Стартап по-кузбасски: как группа предпринимателей воплотила идею с вековой историей

О новаторах, которые не побоялись открыть необычный бизнес.

Говоря о стартапах многие, кто хоть что-то о них слышал, зачастую представляют высокотехнологичное производство где-нибудь на просторах Кремниевой долины. Это представление настолько правдиво, насколько и одновременно ошибочно. Рассуждая о стартапах как о неком «закрытом клубе техногиков», вы рискуете погубить в себе первопроходца. Множество идей, которые сегодня получили неожиданное воплощение, своими корнями уходят в прошлое. Как группа единомышленников при поддержке центра «Мой бизнес» смогла превратить в жизнь идею, которой уже больше ста лет – читайте далее.

Связанные одной целью

История потребительского общества «Алатау» началась, когда группе предпринимателей «стало интересно применить не стандартный подход ведения бизнеса в современном понимании. Отцы основатели будущего кооператива познакомились благодаря членству в Агропромышленном кластере Кузбасса, деятельность которого курирует центр «Мой бизнес». Сейчас в кластер входит порядка 200 организаций, но тогда, самые близкие из них по духу собрались вместе и решили начать развиваться в направлении потребительской кооперации.

«Когда ты поставляешь товар клиенту – это называется продажа, а члену кооператива – реализация. Благодаря кооперационной системе можно экономить до 30% на себестоимости товара. Принцип работы кооперационной организации понять действительно не просто, нашему бухгалтеру на это понадобился целый год», – рассказывает председатель кооператива «Алатау-Агро» Евгений Трубецкой.

Кооператив, как форма управления предприятием, появилась задолго до ныне популярных форм собственности. Развиваться в одиночку малому бизнесу непросто, поэтому предприниматели решили объединить усилия и стали действовать сообща. Предприятия по переработке и сбору дикорастущего сырья, производственные и логистические компании – порядка 70 пайщиков насчитывается сегодня в деятельности кооператива, развивающего бренд «Алатау». Кооператив поставляет свою продукцию в 22 города России и даже экспортирует за рубеж. Кооперативная система в корне отличается от коммерческой. Если цель коммерческой компании – приумножить капитал бенефициара, то задача кооператива – удовлетворить потребности пайщиков, предоставляя им качественный товар по доступной цене. Пайщиком может быть как частное лицо, так и юридическое, как потребитель, так и поставщик. И тот, и другой платит за товар, конечный продукт или сырье, стоимость, меньшую, чем в коммерческом секторе.

Цены для «своих»

Потребительское общество позволяет экономить на производстве и, как следствие, снижать цену, которую видит на прилавке конечный потребитель.

«В коммерческой структуре есть управленцы и собственники, выгодоприобретатели, в кооперативе – только управленцы. Потребительское общество позволяет нам объединить весь процесс производства: от сбора сырья, до поставки товара. Если бы этим занимались разные юрлица, то каждый имел бы свою выгоду, налогообложение, расходы на логистику, маркетинг и так далее. Мы же нивелируем все дополнительные издержки производства», – объясняет Евгений Трубецкой, по совместительству и председатель совета потребительского общества «Алатау».

На практике всё работает следующим образом. Одно предприятие изготавливает кедровые орешки и хочет расширить свою товарную линейку, выпустив на рынок, например, орешки в мармеладе. Вместо того чтобы идти к другому производителю и нести издержки, бизнесмен берёт мармелад у члена кооператива. Делается это через паевой фонд общества, по паевой системе. За счёт того, что закон разрешает не считать такую сделку коммерческой, предприниматель получает сырье внутри потребительского общества по цене ниже рыночной. Разница в цене ощутима и для конечно потребителя.

Цимус в том, что ранее кооператив распространял свою продукцию через посредников, теперь же у общества появился новый канал сбыта. Речь идёт о фирменной точке в новом торговом центре, открытие которого состоялось 12 ноября на улице Автозаводской в Кемерове. В перспективе точка должна стать своеобразным пунктом выдачи товаров для пайщиков. В будущем члены общества смогут заказывать продукты через сайт, услугу государственной поддержки на разработку которого кооператив недавно получил в центре «Мой бизнес». Пока что точка играет роль «демонстрационного стенда» для привлечения новых пайщиков.

На ценниках указано две цифры – одна для клиентов (покупателей), вторая для членов потребительского общества. Первая отражает, сколько стоит товар на коммерческом рынке, вторая стоимость продукции для пайщиков кооператива. Чтобы стать пайщиком потребителю достаточно внести 100 рублей регистрационного взноса и ещё столько же минимальный паевой взнос. Система очень похожа на привычную дисконтную карту, только если в коммерции скидка – всего лишь маркетинговый ход, то здесь, это обосновано экономией производственных издержек. Своего рода постоянная «акция» для членов потребительского общества.

Бок о бок с государством

В итоге дело каждого из членов потребкооператива теперь может перейти на следующий этап развития. Потребители, в свою очередь, могут напрямую получать различные продукты от производителей, экономя на их стоимости, но, не умоляя в качестве. Подобный эксперимент занял бы куда больше времени и сил, а может быть и не был возможен, без создания государственных «бизнес инкубаторов».

«Региональный центр «Мой бизнес» появился совсем недавно, хотя мы с самого начала сотрудничали с государственными институтами развития. Центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга, центр поддержки предпринимательства, центр поддержки экспорта – мы и раньше получали от этих структур поддержку, но теперь это всё оформлено в единое целое. Я считаю, что это хороший и серьезный проект, способный оказать помощь любому предпринимателю, главное, чтобы последний не боялся и был инициативен. Это такая площадка для предпринимателей, где можно посоветоваться друг с другом и экспертами, получить рекомендации и найти близких по духу и идеи партнёров. Консультации, информационная поддержка, софинансирование услуг, коллаборации – комплексный подход», – делится впечатлениями Евгений Трубецкой.

«Мой бизнес» – это продвижение, сертификация товара и участие в выставках, где можно презентовать свой продукт. Это не касса взаимопомощи, но к нам всегда может прийти предприниматель с любой потребностью. Кооператив «Алатау» — яркий пример развивающегося кузбасского производителя, участника Агропромышленного кластера, который выходит на новые рынки, расширяет ассортимент продукции и увеличивает штат сотрудников. Поздравляю команду кооператива с открытием торговой точки и желаю успехов!» – подытожила директор центра «Мой бизнес» в Кузбассе Кристина Шинкарюк.

Материал подготовлен при поддержке центра «Мой бизнес» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Партнёрский материал
Фото: Максим Киселёв/Сибдепо.

Комментарии

Рекомендуем