“Таких случаев в нашей практике ещё не было”: как в Кемерове работает доступная среда для инвалидов

Легко ли людям с ограниченными возможностями в областной столице? И так ли доступна «доступная среда»? Сибдепо разбирался в вопросе.

«Сначала возникают вопросы: почему? За что? Спустя месяц вопрос стал иным: для чего мне это дано? Я не стал долго ждать, просто начал жить дальше и, по возможности, менять мир вокруг себя», — говорит кемеровчанин Игорь Иванов.

Мужчина из-за врачебной ошибки прикован к инвалидной коляске уже 19 лет. Однако, его можно смело назвать борцом за права инвалидов: благодаря Игорю, десятки учреждений города стали доступны для людей с ограниченными возможностями.

Как в Кемерове работает доступная среда для инвалидов? И есть ли она вообще? Вместе с Игорем Ивановым по улицам и предприятиям Кемерова прогулялись корреспондент и фотограф Сибдепо.

Доступное должно быть доступным

Формирование доступной среды — это устранение препятствий и барьеров к зданиям и сооружениям, транспорту, информации и связи, а также услугам для населения. Вот уже больше одного десятилетия мировым сообществом поддерживается идея о создании доступной среды людям с ограниченными возможностями здоровья.

Формально реализация этих идей началась в 2006, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию “О правах инвалидов”. В России она была ратифицирована в 2012 году, и с этого момента страна обязалась принять меры для создания всех надлежащих условий.

Сегодня доступная инфраструктура Кемерова не сравнится с ситуацией десятилетней давности. Установлены пандусы, есть места для инвалидов на парковках. Но не везде. Поэтому Игорь Иванов всегда носит с собой красную папку с шаблонами заявлений (к сожалению, в нашей прогулке она тоже пригодилась), и в случае не соблюдения основных требований резолюции ООН, общается с руководством заведений и добивается устранения недостатков.

На распечатанном бланке есть официальная информация для организаций, где указаны нормы законодательства и контактные данные заявителя. Остаётся только вписать название учреждения и ФИО руководителя. По закону, в течение 30 дней должен поступить ответ на запрос. Это, безусловно, не означает, что после жалобы все проблемы сразу устранят. Но, как отмечает Игорь, требования зачастую выполняются.

«По-моему, вам заняться нечем!»

Для рейда мы выбрали общественные места, которые каждый человек посещает регулярно: торговый центр, банк, кафе, поликлиника, кинотеатр и государственное учреждение.

День нашей прогулки выдался очень снежным. И в первой же локации – отделении банка на проспекте Шахтёров, мы столкнулись с заметённой парковкой и пандусом, а также непониманием персонала: кто же должен очищать последствия снегопада?

Пандус у здания оказался установлен с нарушениями нормативов – поручни были только с одной стороны. Правда, как заверила нас администратор, он является «общедомовым», а значит «виновником» нарушения сам банк не является. Этому факту мы, конечно, безумно обрадовались.

Торговый центр «Радуга» встретил оккупированной парковкой для инвалидов. И это, как рассказал нам Игорь Иванов, ситуация повсеместная. Машины без знака «инвалид» паркуются без всякого стеснения, «особо вежливых» не останавливает даже штраф в 5 тысяч рублей.

«По-моему, вам заняться нечем!», — ответил нарушитель на нашу просьбу убрать машину с неположенного места.

В самом центре нас ждал своеобразный квест, и это слово мы ещё не раз вспомнили в поездке. Для маломобильных граждан ТЦ «Радуга» доступен, Иванов и сам часто посещает местные магазины. Но непосвященным будет не так уж легко разобраться в хитросплетениях местных коридоров. Увидев нас, старший начальник смены охраны ТЦ Сергей провёл экскурсию по зданию. Как оказалось, «Радуга» оборудована специальными комнатами для инвалидов, в которых, в случае пожара, маломобильные граждане смогут дождаться помощи.

«Комнаты созданы специально для людей, которые не могут самостоятельно быстро эвакуироваться из здания. У нас их три: две на втором этаже и одна на цокольном. В случае ЧП сюда поступает свежий воздух и не проходит угарный газ, есть тревожная кнопка, благодаря которой спасатели быстро узнают о нуждающихся в помощи», — рассказал Сергей.

 

Правда, самостоятельно быстро найти эти «тайные комнаты» будет довольно сложно, указателей к ним мы не увидели. В целом, а это было очень важным в нашем «расследовании», человек с ограниченными возможностями сможет без посторонней помощи посетить этот торговый центр.

«Никто мне об этом не говорил»

Продолжилось наше путешествие посещением многофункционального центра на улице Кирова, и здесь без помощи было не обойтись. Чтобы попасть в здание, нужно преодолеть солидное расстояние от парковки. Знака «парковка для инвалидов» на стоянке мы не обнаружили, и выяснить, куда он делся, так и не смогли. Добраться же до пандуса самостоятельно зимой человеку на коляске — задачка с тремя неизвестными.

Здесь-то и пригодилась «красная папка», официальная жалоба была направлена. Справедливости ради, руководство МФЦ заверило, что исправит недочёты.

Последним пунктом из первого дня нашего путешествия стало кафе “ШашлыкоFF”.
“Миссия невыполнима” — подумали мы, когда увидели трёхметровую лестницу без намёка на пандус. В ответ на вопрос “Как нам попасть в ваше кафе с человеком на коляске?”, мы увидели неподдельное замешательство персонала.

«Таких случаев в нашей практике ещё не было», — сказала управляющая заведением Анастасия.

Но, к нашему удивлению, выход из ситуации нам всё-таки предложили, и три бравых парня с кухни героически занесли коляску на второй этаж. Правда, в воздухе повис вопрос: как, оказавшись без сопровождения, вызывать этих ребят?

«Около двух лет я прожил в Крыму, город Саки, находящийся на полуострове, стал своеобразной «Меккой» для инвалидов. Все условия, необходимые для маломобильных граждан, были созданы там практически в каждом заведении. Правда, этому послужила не сердобольность собственников, а банальный расчёт. Они рассудили, что в городе много инвалидов, которые являются вполне себе платёжеспособными. Значит, если создать для них условия, это станет выгодно обеим сторонам », — говорит Игорь.

Ещё пара квестов ожидала нас при посещении поликлиники и кинотеатра “Юбилейный”.

Всё те же проблемы: заснеженные пандусы, отсутствие кнопок вызова персонала и невозможность самостоятельного посещения этих мест для человека с ограниченными возможностями.

В «Юбилейном» нас ждала крайне занимательная ситуация. Чтобы попасть к кассам, нужно преодолеть крутую лестницу, пандус здесь, конечно, отсутствует. Администратор объяснила, что у них есть специальное устройство для спуска по лестнице. Правда, как им можно воспользоваться, пришлось выяснять почти 40 минут, ещё столько же ушло на поиск компетентного сотрудника.

«Никто мне об этом не говорил», — пояснил разнорабочий кинотеатра.

Стоит ли отметить, что все сеансы кино мы беспощадно пропустили?

Безусловно, судить в целом о доступности среды в нашем городе по тому небольшому количеству мест, которые удалось посетить, мы не можем. Тем не менее, эта поездка позволила сделать определённые выводы.

Условия, созданные для маломобильных людей, очень часто существуют лишь для галочки. От незнания это, безразличия или невнимательности – каждый сам должен ответить на этот вопрос.

Для нас было важным проверить не столько «доступную среду», сколько доступность этой самой «доступной среды». К сожалению, наличие пандуса в большинстве организаций лишь номинально, и маломобильные люди без помощи окружающих не смогут преодолеть даже его. Если и можно каким-либо способом повлиять на эту ситуацию, то только совместными усилиями всех неравнодушных.

«По–другому выполняться закон, увы, не будет», — отмечает Игорь Иванов.

Текст: Валерия Антипова.
Фото: Максим Киселёв/Сибдепо.

Комментарии

Рекомендуем