Разработка эскиза
Снежный городок всегда начинается с определения темы: её придумывают в городской администрации и передают нам. А мы уже должны сделать так, чтобы фигуры были красивыми и всем нравились.
В прошлом году на главной площади мы создали городок «Олимпийские игры», в позапрошлом – «Семь чудес Кузбасса», на этот раз тема – «Сказки Пушкина». Каждая скульптура будет представлять одно из произведений Александра Сергеевича. Мы планируем сделать дворец Салтана, золотую рыбку, бабу Ягу, русалку. Возле горки для самых маленьких «вырастет» дуб, у которого будет сидеть учёный кот на цепи.
То, что получается в итоге, не всегда совпадает с эскизом. Однажды мы кардинально поменяли изначальную задумку: это был год путешествий, и сначала мы хотели показать людям весь земной шар. В планах было построить изо льда и Эйфелеву башню, и египетские пирамиды. Но потом мы решили ограничиться Россией, чтобы люди знали интересные места своей страны.
Выпиливание льда
Эскиз мы готовим уже летом, а к следующему этапу приступаем только зимой: ждём, когда замёрзнет лёд. Приходит время — и на Красное озеро едет бригада рабочих. Надо сказать, что качеством льда мы довольны: он всегда там чистый и прозрачный.
Сначала мы расчищаем снег в выбранном месте и выпиливаем лёд бензопилой — это идеальный инструмент для работы на зимнем озере. Например, электропила в воде — это опасно.
Выпиливаем глыбы размером 90 на 120 сантиметров — эти параметры мы определили сами, так удобнее транспортировать.
К каждому ледяному прямоугольнику привязываем верёвку и с помощью крючка на КАМАЗе загружаем его в грузовик. Почти 500 плит за несколько раз мы привозим на площадь Советов. Каждая из них весит около 200 килограммов.
Очищение и расстановка льда
Рабочий материал никогда не бывает без шуги. Это непрозрачная, хрупкая наледь, которая впитывает в себя грязь. Когда-то у нас был тёплый Новый год, наледь махом стала жёлтого цвета. Чтобы этого не повторилось, сначала мы освобождаем лёд от шуги.
Потом расставляем плиты по местам. Это не всегда просто: некоторые скульптуры должны быть 3 и 4 метра высотой, поэтому нам нужно вручную поставить глыбы льда друг на друга. Приходится делать это целой командой. Для одних сооружений мы используем две плиты, для других – три. Если фигура объёмная, то тратим ещё больше материала. Например, в этом году на площади будет три горки: маленькая — чуть больше метра, средняя – полтора метра, большая – два метра. На каждую из них уйдёт в среднем по 100 ледяных плит.
Сложно работать, когда холодно, но мы же сибиряки, поэтому терпим, правда, приходится утепляться и отогреваться в нашем рабочем вагончике.
Изготовление фигур
В этом году мы рано начали работу, уже 2 декабря привезли лёд. Каждый день мы приезжаем на площадь Советов в 9 утра и работаем до 19 часов. В темноте вырезать фигуры небезопасно, да и многие члены бригады из деревень, им ещё до дома нужно добраться.
Над скульптурами работают настоящие профессионалы. Среди нас много членов Союза художников, мы занимаемся изготовлением ледяных фигур с 2004 года. Это очень интересно и в творческом, и в финансовом плане.
Лично я учился по специальной литературе, наблюдал за этим направлением в других странах. Кстати, в Европе скульптуры изо льда сейчас очень популярны. Например, там в порядке вещей заказать фигуры колец или сердец изо льда на свадьбу даже летом. Они стоят больше часа, потом лёд принимает новую форму — начинает заплывать. Это очень интересно! Сейчас много информации и идей можно найти в интернете.
Многие создают ледяные фигуры из маленьких кирпичиков: нарезают их и складывают в единую композицию. Мы же делаем фигуры из больших глыб. Сначала нужно отсечь ото льда всё лишнее, а уже потом вырезать узоры и оттачивать нужные детали.
Для этого мы используем электропилу и специальные инструменты, по-особенному заточенные. Лёд – непростой материал, и неправильная заточка может осложнить работу. Особенно плохо он режется в минус 20, хотя мы работали и при минус 35. А что поделаешь, если сроки поджимают: 20 декабря всё должно быть готово.
В общем, все инструменты, которые мы используем в работе, — подручные. Например, глыбы между собой мы скрепляем обычной водой.
Создавать фигуры изо льда должен именно художник. К слову, не все представители нашей профессии на это способны. Человек может заниматься живописью и граффити, но не чувствовать объём. У нас каждый делает что-то своё: один вырезает только орнамент, другой специализируется на скульптурах.
Работа со льдом – очень тонкая и творческая, а нас часто пытаются подвести под строительные мерки. Да, возведение городка в определённом смысле – строительство, но только на первых этапах. Потом начинается декоративная резка. Главное — должно быть красиво. Даже Микеланджело говорил, что скульптуру можно сделать быстро: «Дайте мне глыбу мрамора, и я отсеку всё лишнее». У нас всё точно так же.
Жизнь снежного городка
После окончания работ мы слышим очень много хороших отзывов. Особенно восхищаются мамы и бабушки, которые часто приводят детей поиграть в городке.
Но, к сожалению, не все понимают красоту и специфику ледяных фигур. Мы не можем позволить себе делать конкурсные работы из-за того, что кемеровская публика не готова их принять. Люди часто ломают скульптуры. В прошлом году вандалы уничтожили четыре ледовых кольца, несмотря на то, что на площади есть охрана. Однажды я приехал сюда 1 января и понял, что тут очень много народу, сложно за всеми уследить. Посетители городка часто пытаются залезть на фигуры, посадить на них детей, сфотографироваться рядом. Они не понимают, что лёд – очень хрупкая вещь. Мы могли бы создавать красивые арки, но понимаем, что для кемеровчан это будет небезопасно. Ведь при давлении на такие скульптуры, они могут рухнуть, а вес у них больше ста килограммов.
Нам, художникам, больше всего хочется, чтобы наши творения, такие хрупкие и прозрачные, жили подольше — до весны, тогда и любоваться ими сможет большее количество посетителей.
Фото и видео: Сибдепо/Максим Киселёв.