Сезоны, присадки и контрафакт: всё, что нужно знать о бензине

Накануне в Кемерове прошёл «Топливный класс». Это программа развития компетенций для тех, кто связан с автомобилями, их эксплуатацией и ремонтом. На семинаре доцент Российского университета нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров рассказал о специфике современного топлива, как его параметры влияют на двигатель, какой эффект дают присадки и что грозит автомобилю, если в него попадёт некачественное топливо.

В России более 30% отказов двигателей связаны с применением некачественного топлива. Тогда как в Западной Европе или США этот показатель не превышает 2%. И это при том, что сегодня объёмы производства автомобильного бензина и дизельного топлива значительно превышает объёмы их потребления. Это связано с тем, что несмотря на жёсткие налоговые санкции, продолжают работать мини-НПЗ, которые выпускают неклассовые нефтепродукты, либо вовсе не следят за соответствием нормам.

Кандидат технических наук, доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров рассказал о сезонности бензина и дизеля и опасности контрафактного топлива.

О качестве топлива в Кузбассе

По словам Леонида Багдасарова, в Кузбассе, в частности, и в России в целом достаточно благополучная ситуация с качеством топлива. Это связано с тем, что на крупных НПЗ производится топливо, соответствующее стандарту качества Евро-5. При этом контроль качества происходит на всех этапах производства и поставки. Так, автоцистерны для перевозки топлива оборудованы специальными спутниковыми датчиками геопозиционирования ГЛОНАСС и видеокамерами. Любое отклонение от маршрута или задержка немедленно становятся предметами для разбирательства. На АЗС крупных сетей установлены видеокамеры, которые хранят информацию в течение нескольких недель.

При этом только аккредитованная лаборатория, специалисты которой используют сертифицированные приборы, могут выдать заключение о соответствии топлива стандартам качества.

«Лидерами рынка в Кузбассе являются «Газпром нефть», «Роснефть», «Лукойл». На АЗС крупных компаний налажена строгая система контроля качества топлива по всей товаропроводящей цепочке. Так «Газпром нефть» поставляет топливо с Омского завода и контролирует его качество в процессе транспортировки и реализации на АЗС. В компании существуют мобильные лаборатории, осуществляющие контроль за заправочными станциями в режиме внезапных проверок», — рассказал Леонид Багдасаров.

По словам эксперта, в скором времени деятельность, связанная с контрафактным топливом, будет прекращена. За последние три года количество некондиционного дизеля с 9 млн снизилось до 3,5 из общего объема 40 млн тонн. Аналогичная ситуация и с бензином.

«Сейчас же все очень просто: приходит Росстандарт, отбирает пробу топлива. Некачественное – штраф 1% от объёма за предыдущие 365 суток. Если производителю удастся доказать, что он работает только три дня — тогда не менее 500 тысяч рублей. Второй раз придут через неделю – штраф 3% от объёма продаж за предыдущие 365 суток, но не менее 2 млн рублей. В эти игры играть очень рискованно и экономически нецелесообразно», — добавил доцент РГУ нефти и газа им. Губкина.

О разнице дизельных и бензиновых двигателей

Автомобили с бензиновыми двигателями являются самыми эксплуатируемыми. Так, главное преимущество автобензинов – высокая теплотворная способность. В составе любого топлива – углеводороды, которые при сгорании образуют углекислый газ и воду. Теплотворная способность бензина и дизеля зависит от содержания в них водорода, и чем его больше, тем топливо лучше.

Дизельные двигатели отличаются от бензиновых в первую очередь отсутствием системы зажигания: воспламенение топливно-воздушной смеси происходит из-за высокой температуры, а не от искры.

При этом у дизельных двигателей более высокий КПД, чем у бензиновых. Это достигается за счёт более высокой степени сжатия – примерно в два раза выше, чем в бензиновых. Но такой двигатель медленнее реагирует на увеличение подачи топлива увеличением мощности и числа оборотов коленчатого вала.

О сезонном топливе

Как рассказал Леонид Багдасаров, топливо бывает сезонным – летним и зимним.

«В техническом регламенте на бензины есть такой показатель, как давление насыщенных паров. Для зимы это давление выше, для лета – ниже. Достигается оно вовлечением бутан-бутилена и варьированием количества изомеризата. В ГОСТе написано: от 15 до 50%. Для зимы этот показатель в пределах 50%, летом – 15%», — рассказал эксперт.

При этом автомобилисты не особо замечают разницу в бензине, поскольку даже в сильные морозы это топливо не замерзает – авто может просто иногда плохо заводиться. А вот с дизельным топливом подобное случается, причем, бывает, что прямо на ходу.

«Дизельные топлива по сезону отличаются сильнее, потому что с наступлением холодов должна понижаться предельная температура фильтруемости. Для подстраховки на морозостойкий дизель можно переходить заранее, а вот переходить на зимний бензин до того, как начались морозы, опасно. Поэтому поставщики это делают постепенно, по мере понижения температуры в местах реализации. Бутан-бутилен добавляют, когда во всех регионах холодно или когда точно знают, что партия направляется туда, где установились морозы», — пояснил эксперт.

О том, как не нарваться на плохое топливо

Есть разные бытовые экспресс-тестеры и народные методы оценки качества топлива. Однако они далеко не всегда дают достоверный результат и бывают крайне неэффективны.

А последствия заправки некачественным топливом могут иметь отложенный характер. Грубо говоря, поломка в двигателе может произойти не сразу после заправки, а через неделю. Однако можно быть полностью уверенным, что контрафакт не пройдёт бесследно для автомобиля.

Чтобы избежать неприятных последствий, доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров дал простую рекомендацию.

«Заправляйтесь на брендовых заправках. Если купил автомобиль за пять миллионов рублей, езжай на «Газпромнефть», «Лукойл», «Роснефть». Там следят за качеством, контролируют поставки, установлены камеры, в открытом доступе находятся паспорта качества топлива, арбитражные пробы хранятся до полной реализации партии топлива. А если поехал в тайгу на заправку имени зелёного попугая, зная, что там могут налить контрафакт, не жалуйся на последствия. Сэкономил два рубля, но скупой платит дважды», — добавил Леонид Багдасаров.

Партнёрский материал
Фото: Пресс-служба сети АЗС "Газпромнефть".

Комментарии

Рекомендуем