×

Шоу «Голос» по-театральному

В Кемеровском областном театре драмы 8 и 9 ноября прошла очередная режиссёрская лаборатория, которой можно, не сомневаясь, присвоить международный статус. В ней приняли участие режиссёры, работающие сейчас в российских театрах, но родом они из разных стран. Это Алессандра Джунтини, Евгения Беркович и Георгий Цнобиладзе — выпускники столичных театральных вузов. «Казнить нельзя помиловать» — судьбу режиссёров и их постановок решали зрители.

Суть таких лабораторий, которые периодически случаются в творческой биографии театров, в следующем: разом приезжают молодые режиссёры, коих, как правило, бывает не меньше трёх. Заранее руководитель лаборатории и художественное руководство театра выбирают пьесы, с которыми не знакомы ни режиссёры, ни актёры. И затем все подопытные творческие «кролики» начинают работать над эскизом спектакля. Весь процесс постановки умещается в 4-5 дней, в то время как для сотворения полноценного спектакля требуется как минимум полтора-два месяца. И в результате марш-броска, массированной работы ума, души и таланта режиссёров и актёров перед зрителями предстают три «недоспектакля», когда актёры по сцене ходят с текстами в руках, костюмы используются из так называемого «подбора», то есть из того, что хранится в костюмерном цехе от других постановок, а в качестве декораций может  быть всё, что угодно — от обыкновенного стула до зрительской ложи, которая превращается в бытовой балкончик для просушки белья главного персонажа.

JVGW0-8Zqhg.jpg

Но такой стремительный подход к постановке спектакля вовсе не означает несерьёзное отношение к происходящему в театре действу. Каждая лаборатория — это экстрим, мгновенная мобилизация умственного и творческого потенциала не только актёров и  режиссёров, но и зрителей, которые тоже нешуточно вкалывают во время работы лаборатории.  Показы готовых эскизов зачастую идут в один-два дня, и просмотреть все мини-спектакли, оценить, осмыслить и дать свою оценку нужно постараться в сжатые сроки лаборатории. Те же эскизы, которые удались, и зрители желают видеть их дальше в репертуаре театра, определяются путём голосования. Вместо урн на лаборатории используются обычные трёхлитровые банки с надписями: «Забыть как кошмарный сон» и «Продолжить работу».

Без имени-3.pngЗа два дня нынешней театральной лаборатории состоялись показы трёх эскизов. Первой на ринг, то есть на сцену Звёздного зала театра драмы, вышла итальянка Алессандра Джунтини с эскизом по пьесе поляка Тадеуша Слободзянека «Одноклассники. История в XIV уроках». Действие начинается в маленьком безымянном городке в конце 20-х годов, а судьбы персонажей — польских и еврейских школьников из одного класса — прослеживаются вплоть до наших дней. Это страшная история о том, как люди могут сначала сидеть за одной партой вместе, а потом — убивать своих одноклассников. Зрителям этот эскиз пришёлся не по вкусу, как высказалась одна из зрительниц: «Актёров нужно оставить, а саму историю забыть как страшный сон». Однако режиссёра Алессандру Джунтини похвалили. 

«Я благодарна этому опыту, — сказала Алессандра после завершения работы лаборатории. — Я попробовала что-то современное, что-то новое для себя. Я благодарна актёрам и режиссёрам за новые ощущения и открытия».

Второй и он же заключительный день лаборатории начался с показа эскиза «Дальше — тишина» в постановке режиссёра Георгия Цнобиладзе из Набережных Челнов. Если в первый день на сцену выходили молодые артисты театра и студенты актёрского отделения университета культуры, то во второй — мэтры театра драмы, народные и заслуженные артисты, профессионалы,  которые давно работают в театре. Причём, на сцену в самом прямом смысле этого слова вышли не только актёры, но и зрители! Режиссёр этого эскиза расположил прямо на большой сцене и стулья для публики, и здесь же развернул место действия эскиза, включая ложу для вип-зрителей, на которой развесил рубашки одного из героев. 

Fv6YUfsbzTQ.jpg

Без имени-3.png«Дальше — тишина» — это рассказ о том, как двое стариков становятся не нужны своим четырём детям. В первой и последней сцене артисты предстают перед публикой не с листами бумаги в руках, а с планшетными компьютерами, смартфонами, ноутбуками. Но современные средства связи и общения не спасли эскиз от затянутости и даже скуки. Зрители и театральные эксперты сошлись во мнении, что над пьесой автору надо ещё поработать, и после этого вполне возможно, что спектакль появится в репертуаре театра драмы. А Георгий Цнобиладзе признался после показа: «Я не жалею, что приехал на эту лабораторию. А хвалят меня или не хвалят — мне не интересно. Я люблю сам репетиционный процесс. Мне понравилось работать с кемеровскими артистами. Если пригласят, я ещё приеду, но нужно определиться со сроками, моя работа расписана на год вперёд!».

1111.pngДля финального эксперимента над актёрами и зрителями была выбрана малая сцена театра. Третий эскиз режиссёра Евгении Беркович поставлен по пьесе эстонского драматурга Михеля Рауда «Американская обезьяна». И эта самая обезьяна стала лидером среди всех трёх показов, собрав самое большое количество голосов зрителей и экспертов. К слову сказать, ещё ни в одном театре России нет спектакля по этой пьесе. Только в Перми был показ эскиза в рамках лаборатории. Так что у кемеровчан есть шанс первыми увидеть спектакль «Американская обезьяна». Такое яркое, броское название автор дал пьесе, в которой всего четыре персонажа: певец на сцене и три судьи, восседающие во вращающихся креслах. Это картинка очень знакома тем, кто любит смотреть шоу «Голос». Только герой пьесы, в отличие от своих телевизионных собратьев, не смирился с голосованием жюри, а попросту достал из кармана револьвер и сам превратился в грозного судью. Жутко страшная и жутко смешная история сыграна актёрами театра драмы Натальей Юдиной, заслуженным артистом России Юрием  Темирбаевым, Тимофеем Шиловым и Антоном Остапенко.

12HIeldLpHA.jpg

Без имени-1.png«Из трёх работ в последней, в «Американской обезьяне», есть все слагаемые для успеха, — высказался московский театральный критик, преподаватель ГИТИСа  Александр Вислов.«Голос» — некий символ нашей жизни! И это наиболее выстроенная работа режиссёра. Но я говорю: «Нет!».

Зрители с мнением профессионала не согласились и сказали: «Да!» Однако окончательное решение остаётся за театром драмы, и какие эскизы войдут в репертуар  — покажет время.

Всякий эксперимент — научный или творческий — рано или поздно завершается победой или поражением. Режиссёрская лаборатория — это всегда успех, даже если ни один эскиз не станет спектаклем. Жаль только, что в кемеровском театре драмы было очень мало зрителей, которые не упустили великолепный шанс за два дня посмотреть три новых «почти спектакля», познакомиться и пообщаться напрямую с новыми режиссёрами, увидеть разом своих любимых актёров. И всё это за символическую плату в сто рублей.

В роли подопытного зрителя выступила Людмила Козаченко.

Фото: Людмила Козаченко, vk.com.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp