Стоп-лист или сбой системы: почему кемеровчане вынуждены платить за проезд дважды

Разбираемся в проблеме, которую сможет решить исключительно въедливый человек.  

Кемеровчане с завидной частотой сообщают в социальных сетях или напрямую в редакцию Сибдепо о проблеме с системой стоп-лист в общественном транспорте. Игнорировать жалобы жителей Кемерова мы не можем, поэтому решили выяснить, что же не так с оплатой проезда в городских автобусах, трамваях и троллейбусах.

Особенности или недостатки 

Начнем с начала. В администрации Кемерова корреспонденту Сибдепо ответили на множество вопросов, связанных с оплатой проезда и стоп-листом. Точнее, как это работает с официальной точки зрения.

Так, например, в соответствии с правилами перевозок пассажиров, оплата проезда должна быть осуществлена в течение одной остановки. Из-за чего система оплаты проезда основана на принципах, отличающихся от принципов оплаты, применяемого в торговых точках.

В магазине терминал работает следующим образом: устанавливает сеанс связи с банком, передает данные банковской карты, ждет получения ответа от банка и только после положительного ответа, совершает финансовую операцию, после которой покупатель получает SMS-уведомление о совершенной операции.

А в общественном транспорте терминал проводит транзакцию независимо от наличия сигнала сотовой связи.

“На данную процедуру может быть затрачено большое количество времени, что недопустимо при оплате проезда в пассажирском транспорте, в особенности в часы пик. Таким образом, при оплате проезда на транспорте оперативность расчетов является определяющим фактором. Принцип работы всех транспортных платежных систем основан на регистрации проезда без обращения к банку в момент оплаты, вследствие чего достигается высокая скорость обилечивания пассажиров. Терминал, вне зависимости от наличия сигнала сотовой связи накапливает информацию о зарегистрированных поездках”, — рассказали в мэрии.

Связывается с банками и снимает средства терминал один раз в 10 минут. При наличии на карте денежных средств, достаточных для оплаты проезда, банк производит их списание.

Таким образом, деньги списываются с вашей банковской карты уже после того, как вам предоставили услугу, что отменяет возможность проконтролировать соответствие стоимости проезда и тех средств, которые были сняты. А аргумент в пользу высокой скорости обилечивания имеет двойное дно. Если не учитывать редкие сбои в системе торговых терминалов, то обычно оплата проходит за минуту. Билет при оплате проезда банковской картой вы ожидаете примерно такое же количество времени. Мы, конечно, не ставим под сомнение систему, продуманную специалистами в сфере общественного транспорта, но сравнение есть сравнение.

Что же такое этот ваш стоп-лист?! 

Идем дальше. Для начала отметим, что в мэрии Кемерова также недовольство граждан о двойном списании оправдывают запоздалыми СМС. Это касается тех, случаев, когда оповещения о снятии средств приходят горожанам спустя несколько часов после поездки.

“Необходимо помнить, что в силу специфики функционирования абсолютно всех автоматизированных систем оплаты проезда, принимающих в качестве оплаты банковские карты, СМС о списании денежных средств могут не приходить сразу же после совершения оплаты, а только после того, как терминал проведет сеанс связи, который осуществляется при наличии устойчивого сигнала сотовой связи не чаще одного раза в 10 минут. Таким образом, даже при благоприятных условиях связи, СМС о списании денежных средств может прийти даже позже, чем завершится поездка, оплаченная банковской картой”, — пояснили в администрации.

К слову, данная информация не имеет никакого отношения к стоп-листам и повторным списаниям средств из-за них. Так, что же такое стоп-лист?

Ваша банковская карта будет помещена в стоп-лист при отсутствии денежных средств, достаточных для оплаты проезда. Наличие банковской карты в стоп-листе не позволяет осуществить оплату проезда в пассажирском транспорте Кемерова. Если вы совершите попытку заплатить за поездку банковской картой, находящейся в стоп-листе, “терминал отклонит данную карту, не пытаясь снять с нее денежные средства и выдаст информационную квитанцию о невозможности оплаты”.

 

При этом, для вывода карты из стоп-листа и погашения сформировавшейся задолженности банк, в соответствии с регламентом, будет осуществлять попытки списания денег в счет оплаты проезда в день попадания карты в стоп-лист, затем на 2-й, 4-й, 7-й, 14-й, 28-й день. Затем автоматические попытки прекратятся, и на пассажире останется “висеть” задолженность.

Именно этими автоматическими попытками власти объясняют запоздалое списание денежных средств с карты. Как пояснили в мэрии, поступление соответствующей СМС гораздо позже, чем совершена поездка, вызывает у пассажира ложное мнение о «незаконном мошенническом действии».

“В действительности, происходит снятие денежных средств за поездки, совершенные ранее”, — поясняют в администрации.

В мэрии развенчали и “ложное мнение” о двойном списании.

“Однако, если к терминалу будет приложена банковская карта, находящаяся в стоп-листе, и на карте имеются денежные средства, банк попытается после поступления сигнала от терминала о прикладывании карты, списать сформировавшуюся ранее задолженность. Таким образом, у пассажира складывается ложное мнение о «двойном списании» при поступлении СМС-сообщения о снятии денежных средств. В действительности, происходит снятие денежных средств за поездки, совершенные ранее”, — добавили представители властей.

Объясним доступнее. Например, вы заходите в транспорт, прикладываете карту и вам сообщают о том, что она находится в стоп-листе. Вы оплачиваете проезд наличными. А затем позднее с вашей карты также списывается сумма за поездку. В мэрии утверждают, что это происходит оплата ранее совершенных поездок, но не оплаченных. Из-за чего ваша карта якобы и попала в стоп-лист.

После этих разъяснений у нас безусловно все еще остались вопросы. Все-таки жители Кемерова неоднократно сообщают о том, что их карты попадают в стоп-лист, несмотря на тот факт, что они никогда не бывают в такой ситуации, когда на их банковской карте отсутствует хотя бы 25 рублей (достаточных для оплаты проезда). Следовательно, карта не может попасть в стоп-лист, но попадает. Почему?

“При положительном балансе транспортной или банковской попадание в стоп-лист возможно только в одном случае, когда на карте положительный баланс менее стоимости одной поездки. Для банковской 25 руб., карта школьника и учащегося 14 руб., карта пенсионера 12 руб.”, — твердо заявили нам в ответ.

Здесь мы видим, что слово мэрии против слов местных жителей. Судя по всему, кто-то приукрашивает правду.

Мошенничество или сбои в системе 

Мы поговорили с несколькими юристами нашего города с просьбой как-то определить законность повторных списаний и разъяснить, как данную, казалось бы, копеечную проблему решить. И все в один голос говорят: “Из-за 25 рублей никто разбираться не будет!”. Следовательно, практики у юристов по этому вопросу нет.

Но вот гид, как особо въедливый пассажир может доказать свою правоту:

  • Сохранять все билеты за проезд;
  • Запросить отчет у банка;
  • Соотнести количество поездок по билетам и количество списаний с банковской карты.

Но даже так доказать тот факт, что ваша карта не могла попасть в стоп-лист крайне сложно. Все-таки оппонент может поставить под сомнение вашу прилежность при накоплении билетов. Вдруг вы потеряли один.

Также, несмотря на то, что, по заверению властей, существует только один вариант попадания карты с положительным балансом в стоп-лист, юрист предположил и другие возможные варианты.

“Попадание в стоп-лист также может происходит, как я предполагаю, из-за проблем с их связью. Допустим, оплата изначально не прошла из-за сбоя связи, из-за сбоя в терминале и т.д. и т.п. В итоге, вы в стоп-листе за неуплату. Все-таки нельзя утверждать, что терминалы ежедневно работают без сбоев”, — отметил юрист Александр Беклемешев.

Вывод напрашивается неутешительный. Доказать, так сказать, незаконность попадания банковской карты в стоп-лист — практически невозможно. Да, и кто будет этим заниматься из-за 25 рублей? Но, если сложить несколько таких ситуаций вместе, получится довольно внушительная сумма для непростых на сегодняшний день времен.

Текст: Анастасия Волкова.
Фото: pixabay.com
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp