«Главная проблема в том, что фильм далеко не всегда смотрится настолько увлекательно, насколько это было бы возможно. Много внимания уделяется «разжевыванию» сюжета от пункта к пункту – и поэтому кино, по большей части, выглядит монотонным пересказом с небольшими вкраплениями экшн-сцен, где создатели не выжимают должного потенциала».
Сюжет
Фильм Дэвида Йетса пробуждает у зрителя живой интерес к африканской истории нового времени. Ведь при слове «колонизаторы» 99% жителей Земли представляют себе англичан в пробковых шлемах. Ну, в крайнем случае, испанских конкистадоров в кирасах. А тут – бельгийцы, целая армия наёмников, работорговцы и охотники за бриллиантами. Романтика, ожившая «библиотека приключений»! Но главное, что всё это – чистая правда, включая намёки на подлую натуру короля Леопольда. Конкретные персонажи – злодей и спутник главного героя – реально существовали! Описание данного места и времени можно найти в сотнях литературных произведений, художественных, биографических и исторических. И в добвок — потрясающие африканские пейзажи. Не солнечные, весёлые картинки, как в «Книге джунглей», а мрачные, туманные виды конголезских джунглей, холмов и равнин. А кругом кишат животные и дикие племена.
В общем, Дэвид Йетс создал шикарное обрамление для бриллианта в виде захватывающей приключенческой истории. Но вот беда – самой истории нет и в помине. Вместо неё мы получили затасканный, как шляпа Индианы Джонса сюжет. «Тарзан. Легенда» повторяет сотни историй, увиденных и прочитанных нами ранее. Злодей хочет править и богатеть, герой фигурирует в его зловещих планах, девушку героя похищают и теперь надо всех спасать. Ничего не напоминает? «Золото Маккенны», «Виннету», «Книга Джунглей», «Аватар» — этот список и без того можно было продолжать до бесконечности, а теперь он пополнился и очередным «Тарзаном», 89-м по счёту. Параллельно, через воспоминания героев, фильм рассказывает каноничную историю о Тарзане. Но ностальгии это не вызывает, только затягивает повествование.
К тому же Йетс, непонятно зачем, втянул героя в джунглей в геополитику. Это выглядит так: во владениях подлых бельгийцев процветает рабство, а английский лорд Грейсток, он же Тарзан (Александр Скарсгард) и бравый американский агент Уильямс (Сэмюэл Л. Джексон) выводят их на чистую воду. Зачем вообще нужна была эта сюжетная ветка?
Экшн-сцены в фильме хороши, но их до безобразия мало. И, что ещё обиднее, все они выглядят какими-то урезанными, не доведёнными до конца. Вот пример – Тарзан стоит один против десятков врагов, из-за скал вырываются гигантские обезьяны ему в подмогу и вы поудобнее устраиваетесь в кресле в предвкушении лютой битвы. Но вместо этого следует банальная речь – и разбежались. Издевательство какое-то.
«Вся первобытная натура Джона Клейтона осталась в прошлом и даже в многочисленных флешбеках заметна с трудом — Тарзан стал цивилизованным, и это убивает львиную долю интереса к истории»
Герои и злодеи
В фильме «Тарзан. Легенда» занято много народу. Но при этом упоминания достойны лишь четыре персонажа. Сам Тарзан безукоризненен с точки зрения внешности – полгода «качалки» перед съёмками не прошли даром. Но с актёрской игрой сложнее. Скажем так – лорд Грейсток получился донельзя скучный и неинтересный, как в Англии, так и в Африке. Но при этом Тарзан весьма крут. Когда герой, наконец, скидывает явно мешавшую ему одежду, становится интересно, динамично и красиво – тут с корреспондентом «Кино-Театра» не соглашусь. В боевых сценах с крутостью даже перебор – битва с солдатами в мчащемся поезде наводит на мысли о Капитане Америка – без суперспособностей так драться невозможно.
Джейн (Марго Робби) строго придерживается законов жанра: подкупает красотой и беззащитностью, но одновременно поражает храбростью и силой воли. Нормальная подруга главного героя. И слова говорит, какие положено: «Вы – рабовладелец и мерзавец», «Мой муж остановит вас» и так далее. Ничего нового – абсолютно «картонная» героиня. Остаётся лишь утешаться красотой Марго Робби.
Злодей – колонизатор Леон Ром — тоже типичный, но здесь выручили талант и харизма Кристофа Вальца. Весь фильм вам будет хотеться его утопить, скормить крокодилам или спалить на костре. Действия и слова Рома вызывают, пожалуй, самые сильные, пуст и отрицательные, эмоции. А это значит, что актёр не зря получил свой ганорар. И, наконец, американский агент Уильямс (Сэмюэл Л. Джексон). Спутник главного героя и, по совместительству, единственный комический персонаж. Ветерану Голливуда настолько привычен этот образ, что получиться плохо просто не могло. Но и воображения не поражает.
Все остальные персонажи фильма «Тарзан. Легенда» — это, преимущественно, безликие наёмники-захватчики и чуть менее безликие конголезские племена. Первые существуют для того, чтобы было кого ненавидеть, вторые – чтобы их угнетали. Редкие проявления индивидуальности не впечатляют, имена и лица не запоминаются.
История, лишенная логики и глубокого смысла, тем не менее, вполне работает в качестве ненавязчивого аттракциона. Технологии, позволяющие снимать уже все что угодно, демонстрируют несколько эффектных сцен.
Животные Африки
В каждом фильме о Тарзане звери были одним из ключей к успеху. Но ещё ни одна картина по мотивам произведений Берроуза не имела таких возможностей, как «Тарзан. Легенда». Представляете, как мучились режиссёры предыдущих 88 «Тарзанов»? Манекены, ростовые костюмы, наложения плёнки, опаснейшая работа с живыми животными… После предыдущей экранизации случилась уже не одна техническая революция в киноиндустрии. Йетс имел возможность работать не просто с приматами, а с нужными ему приматами – видом, которого не существует в природе. Слоны, львы, гиппопотамы – сколько угодно, любых размеров и свирепости. И при этом зверей в картине очень мало. Нам рассказывают, как Тарзан умеет повелевать животными, а визуальных подтверждений этому почти нет. Гигантские обезьяны ещё кое-как отработаны, львы, антилопы-гну и крокодилы минимально задействованы, а леопарды, слоны и гиппопатамы – просто «чтобы были». В этом отношении режиссёр выглядит, как картёжник-новичок, так и не понявший до конца партии, что ему делать с доставшимся джокером.
Дэвид Йетс впервые снял большое кино не про Гарри Поттера. И теперь возникает подозрение, что этот режиссёр напрямую зависит от художественной силы произведения, с которым пришлось работать. Романы Джоан Роулинг — непредсказуемые и захватывающие. И Йетс, катясь по книжным «рельсам» создавал отличные фильмы. А книги Берроуза, при всей их популярности, не более чем бульварное чтиво, простое и бесхитростное. Вот и «Тарзан. Легенда» получился таким же. Но поколение, зачитывавшееся «Тарзаном» уже не составляет большинство в зрительных залах. А нового зрителя такой «повелитель джунглей» точно не покорит.