Двое из участников этого эксперимента практически клялись, что колу от какой-либо другой газировки они отличат безошибочно, а Coca-Cola выберут и в закрытыми глазами. Глаза мы им завязывать не стали, но предложили выбрать навскидку самые вкусные напитки из одинаковых стаканчиков, купили шесть разных газировок со вкусом колы и предложили оценить.
Важно: всю продукцию покупали на средства редакции, при написании материала не сотрудничали ни с одним из производителей, всю продукцию оценивали в соответствии с собственными вкусовыми предпочтениями.
Подопытный №1: классическая Coca-Cola
Старушке Coca-Cola, густо замешанному на сахаре напитку с экстрактами листьев коки и кофеиновых бобов кола, уже 137 лет. И пусть в её составе больше нет коки, а компания-производитель нанесла глубокие душевные травмы известному кемеровчанину прямо в его день рождения, но славу одной из первых и самой разлекламированной газировки в мире этому напитку не потерять.
Если честно, Coca-Cola — бренд узнаваемый до неприличия. Настолько, что цвет этикетки и напитка, форму бутылки и самих букв чуть ли наизусть знает каждый, кто всё детство наблюдал под Новый год вереницу красных грузовичков по телевизору. Именно это обстоятельство чуть не погубило весь эксперимент в самом начале, потому что некоторые участники заявили, что объективно оценивать вкус напитка они не в состоянии — Coca-Cola они и есть Coca-Cola.
Тогда пришлось действовать по-другому: мы попросили сотрудников редакции попробовать Coca-Cola, разливая из фирменной бутылочки, и «вслепую», из обезличенного стаканчика ив числе других образцов. Результаты получились разными.
Так, Coca-Cola из фирменной бутылочки показалась приятной на вкус, умеренно сладкой с хорошим, насыщенным фирменным вкусом с кофейными нотками, достаточным уровнем газированности.
Те, кто пробовал неназванную газировку из белого стаканчика, отметили, что производители добавили так много газа, что в первые секунды вместо вкуса ощущаешь боль, а также горьковатые нотки в напитке, избыток сладости и неприятный липкий привкус жженого сахара на зубах после употребления, который хочется запить водой.
Подопытный №2: напиток «Кола» торговой марки «Талинка»
Это самая настоящая кузбасская кола, и любые обвинения в подделке или подражательстве бессмысленны. Ещё несколько десятков лет назад вкус Coca-Cola понравился людям по всём мире настолько, что они начали создавать собственные вариации с экстрактами ореха кола, которые со временем вылились в создание целой группы напитков с одноимённым названием.
Так что колу от «Талинки»разливают в цехе на 62-проезде в Кемерово и продают в областной столице и её окрестностях. Конкретно этот экземпляр удалось добыть в маленьком придорожном магазинчике в Мозжухе. И, по словам продавца, напиток пользуется популярностью у покупателей. Не считая бумажной этикетки с «советским» шрифтом, по внешнему виду и запаху кемеровская кола — точь-точь как её заокеанская «сестра».
Странности начались, когда напиток начали лить в стаканчик – ни пузырьков, ни пены в нём не было. На вкус кемеровская кола имеет только отдалённое сходство с её знаменитой «сестрой» и в первые мгновения он очень приятный. Но дальше начинается нечто. Дело в том, что эта газировка способна мгновенно вернуть вас в 90-е в самом худшем смысле этого слова: если вы когда-нибудь пили дешёвые порошковые «соки» из железных ларьков на остановках, то скрип вяжущего осадка из усилителей вкуса на зубах вы запомните надолго.
Самые циничные из нашей редакции отметили, что газировка хороша, но пить её надо правильно – или выплёвывать, чтобы избежать послевкусия, или запивать чем-то таким, после чего даже скрипящий осадок не кажется страшным. Возможно, в последнем способе и кроется секрет популярности напитка в придорожном магазине Мозжухи.
Подопытный №3: напиток «Кола» от торговой марки «365 дней» («Лента»)
Крупные торговые сети хотят не только продавать «чужую» колу, но и зарабатывать деньги на продаже «своей», под собственной торговой маркой. Тем более, что это и морально, и технически возможно, а в рамках импортозамещения даже приветствуется.
Покупатели «Ленты» по пути домой могут захватить с полки супермаркета бутылку «Колы» с минималистичной белоснежной этикеткой. Производители решили не идти проторенной дорожной и сделали так, что этикетка их детища ни цветом, ни формой, ни шрифтом не напоминает заокеанский бренд. И это, конечно, плюс.
Итак, кола из «Ленты», пусть и не выглядит как напиток из красной бутылки, но по цвету, консистенции, обилию пены и пузырьков и даже запаху напоминает его. А вот на вкус – это практически «близнец» колы из 62-го проезда Кемерова. Те же неповторимые вкусовые оттенки различных Е-добавок, с лёгкой химической горчинкой чего-то, по вкусу напоминающего сахарозаменитель, и нотками лимонной кислоты.
Но в целом, напиток на вкус намного лучше предыдущего образца – по крайней мере, в нём достаточно газа, а осадок после одного глотка не заставляет зубы скрипеть.
Подопытный №4: газированный напиток «Кола» от торговой марки «Хороший выбор» («Бегемаг»)
Ещё одна кола собственной торговой марки из России, на этот раз сети супермаркетов «Бегемаг» притягивал взгляд всей редакции с самого начала – маленькая пластиковая бутылочка с очень милой и какой-то детской этикеткой с изображением капельки и необычно светлым содержимым внутри.
Даже в ряду похожих белых стаканчиков эта «Кола» сильно отличалась от соседних образцов. Вместо привычного красно-кофейных оттенков газировка из «Бегемага» по цвету напоминала скорее чай. И не какой-нибудь там чёрный, а нежный оттенок заваренных лепестков зелёного чая.
Запах оказался под стать цвету – такое лёгкое, как духи питерской виолончелистки, напоминание о сладкой резкости классической Coca-Cola. Неприятно стало, когда точно таким же оказался и вкус – обычная кола, только разведённая водой в пять-семь раз сильнее, чем нужно.
В общем, тут либо одно из двух – либо на производстве кто-то коварно перелил воды в общий концентрат напитка, или же производители так и задумывали, и тогда «Колу» от «Бегемага» надо употреблять как лекарство – чтобы постепенно отвыкать от оригинального напитка.
Подопытный №5: «Байкал» от «Напитки из Черноголовки»
Наш троянский конь в общем ряду напитков. Да, это не Coca-Cola, и не кола, а тот самый напиток, который был создан в лабораториях СССР, чтобы стать лучше Coca-Cola и не позволить иностранному напитку занять рты, сердца и прилавки жителей советской страны.
Что в итоге получилось, мы знаем, но «Байкал» действительно достоин отдельного внимания. Это настоящий ветеран импортозамещения, который в следующем году будет отмечать 50-летний юбилей.
Кстати, в копилку фактов: подмосковная компания, разливающая «Байкал», грозится создать ещё один напиток на замену Coca-Cola. От такой планов производители Coca-Cola , ещё недавно гордо заявлявшие о частичном сворачивании бизнеса в России, уже в истерике и бегают по судам.
Но пока единственным «исторически сложившимся» колазаметителем является «Байкал» — напиток с рецептурой из нескольких видов лекарственных трав и пёстрой этикеткой с птичкой.
По вкусу «Байкал» настолько оригинальный, что газировку без труда узнали даже в белом стаканчике, а дальше редакция разделилась в жестоком противоборстве на тех, кому «Байкал» нравится, и тех, кто его не любит. Первых подкупает насыщенность вкуса и запаха, свежие оттенки травяного настоя и умеренная сладость. Противники же «Байкала» жалуются на ощущения «как будто пихты наелся» и узнаваемый с детства привкус солодки.
Подопытный №6: напиток «Кола» от торговой марки «Моя цена» («Магнит»)
Ещё один напиток СТМ крупной сети супермаркетов – та самая бутылка, которую вы, под настроение, захватите домой с полки супермаркета во время воскресных закупок.
Этикетка бутылки, в отличие от СТМ других магазинов, пытается копировать Coca-Cola на уровне ассоциаций – ярко-красный фон и изоображение большого стакана с газировкой.
Внезапно, из всех перепробованных кол этот напиток оказался по вкусу больше всего похож на Coca-Cola, такой же сильно сладкий, насыщенный вкус, который портит только лёгкая горечь послевкусия и добавление чего-то, похожего на лимонную кислоту в рецептуру.
Итог
В итоге самым вкусным напитком, по общему признанию, оказалась вовсе и не кола. Coca-Cola разместилась только на второй строчке рейтинга, в тройку лидеров затесалась ещё газировка СТМ от «Магнита». Три оставшихся газировки показались нашим авторам недостаточно вкусными (а в одном случае — даже и небезопасной). А вы согласны с этими результатами?