Три иностранных языка в кемеровских школах: что думают родители и педагоги

Нынешний учебный год ещё не дотянул и до середины, а родители кемеровских школьников уже вовсю обсуждают нововведения следующего. Мамы и папы волнуются: детей обяжут изучать сразу три иностранных языка. Как обстоят дела в действительности, о плюсах и минусах изучения иностранных языков – в материале Сибдепо.

Второй иностранный язык в качестве обязательного предмета начал появляться в кемеровских школах в 2018 году. Изменения коснулись учеников 5-9 классов ряда образовательных организаций. В некоторых учреждениях дети до сих пор изучают лишь один иностранный язык, как правило, английский. Но многие родители с опаской смотрят в будущее. Выступая против введения второго иняза, они называют несколько причин — дополнительная нагрузка на детей, неусвоение материала, снижение общей успеваемости.

«Моя дочь учится в шестом классе общеобразовательной школы. Порой у неё и с одним английским возникают трудности. Не представляю, как придётся справляться, например, ещё и с немецким», — переживает кемеровчанка Анастасия Беляева.

«Зачем забивать головы детям лишней информацией? Современные школьники и без того загружены уроками, заданиями, секциями», — возмущается папа семиклассника Анатолий Р.

По словам учителя немецкого языка кемеровской школы №26 Алёны Малышевой, зачастую учащиеся действительно воспринимают второй иностранный язык как дополнительную нагрузку, а потому относятся к его изучению не слишком серьёзно. В то же время, по наблюдениям педагога, у пятиклассников второй иностранный идёт «на ура».

 «Если говорить об успеваемости, то те, кто хорошо учится, без труда будут справляться и со вторым иностранным языком», — уверена педагог.

Вот что говорит по этому поводу филолог, переводчик, стажёр центра по разработке современных обучающих методик в обучении иностранным языкам (г. Виши, Франция, 2006 год), преподаватель и руководитель проект-студии двуязычия «Перспектива» Елена Власова:

«Теоретически проблем никаких не может возникнуть. Мозг человека вполне способен одновременно осваивать несколько абсолютно разных по своей структуре иностранных языков. Для взрослого человека любая учебная деятельность — фитнес для ума, а изучение иностранного языка — самый эффективный и сбалансированный вид интеллектуальной гимнастики. Помните у Платона: «Мыслю, следовательно, существую». Иными словами – «Прощай, Альцгеймер!». А мозг ребёнка не просто нуждается в подобной «гимнастике», но таковая для него — необходимое условие для формирования и развития. Формированием и развитием мышления и речи, которые неразрывно связаны между собой, в первую очередь занимаются учителя в начальной школе! Продолжается этот процесс и далее в средних и старших классах, но уже на других оборотах: фокус с формирования смещается более на развитие».

Ещё один пункт «против», на который указывают родители — низкое качество преподавания иностранного языка в школе. Горожанка Ирина Устьянцева – мама «со стажем». Старшая дочь – студентка, младшая учится в 11-ом классе.

«На мой взгляд, второй иностранный язык в школе – это потерянное время и лишний «напряг». Особенно если учесть уровень преподавания предмета – он очень низкий. И для старшей, и для младшей дочерей нам пришлось нанимать репетиторов, услуги которых, сами понимаете, недешёвые», — рассказывает Ирина.

Отмечают эту проблему и специалисты. По мнению Елены Власовой, одним из самых важных и в 90% случаев западающим и слабым звеном в школе является личность учителя.

«Школьный учитель изношен и загнан требованиями, отчётами и массой подготовок, помимо фактического ведения уроков. Его мозгу просто не хватает времени на перезагрузку и «переваривание» предметной информации, в которую он погружён и которая, кстати, не только учебного плана — учитель работает с людьми! Это требует от него повышенной стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности. На восстановление психоэмоционального равновесия тоже нужны время и энергия организма. А ещё хочется и необходимо саморазвиваться! Учителю иностранного языка тем более. Специфика предмета требует, чтобы он не только разбирался в языковом материале, но и в самой теме, которая часто бывает сложна для осмысления даже на родном языке, например, «виды возобновляемой энергии» и тому подобное. Учитель с уставшим лицом, постоянно «неуспевающий» по каким-то «пунктикам» (где бывают и свои личные, кстати) не может быть полноценной энергичной, интересной личностью и привлекательным лидером для детей. Такому лидеру они предпочтут что-то иное. И брать информацию от такого учителя они не будут!», — комментирует руководитель «Перспективы».

Сама по себе идея введения второго иностранного  в школах очень нужная и однозначно полезная, считает собеседница. Но реализована она, скорее всего, будет минимально эффективно. Одна из причин названа выше, другая – дефицит кадров.

«В школах Кузбасса уже много лет только один английский. Учителя, получившие специальность по другим языкам, перепрофилировались на него или вообще сменили деятельность, в лучшем случае работают в частных центрах, откуда их теперь в школу не вернуть. Кемеровский РГФ (факультет романо-германской филологии – прим. ред.) давно распустили. Три «калеки» выпускают трёх «калек», умываясь слезами по их уровню подготовки. Моё сердце обливалось кровью 2 ноября, когда волей судьбы мне удалось побывать на международной образовательной конференции в КемГУ. На родной кафедре (французской филологии) осталось три преподавателя! Специалистов, которые придут в школы учить второму и третьему иностранным языкам, трудно будет назвать профи», — сетует Елена Власова.

Аналогичную точку зрения высказывает учитель английского и французского языков гимназии №1 Юлия Даниленко. По её словам, в гимназии второй иностранный язык у всех всегда был обязателен с пятого класса. Со 2-го класса учащиеся изучают английский, а с 5-го — второй язык той же германской языковой группы — немецкий. С 10 класса в лингво-экономическом профиле добавляется третий иностранный язык — французский.

«Другой вопрос — введение второго иностранного во всех школах. В Кемеровской области просто нет возможности найти кадры для преподавания иностранного языка. КемГУ закрыл кафедру французской филологии и планирует закрыть кафедру немецкой филологии в этом году. Соответственно, желание научить детей языку не соотносится с возможностями преподавательского состава», — говорит педагог.

Пока одни родители хватаются за головы в преддверии новшества, другие высказывают более оптимистичные мнения. Мама четвероклассницы Анастасия К. считает, что введение второго иняза некорректно объявлять лишней нагрузкой на ученика.

«Изучение иностранных языков — общепризнанный способ профилактики болезни Альцгеймера и деградации. Он всесторонне развивает мозг человека в любом возрасте. Мы живём в мире, который развивается такими быстрыми темпами, что не угадать, в каком обществе, среди каких возможностей будут жить наши дети, с какими проблемами столкнутся. Но совершенно точно ясно, что международное общение — залог свободы и успешности человека следующего поколения», — говорит кемеровчанка.

К тому же, отмечает Анастасия, сейчас много возможностей и инструментов для самостоятельного изучения иностранных языков, для его практического использования.

«Мы выезжаем в отпуск за рубеж, и это бесценно, когда ребёнок осознаёт, что он понял кого-то, или его поняли. В интернете легко можно найти любимую книгу, кино, сериал или мультфильм в оригинале, пообщаться с носителем языка, устроиться на работу в иностранную компанию, рекламировать свои товары или умения по всему миру, написать статью в международный журнал, посетить международную выставку. Если мы хотим для ребёнка успешного будущего, то иностранные языки — отличный инструмент, открывающий двери в огромный мир», — уверена родительница.

К слову, сами школьники, пусть не все, но многие, с удовольствием изучают предмет и участвуют в языковых конкурсах. Так, на днях в кемеровской гимназии №25 прошёл II муниципальный конкурс песен на иностранных языках для учащихся 3-11 классов общеобразовательных организаций города. На суд жюри было представлено 47 концертных номеров — выступления вокальных групп, школьных хоров, дуэтов, сольные выступления на английском, французском, немецком языках. А вне конкурса прозвучала песня на итальянском языке в исполнении ученицы 8 класса гимназии № 41 Екатерины Полянской.

Отметим, те школы, где дети до сих пор изучают лишь один иностранный язык, тоже ждут изменения: изучение второго иностранного языка является обязательным в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

«Каждая школа должна разработать программу основного общего образования, в рамках которой будет реализовываться изучение второго иностранного языка в качестве обязательного предмета. Основное общее образование – это 5-9 классы, то есть второй иностранный необходимо включить в образовательную программу для учеников именно этих классов. Какой язык, в каких параллелях его будут преподавать – это компетенция образовательного учреждения. Например, второй иностранный может быть реализован только в 5-х классах, либо в 6-х, 7-х, 8-х классах, либо только в 9-х. Иными словами, у школ есть право выбора, и решается этот вопрос исходя из материально-технических и кадровых возможностей образовательной организации», — пояснили в Управлении образования города Кемерово.

Что касается третьего языка, то о его обязательном изучении речи вовсе не идёт. Так что мамы и папы могут вздохнуть спокойно.

Текст: Елена Хатова.
Фото: http://www.talkandtravel.es, cdn1.dinu.ir

Комментарии

Рекомендуем