Удивительное дело: я посмотрел российскую комедию, да ещё и про любовь, а когда в кинозале зажгли свет, то вдруг понял, что было по-настоящему интересно, весело и красиво. В чём подвох? Возможно, в том, что почти до самого конца фильма оставались сомнения – каким будет финал. А может быть, секрет в великолепной актёрской игре Козловского и Селезнёва. Но есть и ещё одна изюминка: после просмотра «Статус: свободен» хочется думать и рассуждать. И не только о фильме.
Расставание
Наверное, каждый помнит гамму чувств, обуревающих после эпохальной беседы с любимой: обида и гнев уживаются с нежеланием верить в происходящее и внезапным пониманием того, какое сокровище ты упустил, и всё это – внутри одного тебя. Прекрасный актёр Данила Козловский, сыгравший стэндапера Никиту, отлично передал все стадии этого, схожего с предсмертным, состояния: безобразная сцена при расставании (зачастую неизбежная), пьянство (куда же без него), безудержная жалость к себе, и, наконец, твёрдая решимость «вернуть её, потому что она может любить только меня».
Камбэк
Руминову следовало бы назвать свой фильм: «Статус: бывший», потому что картина – это своего рода энциклопедия поступков, которые совершает мужчина, перешедший в эту малоприятную категорию. Режиссёр особо отмечал, что большинство ситуаций, в которых оказывались герои картины – это вполне реальные истории, случавшиеся с россиянами. Непонятно почему, но мысли о потере неизбежно превращают великолепный образчик мужчины в полного идиота, одержимого навязчивой идеей. Он перестаёт реально воспринимать этот мир и начинает совершать постыднейшие поступки, «чтобы она заревновала» или «поняла, на какого козла меня променяла».
Кстати, о «козлах»: разлучник Алексей, блестяще сыгранный Владимиром Селезнёвым, – это просто образчик терпения и понимания. По ходу картины брошенный герой Козловского столько раз оказывался «сильно неправ», что соперник был обязан стереть его в порошок. И был бы в своём праве. Такие люди – огромная редкость, так что если вы, не приведи господь, окажетесь в подобной ситуации, не спешите сводить счёты с разлучником. Не только из-за того, что это чревато травмами, а ещё и потому, что чаще всего соперник – отличный парень, который, если разобраться, ничего плохого вам не делал. Или вы готовы признать, что у вашей любимой плохой вкус?
Фильм «Статус: свободен» дарит зрителю множество готовых идей для того, чтобы вернуть любимую. Но, наблюдая за приключениями героя Козловского, начинаешь понимать, что, независимо от того, каким окажется финал, камбэки – это зло. И что нужно помнить о том, что «земля круглая, небо синее, а она больше не твоя женщина», как справедливо выразилась героиня Лизы Боярской. Эта актриса, кстати, была наименее заметной из героев картины. Но дело тут не в плохой игре, а в том, что девушка по имени Афина сама была объектом всех гениальных операций Никиты и от неё, в принципе, мало что зависело.
Юмор
Павел Руминов не позволил себе увязнуть в мелодраматических дебрях и не забыл, что «Статус: свободен» — это комедия. С юмором в картине всё в порядке. И, прошу заметить, это не свинские потехи и сортирные шутки в стиле Жоры Крыжовникова, а тщательно продуманный, тонкий юмор, рассчитанный на мыслящего зрителя. Даже когда горюющий Никита упивается в лоскуты, никаких мерзостей в американском стиле на экране вы не увидите.
Главный герой – стэндапер, так что зрителю гарантирован целый ряд качественных и смешных монологов. Никита преклоняется перед талантом Роберта Де Ниро и забавно его пародирует. А ещё вас ждёт великолепная в своей абсурдности «битва титанов» под балконом прекрасной дамы. Но жемчужина фильма – это отступления, воплощающие фантазии главного героя. «Мама, которая встретила другого мальчика» и «Класс расставаний» — сами по себе маленькие шедевры, которые, возможно, запомнятся лучше, чем сам фильм.
Сюжет фильма о любви и камбэке обычно легко предсказать, но Павел Руминов сделал всё, чтобы максимально усложнить зрителю эту задачу. Предугадать, к чему приведёт очередная сумасбродская задумка Никиты очень непросто. Чем завершится история с возвращением любимой – непонятно до самого конца. Несмотря на свою романтичность, фильм получился очень динамичным. Повествование наполнено красивыми символами, вроде неудачной стыковки двух космических модулей на орбите Земли. Все актёры, от главных героев до эпизодических персонажей, играют просто замечательно, и всё это сопровождает прекрасный саундтрек. Минусов у фильма Руминова практически нет, разве что пара страдальческих сцен показались излишне затянутыми. В итоге получилась прекрасная романтическая комедия, на которую будет очень приятно сходить вдвоём. К сожалению, в российском кинематографе такой результат – большая редкость, так что не пропустите.