Укрощение УК: что делать, когда жилищники портят вам жизнь

Снег не чистят, подъезды расписаны граффити, единственную клумбу посадила баба Галя из 39 квартиры, сантехник унёс унитаз, а тарифы за всю эту красоту вокруг растут с каждым годом. Нет, мы не утрируем, просто перечислили стандартный набор проблем, с которыми приходится сталкиваться жильцам кемеровских многоэтажек. Юрист портала «Право на ответ» вместе с Сибдепо разобрал несколько ситуаций, когда УК совсем обнаглела, и рассказал, как жильцам отстоять свои интересы.

Унесли унитаз

Людмила из старенькой кемеровской хрущёвки не перестаёт удивляться наглости работников ЖКХ.

Людмила К.:

«У нас ребята из УК очень хорошо считают своё рабочее время. Была ситуация: случился порыв трубы в подвале, приехали ремонтники, перекрыли стояк. Повозились там и уехали сразу после 17.00 пятницы. Мы на все выходные остались без воды, в подвале вроде бы какие-то временные заглушки. Никакие уговоры и убеждения что так делать нельзя не помогли, диспетчер тоже возмущённо тянула что, мол, у людей выходные и мы возмущаться не должны. Работник этой же конторы за год до этого тоже с середины для до вечера провозился с унитазом у нас в квартире, снял его и спокойно стал собираться домой. Мол, завтра приду и доделаю. Они вообще имеют право так поступать с жителями»?

По словам юриста портала «Право на ответ», ситуация в которую попали жильцы, какой бы глупой и анекдотичной она ни казалась, очень серьёзная. При каждом УК должна работать аварийно-диспетчерская служба, и бросать работу на полпути, чтобы «уйти на выходные», сотрудникам УК запрещено.

«Это аварийная ситуация, и неважно, когда она случилась – днём, ночью, на выходных. Бросать дом без воды нельзя. Даже на выходных круглосуточно должна работать специально сформированная аварийная бригада. То, что диспетчер так холодно реагировала на жалобы жильцов дома – неправильно. Это повод серьёзно поговорить с её руководством и руководителем самой УК, если понадобится», — отметил юрист.

Порядок работы аварийно-диспетчерской служб чётко определён законом: потребитель сообщает об аварии в службу, уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Те обязаны приехать и отремонтировать, причём начать работу не позднее двух часов после звонка. Всё.

Есть и спорные ситуации, когда непонятно, где произошла авария и кто за это должен отвечать. Грубо говоря, за инженерные системы, ведущие к дому, отвечает ресурсоснабжающая организация, за то, что в доме – УК, то, что в квартире, ремонтирует сам жилец.

«По поводу ремонта сантехники в квартире. В принципе, жилец мог сам нанять любого мастера. Воспользоваться услугами сотрудников УК можно, если это отдельно оговорено в договоре обслуживания для всех жильцов дома. и тогда отказ доделать работу – это нарушение такого договора. Тут всё просто: по цепочке с претензиями по поводу такой работы можно подняться от диспетчера УК до Госжилинспекции. Если это была коммерческая платная услуга (такие управляющие компании тоже предоставляют), то вполне можно обратиться в Роспотребндзор, так как это нарушение прав потребителя. Конечно, должны быть документы – договоры, квитанции», — сообщил Александр.

Наблюдение за наблюдателями

Проверка показателей счётчиков – процедура стандартная и давно привычная. Вот только одна из кемеровских УК решила не заморачиваться на переговоры с жильцами дома, и развесила по подъездам слегка угрожающие объявления.

Дмитрий К.:

«Управляющая компания везде развешивает предупреждения, что , если их сотрудник не смог взять с квартиры показания проборов учёта (счётчиков), то плату за свет/воду/электричество будут начислять по нормативам, а если возникнет переплата, то её обратно не вернут. При этом человек в момент обхода может просто быть на работе. Но сотрудников УК это не волнует – всё равно будут начислять по нормативам. Они вообще законно это делают? И как их приструнить»?

По словам Александра, юриста портала «Право на ответ», процедура снятия показаний счётчиков у жильцов всего дома, если без нарушений закона, больше напоминает куртуазные ухаживания рыцарских времён – с записками, приглашениями и взаимными извинениями, если вдруг что пошло не так.

По закону ставить приборы учёта с своих квартирах обязаны все собственники, с 2012 года даже новостройки сдают уже со счётчиками, общедомовыми и индивидуальными. И жильцы квартир обязаны пускать домой проверяющих для снятия показаний со счётчиков.

Правда, такие визиты должны проходить не чаще, чем раз в полгода, а уведомлять о проверках жителей дома УК должна как минимум за две недели до обхода, чтобы у людей было время отпроситься с работы, приехать с дачи или как-то по-другому выкроить время для проверки.

«В идеале, информация должна быть доведена до жителей каждой квартиры в индивидуальном порядке, под роспись и с объяснения необходимости проверки. Если этого не сделано, а за день до проверки где-то чуть ли не на соседнем заборе появляется объявление, то знайте – УК нарушает закон», — сообщил юрист.

Если всё-таки встретить проверяющего не получается никак, то УК нужно предупредить об этом (лучше, опять таки, или через звонок в аварийно-диспетчерскую с записью разговора или с письменным уведомлением и росписью от представителей УК о том, что они это заявление получили). Причём жилец должен написать не просто что-то в стиле «меня нет и не будет», а предложить сотрудникам компании другую дату для проверки счётчиков – или в течение двух дней до общедомовой проверки, или в течение трёх дней после.

И только если весь предварительный «политес» с уведомлениями соблюдён правильно, а жильцы не предупредили об отсутствии и не думают открывать квартиру перед проверяющими, сотрудники УК могут составить акт об отказе в допуске к прибору учёта. Причём в нём должны расписаться ещё и свидетели. И даже после этого у собственника квартиры есть ещё десять дней, что проверяющих в квартиру всё-таки пустить. А потом УК может пойти и на крайние меры – по-максимуму по нормативам начислить собственнику плату за свет, газ, воду и электричество.

«При этом угрозы «не пересчитывать» плату за свет/воду/газ – это только пустой звук. Когда показания счётчиков всё же снимут, УК должна сделать перерасчёт – или потребовать с потребителя внести недостающие деньги, или внесли излишки в счёт будущей платы», — отметил юрист.

Так что, по словам Александра, угрозы УК и запугивание – это одно сплошное махровое нарушение законодательство. Такое объявление лучше всего сфотографировать и пообщаться с сотрудниками компании на предмет его законности. Если не поймут – обратиться с тем же вопросом к Госжилинспекции.

На голову пока не упало

А вот эта проблема знакома каждому кемеровчанину, от детсадовцев до пенсионеров. Не в своём, так и соседнем дворе можно видеть похожую картину.

Михаил Терентьев:

«Каждый год одно и то же. Управляющая компания не чистит двор от снега, да и за крышей не особо следят. Этой зимой снег начали чистить когда уже половина сугробов стаяла. Мимо балконов ухали целые глыбы наледи. Слава богу, никому на голову не упало и машины не разбило. При этом была даже такая ситуация: пару раз УК размещала объявление для владельцев машин о том, что двор будет чистить. Все на радостях честно перепарковывались. Но ни в этом день ни в последующий так никто и не приезжал. И вот такая история уже не первый год. Что делать»?

Юрист портала «Право на ответ» в ситуации, когда УК массово и неоднократно «кидает» (лучше б снег так кидали, честное слово) жильцов видит только два выхода: УК надо или менять, или объявить коммунальным злодеям самую настоящую войну и лишать лицензии.

«По требованию Госстроя уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда. Также УК должна заботиться о заборах, детских площадках, крышах, кровлях, козырьках подъездом. Чистить с них снег, причём вовремя – это самый минимум, что должны делать жилищники», — объяснил юрист.

Собственникам нужно открыть договор управления многоквартирным домом, перечитать, что и когда должны чистить/убирать/ремонтировать, а потом спросить с УК по полной программе.

«Если факт нарушения условий договора подтвердится – составить вместе с другими собственниками помещений акт некачественного оказания услуг, приложить к нему фото/видео доказательства и направить вместе с жалобой на управляющую компанию в государственную жилищную инспекцию Кемеровской области (https://www.gosgil42.ru/feedback/new.php) для привлечения УК к ответственности. За неисполнение обязанностей предусмотрены крупные штрафы, кроме того, собственники могут потребовать лишения компании лицензии, если нарушения были неоднократными. Это очень серьёзно, такого итога боится любая компания», — сообщил юрист.

По его словам, с мая 2015 года ни одна управляющая компания не может предлагать свои услуги, если у нее нет лицензии. Если компания в течение года получает два предписания об устранении нарушений по одному многоквартирному дому и не исполняет их — она теряет право на управление этим домом. Если площадь таких домов больше 15 % площади всех домов, которыми управляет УК, она лишается лицензии на управление домами, а ее руководитель дисквалифицируется на определенный срок. Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления Государственнной жилищной инспекции.

Директор объявил бойкот

А в Междуреченске, похоже, разыгрывается настоящая жилищно-коммунальная драма. Директор местной УК очень обиделся на жильцов дома, решивших «изменить» ему с другой УК, и… перестал общаться с жильцами, а его компания, заодно, перестала убираться в доме.

Роман П.:

«На собрании собственников жители заявили директору «управляшки», что они намерены поменять компанию из-за плохой работы. Директор обиделся, развернулся и ушёл, сказал, что делать по нашему дому ничего не будут, кроме аварийных работ. С тех пор, в подъезде никто не убирался. Директор по телефону говорит, что «новая компания пусть всё убирает». Как повлиять на зазнавшуюся УК?».

По словам юриста, другого выхода, как поменять УК и как можно быстрее, у жильцов просто нет. Причём половину необходимой работы они уже сделали – устроили собрание жильцов. Нужно ещё одно, на котором примут решение о расторжении договора с этой УК и выборе другой.

Собственники могут расторгнуть договор с УК только в случае, если она существенно нарушает условия договора управления, поэтому важно все случаи «саботажа» в деятельности УК зафиксировать соответствующим актом и средствами фото/видео фиксации.

 

Платим призрачной уборщице

В этом случае подъезд кемеровского многоэтажного дома тоже не убирают, и давно, но причина совсем не драматическая, а очень будничная – УК не наняла уборщика.

Марина К.:

«В нашем подъезде стабильно грязно, потому что его тупо не убирают. По документам, у нас работает уборщица, мы ежемесячно платим за её услуги. На деле человека с функционалом “убрать подъезд” не видели уже года полтора. УК жалобы, похоже, игнорирует и никого так за полтора года и не наняли, хотя деньги стабильно берут».

Как рассказал юрист портала «Право на ответ» Александр, возмущение жильцов вполне оправданное – люди платят управляющей компании не только за то, что в доме поддерживали рабочее состояние инженерных сетей. Все другие, более мелкие заботы о многоэтажки – тоже на плечах работников ЖКХ: услуги дворника, уборка подъездов, чистка мусоропроводов и дезинсекция дома. Причём в минимальный перечень услуг, которые должна предоставлять каждая УК, входит сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков, почтовых ящиков. Даже мыть окна в подъезде и протирать двери квартир снаружи тоже должны работники УК, а как часто – определяют сами жильцы и прописывают в договоре.

«Если в вашем доме реже положенного либо вообще не проводится уборка — это уже повод обратиться за перерасчетом. Зачем платить за ту услугу, которую не оказывают? Первое и самое важное действие — это составление акта оказания жилищных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную периодичность или продолжительность. Составлять его можно в свободной форме, но, поможет разделом № 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354», — объяснил Александр.

Уже с готовым актом нужно прийти в УК и предъявить претензии. А если руководство компании не отреагировало, и уборщик в подъезде так и не появился, действовать по уже знакомой схеме – Госжилинспеция, жалоба, штраф и лишение лицензии при повторном нарушении. все те деньги, которые жильцы дома уже заплатили за несуществующие услуги, должны быть перечислены на зарплату уборщика, когда его всё же наймут.

Помогли вандалам

Кемеровчанин Станислава С. возмущен. У его соседа совсем недавно случилась беда – на праздниках какая-то подгулявшая компания практически вдребезги разнесла его машину. Причём авто стояло под камерой, но это в поиске вандалов мало помогло.

Станислав С.:

«Во дворе, на детской площадке и на парковке стоят камеры, ещё по камере на каждом подъезде. Мы за них платим УК, честно, и все уверены, что они работают. Мегабезопасность, как же. Но, когда соседу разбили машину на парковке и потребовалась запись с этой камеры, вдруг выяснилось, что записи нет, и камера-то или не работает, или не так работает, и ничего не сохраняет. То есть вся наша безопасность – большой мыльный пузырь. Можно как-то предъявить претензии УК по этому поводу? По сути, машину разбили по их вине».

Возможно или нет как-то наказать УК за недосмотр за авто, зависит от того, были ли соответствующие пункты в договоре, который собственники квартир заключили с компанией.

«Нужно поднять и пересмотреть договор. Если там есть пункты по содержанию оборудования для видеонаблюдения в исправности, а также сохранению записей, тогда да – компания не исполнила свои обязательства и должна исправиться. Если в договоре есть такой пункт, что УК отвечает ещё и за безопасность, то есть сохранность авто на дворовой парковке, то компании можно предъявить претензии и по этому поводу в рамках гражданского иска. Но если такого пункта нет, то, как бы вы не злились, УК тут не причём – машину всё-таки разбили вандалы, а не сотрудники УК», — объяснил Александр.

Текст: Екатерина Бухтиярова.
Фото: Google Images.

Комментарии

Рекомендуем