Увидеть Кузбасс за 50 рублей: как кемеровчанка по-новому развивает детский туризм

Майя Муравьёва, руководитель туристического агентства «Радуга-Тур», сама себя называет «гидом от Бога», и в сферу пришла не с дипломом вуза, а с горящими глазами энтузиаста и копилкой эмоций, ощущений и идей. В итоге кемеровчанке удалось создать пока ещё новый для кузбасского рынка инновационный туристский продукт для детей – «Мир на ладошке».

Как всё начиналось

Майя Муравьёва искренне считает, что путешествовать по Кузбассу также интересно, как бродить по улочкам Праги или пить кофе в Париже. Тем более, ей есть, с чем сравнить – кемеровчанка много и часто путешествовала по Европе и даже некоторое время жила за границей.

«Мне посчастливилось много путешествовать, вбирать в себя красоту многих европейских мест , собирать в свою «копилку знаний» уникальные достопримечательности, легенды и предания, рассказанные местными жителями. Был период – немного работала гидом для русских туристов в Европе. Как и у многих моих земляков, была возможность остаться жить и работать в Европе. Но наверное, с молоком матери, впитала любовь к родной земле. Я вернулась в Кемерово и не пожалела об этом. Никогда, несмотря на многочисленные трудности жизни здесь, не пожалела о своем решении. В Кузбассе много мест, ничем не уступающих европейским шедеврам. Но сегодня они мало известны. Проблема не только в том, что сегодня на рынке кузбасской туриндустрии мало профессиональных гидов. Проблема еще и экономическая. Работа над качественным туром длится долго и требует серьезных финансовых вложений», — рассказала Майя Муравьёва.

Работу гида в Кузбассе Майя начинала с сотрудничества с областным краеведческим музеем: кузбасским и иностранным туристам было интересно съездить на настоящие палеонтологические раскопки и услышать рассказ о шестаковских динозаврах.

«Мне приходилось пользоваться учебниками своей дочери – она обучалась в то время на факультете «Сервис и туризм». Первым моим консультантом по ведению бизнеса в сфере туризма , как это ни странно звучит, стала моя дочь.

Так родился первый большой туристический проект Майи Муравьёвой – «Живые легенды Таная», а чтобы реализовать этот проект, появилось агентство «Радуга-тур».

«Один год ушёл на разработку технологической карты маршрута, на подписание всех договоров со всеми поставщиками туруслуг. Параллельно разрабатывала экскурсионный материал. Пришлось перекопать горы книг, сидеть месяцами в областной научной библиотеке, запрашивать информацию из архивов. Наткнулась на книгу профессора КемГУ Владимира Боброва «Древности земли Кузнецкой», нашла подшивки газет с публикациями о легендарном кемеровском отряде Южно-Сибирской археологической экспедиции. Учёные утверждают, что в окрестностях Таная были найдены остатки культуры Бронзового века», — рассказала Майя Муравьева.

В итоге озеро Танай, живое, меняющее цвет и прославившееся своими плавающими островами и легендами о спрятанном золоте хана Кучума, стало центральным объектом туристического маршрута, разработанного Майей Муравьёвой.

Формула путешествия

Агентству «Радуга-тур» всего три года. При организации самых первых туров, перед Майей Муравьёвой высилась стена из различного рода препятствий, преодолеть которые было не так-то просто.

«Соединить в единое целое объекты как частные , так и муниципальные оказалось делом непростым. На подписание некоторых договоров ушло почти два года. Но в процессе появлялись преданные партнеры. Одним из первых — Музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ»,- вспоминает Майя.

Параллельно Майя Муравьева начала разрабатывать специальный туристский проект для детей «Мир на ладошке». И снова столкнулась с трудностью – «отпросить» детей у директоров школ на поездку в экскурсионный тур было практически невозможно.

«Как раз в тот момент в России случилось несколько ДТП с туристическими автобуса, пострадали в том числе и дети. И везде был негласный запрет на выездные туры школьников. Чтобы получить разрешение директора школа на экскурсионную поездку школьников , мне приходилось нести в кабинет директора целую пачку, килограмма два, всевозможных документов – чтобы доказать, что я беру детей под личную ответственность, и верну их в целости и сохранности», — вспоминает кемеровчанка.

В итоге у фирмы «Радуга-Тур» сама собой сложилась формула идеального детского тура: во-первых, должно быть очень интересно и познавательно, во-вторых — комфортно, так как дети не обязаны «терпеть и превозмогать» ради получения знаний. Немаловажно, что путешествия должны быть финансово доступными. И, наконец, тур должен быть безопасным: группу всегда сопровождает врач, турфирма всегда сотрудничает с одной и той же компанией-перевозчиком, работу гида, если речь идёт о детях, всегда берёт на себя сама Майя.

И вот, в сочетании всех обязательных элементов и появился новый крупномасштабный проект « Мир на ладошке», включающий в себя как автобусные туры, так и инновационный формат проведения экскурсий – виртуальные экскурсии, позволяющие вовлечь в экскурсионную программу абсолютно всех детей в классе. Название, стати, придумали сами дети: « А потому что с Радуги весь мир видно»-, произнес как-то наш маленький турист», — делится Майя.

Энергия взаимодействия

В это же время компания «Радуга-Тур» стала сотрудничать с кузбасским Центром кластерного развития (входит в центр «Мой бизнес. Кузбасс») и вошла в число участников туристского рекреационного кластера Кемеровской области. Проект «Мир на ладошке» был поддержан Центром кластерного развития и сейчас проходит процедуру брендирования. Проект стал полуфиналистом всероссийского конкурса социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам» в 2017 году. И даже имеет все шансы попасть в число проектов Сколково.

«Это инновационный туристический продукт для детей, который, наряду с традиционными форматами туров и экскурсий, предусматривает возможность совершить путешествие интерактивно. Действительно, не у всех родителей есть финансовая возможность отправить ребёнка в экскурсию на автобусе – в таком случае гид приходит в детям в класс и ведёт программу в классе, показывая туристические объекты в формате слайд-шоу. А потом мы обязательно что-то делаем вместе с детьми, например, лепим горшочки бронзового века», — рассказала Майя Муравьёва.

Благодаря сотрудничеству с Центром кластерного развития фирма получила возможность подать заявки на финансирование своих проектов, обучать сотрудников и находить новых партнёров по бизнесу.

«Изначально абсолютно все, кто занимаются туризмом- конкуренты друг другу. Но времена меняются, и те подходы, которые были действенными ещё несколько лет назад, отходят на второй план. Сейчас основная задача кластера – в объединении участников для создания комфортной среды для туристов. И тогда выгоду получат все», — рассказала Майя Муравьёва.

Партнёрский материал
Фото: из архива агентства "Радуга-Тур".

Комментарии

Рекомендуем