Суровые женщины и мужчины Кузбасса, которые жили на картинах художников XX века
Редакция Сибдепо расскажет, почему в искусстве XX века так много уставших людей.
«Это человек 1960-х, прошедший через нравственное очищение, вдохнувший воздух свободы, идущий на подвиг борьбы и труда не по идейному призыву, но по воле сердца», – Елена Кукина, «Искусство советского периода».
Редакция Сибдепо продолжает рассказывать об искусстве Кузбасса. В этом материале мы раскроем тему Сурового стиля, в котором много широких плеч, мускулистых рук и ног, измазанных грязью лиц и грустного взгляда. Иначе говоря, объясним, почему на картинах XX века уставшие и гордые люди.

Идеология социалистического реализма долгое время определяла направление любого искусства, в том числе изобразительного. Если описывать все происходящее простыми словами, то получится что-то вроде: все улыбаемся и машем, мы строим прекрасное будущее. Как говорят искусствоведы, соцреализм ушел вместе со смертью И.В. Сталина. А что пришло на его смену? – Грустные лица, но все тот же героизм.

Пришел Суровый стиль, который разрешил людям быть настоящими. В современном искусствоведении его хронологические рамки определяются концом 1950-х – началом 60-х.
Иван Филичев, Хозяйка дивных гор
Суровый стиль как он есть
На самом деле разделить соцреализм и Суровый стиль не так просто. Сейчас искусствоведы пытаются «очистить» изобразительное творчество от политической «шелухи» и показать главное – искусство. По сути, новым стилем занимались художники, которые были воспитаны социалистическим реализмом, поэтому разделение двух направлений достаточно условно. Можно сказать, что Суровый стиль начал зарождаться еще в соцреализме.
«После смерти Сталина, в 57-х–62-х годах, молодые художники решили обновить концепцию официального советского стиля. И надо понимать, что у них у всех была одинаковая ментальность. И гражданский пафос у Сурового стиля был все также очень высокий»,
— Наталья Попова, искусствовед
Павел Чернов, Портрет птичницы Е.М. Зубовой
Молодые художники задумывали Суровый стиль, как новый этап развития соцреализма. Они обратились к будням человека, который преодолевает препятствия, едет добывать нефть, уголь и другое. В общем, это суровый труд обычного работяги, который пережил военные годы.
Суровый стиль в Кузбассе

Новое течение было свойственно художникам по всей России, но причем тогда Кузбасс? А все потому, что мастеров Сурового стиля привлекали те, кто был всегда у нас под боком в нашем регионе – шахтеры, совхозы, завхозы и стройки века.

И так получалось, что художники со всей страны приезжали в Кемеровскую область, чтобы увидеть все своими глазами и перенести на свои полотна.

Иван Филичев, Шахтеры
«Художники разных городов, в том числе, московские мастера привозили много материала и воспевали героя, который жил у нас в Кузбассе: несломленный, преодолевающий препятствия и природные сложные условия»,
— Наталья Попова, искусствовед
О художниках и картинах
Мастерам Кузбасса было проще, потому что ехать никуда не надо. Все очень близкое и родное. Представители нового течения часто изображали людей, которые отделены от целого общества. Такие одинокие одиночки, у которых семьи, хозяйство и тяжелая работа.

И события, подобные строительству Кузнецкого металлургического комбината, вызывало большое внимание художников не только первой половины XX века, но и в целом мастеров целого столетия.
Кузнецкий металлургический комбинат – масштабное строительство 30-х годов. Завод возвели за 1000 дней. Много литературы было написано о легендарном КМК и столько же картин. Конечно, во время самого строительства многие воспевали и романтизировали стройку. Но в пример мы приведем три картины 70-х годов, которые посвящены комбинату.
«Композиционно это выглядит как икона человека. Соцреализм в 40-50-е годы стал более публицистичным, даже газетным, то есть рассказывал какие-то истории. А представители Сурового стиля уходили от публицистичности в эпичность»,
— Наталья Попова, искусствовед
Николай Кирчанов, Совхозный конюх
В портретах кузбасских художников видна основная черта Сурового стиля – гордость героев портретов за свой труд. На картине «Совхозный конюх» зритель видит обветренные лицо и мускулистые руки мужчины, которые символизируют крепость духа.
Павел Чернов, Групповой портрет овощеводов совхоза
Суровый стиль был максимально приближен к человеку из Кузбасса. Художники XX века выбирали героев из нашего региона, потому что они находились в центре больших перемен. И, конечно, мастера из Кемеровской области, которые тоже были в эпицентре, могли полностью прочувствовать дух трудяг. И также легко прочувствовать атмосферу той жизни, когда человек олицетворял собой силу и целую историю.
Текст: Виталина Карманова
Фото: Музей ИЗО Кузбасса
© 2023