Кемеровская холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз», реализующая на паритетных началах с инвестиционной компанией Volga Group проект возведения угольного терминала в бухте Суходол в Приморье, планирует начать строительные работы в июле 2014 года.
Углём единым
От общего количества добываемого угля в России на Кузбасс приходится 57%. При этом доля региона в экспорте чёрного золота составляет 77%. Холдинговая компания «СДС-Уголь» является третьей по объёму добычи угля в стране. В минувшем году предприятия холдинга добыли 27 млн тонн угля, из которых 20 млн ушли на экспорт.
В планах компании, по словам президента холдинга «СДС» Михаила Федяева, увеличение добычи за 5 лет до 40 млн тонн в год. При благоприятной экономической обстановке этот объём вполне возможен, ведь ещё в 2000 году компания «СДС-Уголь» добывала всего 3,5 млн тонн в год.
«Мы сейчас весь уголь грузим на Запад. Если там ничего не изменится, мы так и будем его грузить, — рассказал Михаил Федяев на пресс-конференции. — Но сегодня цена, по которой мы работаем, к сожалению, очень низкая. Мы не собираемся уходить с рынка Европы, мы говорим о том, чтобы увеличить объём добычи нашей компании. Развиваться будем по мере того, как будет складываться ситуация на рынке. Опять же, будем склоняться в сторону того покупателя, которому выгоднее продавать».
Создание дополнительных логистических мощностей расширит возможности экспорта российского угля на Азиатско-Тихоокеанский рынок: в Южную Корею, Китай, Японию и Индию. Кроме того, строительство нового объекта поспособствует решению проблемы недостаточности портовых мощностей, которая в настоящее время стоит перед российскими угольщиками. Морской порт «Суходол» зарегистрирован как отдельное юридическое лицо и будет обслуживать не только «СДС-Уголь», но и всех желающих.
Вопрос портом
Проект угольного терминала в Шкотовском районе Приморского края с современным оборудованием и специально смоделированными противопыльными складами был поддержан в конце апреля Морской коллегией Правительства РФ. Его внесли в список реализуемых инвестиционных проектов в рамках госпрограммы развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года. Проектная мощность нового порта будет составлять 20 млн тонн угля.
Как отмечает президент ХК «СДС», комплекс расположен на значительном расстоянии от ближайших населённых пунктов — около 9 километров. Между тем, приморскую общественность тревожит вопрос угольной пыли: люди беспокоятся, что перевалка угля в бухте отразится на окружающей среде. «На площадке делаются железобетонные ветрозащитные стенки высотой до 18 метров, — поясняет Михаил Федяев. — Склад находится в коробе полностью. Нет только крыши. Стены для того, чтобы не было распыления и уголь хранился достаточно компактно. А вопросом крыши мы занимаемся. Причём учитывается и рельеф местности, и «роза ветров». Там сами сопки закрывают этот терминал».
По словам руководителя холдинга, в 2017 году будет запущена первая очередь порта на 6 миллионов тонн угля, которая обойдётся в 10 млрд рублей. Стоимость же самого проекта Федяев оценил в 18 млрд рублей.
Терминал развития
Для Шкотовского района строительство угольного терминала — залог развития территории. Кроме налоговых поступлений, это и меры социальной поддержки, которыми славится компания в Кузбассе. Уже сейчас люди живо интересуются, когда объявят приём на работу. «СДС» создаст здесь около 1000 рабочих мест с высокой заработной платой. «Будем обучать местную молодёжь, которая готова работать», — отмечает Михаил Федяев.
Несмотря на то, что порт пока существует только на бумаге, «Сибирский Деловой Союз» уже оказывает поддержку району. «Компания отремонтировала школу, детский сад, построила спортивную площадку, — рассказывает глава Шкотовского района Виктор Михайлов. — Холдинг обещает ввести жильё для работников, финансирует строительство спорткомплекса стоимостью 70 млн рублей, половину из которых и оплачивает компания. У нас все жители за приход инвесторов, рады запуску порта».
Со дня на день холдинг ожидает заключение госэкспертизы, а уже в июле планирует начать строительство самого крупного порта в стране. Доведение терминала до проектной мощности запланировано на 2019–2021 годы.