсант»

Отрыв от реальности

Мы понимаем, что художественный вымысел – это святое. Но ведь фильм-то не фантастический. Он должен хотя бы мизинчиком опираться на реальность. В каком мире всё это происходит? Где это вы в России 2010-х видели писателей – культовых, с тысячами сходящих с ума фанатов? Да ещё чтобы их вся страна называла «Голосом поколения», а Первый канал дарил им прайм-тайм для личного проекта в прямом эфире? Да что там, давно ли вы видели прямые студийные эфиры на федеральных каналах? Ненастоящее всё: главгерой, его друзья, враги, бывшая жена и дочка. Ненастоящие полицейские и совсем уж карикатурный персонал «психушки». Кстати, судя по фильму, в «дурку» закрытого типа запросто может пройти любой Бондарчук с улицы, прямо в палату к пациенту. А сбежать оттуда – не сложнее, чем выйти из обычной поликлиники.

Отсутствие приятных персонажей

Нет, если бы всё так и задумывалось, то всё было бы здорово. Но нет, по идее, Богданову вроде бы нужно сочувствовать. Вот только не получается. Чему сочувствовать? Тому, что гламурного хлыща оторвали от пьянства и заставили работать? Или тому, что ему «все надоели»? Да, потом он получил свой ворох проблем? Но как герой их решает? И решает ли вообще? Никакой, решительно никакой симпатии не вызывает Богданов, пусть и прекрасно сыгранный Хабенским.

Что интересно, персонажи, которые ведут себя положительно, тоже никаких сильных эмоций не вызывают. Странным образом, неприятными получились даже бармен Макс (Сергей Бондарчук) и бывшая супруга Богданова (Анна Михалкова). Что уж говорить об остальных – никого не жалко и некому сопереживать. Даже маленькой дочке писателя – просто потому, что она может побороться за звание «худшая детская роль в российском кино».

Реклама

Мы, конечно, ко всему привыкшие. Спокойно вытерпим смартфоны, тачки и даже журнал Минаева. Но так откровенно рекламировать водку в фильме без грифа 18+ — это, на наш взгляд, уже перебор. Эта компания, похоже, вложила в фильм больше всех. Иначе с какой бы стати богатый писатель с дорогого виски вдруг периодически переключался бы на бюджетную «синьку»? Да что там, её разливали гостям на таком светском приёме, где некоторые от французских коньяков морду воротят. Впрочем, готовы ручаться, ФАС нарушений законов не найдёт.

«Положа руку на сердце, не сказать, что фильм совсем уж никудышен. Режиссер Николай Хомерики делает красивую картинку, Хабенский, как обычно, крут, Северия Янушаускайте чарует своей ледяной красотой и даже Бондарчук в вязаной шапочке смотрится вполне уместно. Сценарист вот только какой-то не такой. Заменить бы его кем-нибудь. Хотя бы и двойником»

«Кинократия»

Пусть это прозвучит нелогично, но после стольких нелестных слов мы всё же не станем называть фильм «Селфи» плохим. В то время, что вы проведёте в кинозале, может вообще не возникнуть претензий. Но вот когда закончится сеанс и вы начнёте вспоминать и анализировать… Тут обнаружатся и сюжетные дыры, и нелогичное поведение ключевых персонажей, и подозрения, что концовка – не загадочная, а просто не доделанная. Но всё это будет потом. Потому что увлечь «Селфи» всё-таки может. В любом случае, на фоне «исторических» фильмов последних лет, картина Николая Хомерики выглядит куда как выигрышно.

Текст: Аркадий Кимеев.
Видео: Youtube/Novoekino
Фото: Kinopoisk.ru
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp