О работе
В такси я работаю уже несколько лет. Начал работать, чтобы оплачивать учёбу в университете. Сейчас «таксую» в двух службах – сервисе заказов «Микс» и «Лидере». Работаю в этих службах потому что «Микс» — это объединённый сервис заказов, в нём собраны «Микс», «Поехали», «Максим», «Омега», «Вест» и Get. Заказов получается больше, поэтому не нужно мониторить несколько программ.
В идеале любой таксист старается искать службу, в которой есть доплата за заказ. Например, если заказ на 80 рублей, то у них я могу получить до 150 рублей. Но в большинстве служб либо нет доплат, либо они низкие.
Для того, чтобы устроиться в такси, нужен опыт вождения и автомобиль. Если работать хочешь на собственном авто – стаж вождения должен быть от двух лет. Если берешь автомобиль в аренду, то тут зависит от того опыта, который требует арендодатель. Чаще всего это от трёх лет.
Многие клиенты замечают, что иногда водитель начинает спрашивать дорогу или смотрит по навигатору как ехать. Это не всегда значит, что человек приезжий. Такое бывает, когда водитель только начинает работу в такси. У меня так тоже было. Вроде бы город знаешь, но по факту, когда тебе дают заказ, понимаешь, что плохо представляешь, где это находится. Со временем лучше узнаешь город. Кстати, сейчас во многих сервисах сразу встроен навигатор: получаешь заказ и сразу тебе показывают дорогу, как и куда ехать. Еще и примерное время в пути укажут.
Свой график регулируешь сам, в такси нет четких графиков и времени работы. Ты можешь работать семь дней с утра до ночи, а можешь «выходить» лишь в определённые дни на несколько часов.
Это работа все-таки на время, не на всю жизнь. В итоге все выбирают стабильный график, потому что так и зарплата стабильная. Таксовать выходят только в свободное время, если есть желание.
О коллегах
Не будем отрицать, это весьма специфичная работа. В такси в основном идут студенты, пенсионеры или люди, у которых есть проблемы с работой. То есть это люди, у которых по разным причинам нет стабильной работы с фиксированным графиком. Есть и те, кому нужно просто быстро заработать.
Таксистов можно разделить на легальных и нелегальных. Легальным ты считаешься, если получил разрешение на частный извоз, которое можно получить при стаже больше трёх лет. Причём не важно, ездил ты в течение этих трёх лет или права лежали у тебя на полочке. Лицензию выгодно получать в том плане, что тебе не могут выписать штраф за её отсутствие. К тому же в некоторых службах, как в «Лидере», например, водителям с лицензией идёт приоритет в заказе – заявки сначала отдают им. Однако так не всегда, в «Максиме», например, не важна лицензия, там приоритет идёт от того, обклеена ли машина.
Как-то «классифицировать» водителей сложно, мы все одинаковые. Отличаемся только настроением. Кто-то может ехать и молчать всю дорогу, кто-то наоборот, в силу темперамента и хорошего настроения, любит поболтать с клиентом.
Подставляют друг друга редко. Да и то, это чаще всего бывает случайно, если работают несколько человек на одной арендованной машине. Кто-то забыл помыть авто или заправить, хотя должен был. А так «вставлять палки в колеса» не принято.
О зарплате
Зарплата зависит от того, как ты работаешь. Если вычесть расходы на бензин и комиссию за заказ, которая составляет 10%, то с поездки на 100 рублей я получу примерно 50. За смену «чистыми» получается примерно 60-70% со всей выручки. За день, если нужно, могу заработать 1-2 тысячи рублей. Это с вычетом всех расходов.
Товарищ мой, например, зарабатывает в месяц от 40 до 48 тысяч рублей. Он работает каждый день и подолгу. Не выбирает заказы, а сразу берёт и едет. Если более осторожно к этому подходить, отбирать заказы, то 20-25 тысяч рублей спокойно в месяц можно зарабатывать, если работать каждый день и особо не напрягаться.
Самые прибыльные заказы — на межгород. Но они бывают редко. Не смотря на то, что такие заказы самые опасные, их разбирают всегда очень быстро. Понятно, почему опасные — ты едешь с незнакомым человеком и при тебе самое дорогое твоё имущество — машина. Что угодно может случиться. И, в отличии от города, шансы на то, что помощь придёт, намного ниже.
О клиентах
От клиентов исходит основная опасность и негатив. Поэтому, если не хочется лишний раз портить нервы, приходится выбирать заказы.
Понять, насколько ты можешь попасть в неприятности, можно в зависимости от времени суток и адреса – заказа и конечного пункта. Если, например, едешь на адрес общежитий на бульваре Строителей или проспекте Ленина, стоит предостеречься. Потому что там не всегда хорошие пассажиры: бывают наркоманы, иногда «под дозой». Если конечный пункт — пригород, я чаще всего не беру такой заказ — много рисков. А если в городе, то либо ставлю рацию на быстрый набор, чтобы в случае чего быстро её включить и коллеги смогли подъехать, либо держу на готове электрошокер, который вожу с собой для защиты. Но в ход его, к счастью, пускать не доводилось.
Еще у нас есть свои радиочастоты. Если успеваем – вызываем по ним на помощь ближайших коллег. Однажды я ждал заказ и увидел, что таксисту на такой-то машине требуется срочно помощь. Я, к сожалению, не успел до него доехать – отменили тревогу. Не знаю, благополучно всё завершилось или нет.
Бывали случаи, знакомые таксисты рассказывали, когда им приходилось отвозить наркомана за закладкой. Напрямую этого, конечно, никто никогда не скажет, но все понятно. Обычно это заказы, когда нужно забрать с одного адреса, увезти куда-то и вернуть клиента обратно. Коллега попал на такой заказ: после того, как закладку взяли, машину остановили полицейские. Арестовали пассажира, таксисту повезло: пробили, что действительно он выполнял заказ, а не участвовал в этом.
Такие заказы самые опасные. У нас в Кемерове не так давно был случай, что наркоман также сел в машину, его привезли по адресу, он зашёл в дом и долго не выходил. Водитель, по собственной глупости, решил зайти, узнать, будет клиент выходить или нет. В итоге ему проломили череп кочергой и он скончался до приезда «скорой».
На самом деле, не всегда сразу по клиенту можно определить, опасен он или нет. Знакомый рассказал: сели к нему трое парней, прилично одетые, с гвоздиками. Попросили отвезти на кладбище. Когда приехали, он в зеркало заднего вида увидел, что двое начали копошиться и один из них достал длинную отвёртку и попытался пырнуть водителя. Мой знакомый сразу выбежал из машины, он с боевой подготовкой, поэтому смог за себя постоять, сам их избил.
Бывают ситуации, когда, что называется, интуиция не подвела. Коллеги рассказали: у мужчины были проблемы с деньгами, решил потаксовать. Ему посоветовали на всякий случай сделать железную пластину на спину и бока. У многих таксистов, кстати, они есть. Первый же заказ, который получил этот мужчина, был вроде бы обычный, но межгород. Только отъехали от города километров 20, слышит скрежет металла – его хотели пырнуть ножом. Он сразу остановился, выбежал из машины, успел выкинуть ключ и побежал, параллельно пытаясь позвонить кому-то. Подробностей уже не помню, но в итоге убежал. И машину сохранил. В общем, отделался лёгким испугом, но в такси больше не работал.
В подобных ситуациях всегда лучше выбежать из машины, потому что на самом деле ничего не успеешь сделать.
Еще бывает, что девушки предлагают расплатиться натурой. Мои коллеги много историй таких рассказывали, но сам я не сталкивался с подобным. Есть те, кто соглашается на такое. Я знаю такого человека, но он работает в другом городе. Но тут уже, девушке (назовём её так) стоит быть осторожнее: такой водитель может и не довезти до нужного места, а выкинет из машины сразу после «расплаты». А какому риску подвергается сам водитель, лучше спросите у венеролога.
В 90-е таксисты «сотрудничали» с проститутками — могли по желанию клиента привезти девушку. Сейчас если и сотрудничают, то индивидуально — если у них есть знакомые проститутки или сутенёры, то да. Но это не распространено, я не слышал о таком среди коллег, если и есть, то не афишируется.
На самом деле, чаще бывает, что пытаются уйти не заплатив, чем нападают. Чтобы этого не произошло, надо дать понять, что если он попытается уйти не заплатив, это будет чревато последствиями – показываешь это интонацией, взглядом. Поэтому я часто езжу очень хмурый. Но такой метод действует не на всех. Мне пока везло, всегда платили. Хотя была ситуация, когда увозил выпивших парня с девушкой. И парень вроде как платить не собирался, но девушка увидела, что я уже раздражён и быстро отдала деньги, даже сдачу не взяла.
У моего хорошего товарища была ситуация: «поймал» заказ с Кузнецкого до Кедровки, сели двое или трое парней. На Радуге на светофоре пока стояли, они выбежали из машины и сели в маршрутку, которая до Кедровки идёт. Товарищ в рацию передал другим таксистам, несколько машин заблокировали маршрутку и вытаскивали этих парней. Заставили заплатить. Ну и «прилетело» слегка парням, конечно…
Если человек успел уйти, то смысла что-то делать уже нет. А если пытается уйти, то выходишь за ним, пытаешься остановить. Если совсем отказывается платить, то либо полицию вызываешь, либо сам решаешь: отмутызить или спустить всё на тормозах. Вообще в программах можно сделать пометку, что этот клиент ушел не заплатив или пытался. И в следующий раз, когда этот клиент будет заказывать такси, водитель сразу потребует оплату при посадке. Если клиент откажется — таксист может отказаться от заказа без объяснения.
О разговорах с клиентами
Если клиент в хорошем настроении и хочет поговорить, можем что-то обсудить, поговорить «ни о чем». Обычно разговариваем о погоде, машинах, дорогах, о людях.
Отдельная история — пьяные. Люди под воздействием алкоголя становятся очень разговорчивыми и рассказывают про всю свою жизнь, включая личную, даже если их никто об этом не просит. Хотя бывают и забавные ситуации: вёз однажды семью после какого-то праздника, где отец перебрал немного. Он всю дорогу, достаточно долгую, надо сказать, загадывал загадки, которые вроде бы и простые, но сразу не разгадаешь. Например, «Чем день рождения отличается от Нового года». Разгадка — на День рождения стареешь на год только ты, а на Новый год — целая планета. Философ, куда деваться…
Другое дело — постоянные клиенты. С ними мы узнаем друг у друга как дела, делимся новостями, рассказываем, как день прошёл. Они могут и про личную жизнь что-то рассказать, поделиться переживаниями, но это в зависимости от того, насколько доверительно общаемся.
Есть у меня среди постоянных клиентов сотрудники одного заведения. Они, когда по отдельности едут, могут друг друга поливать грязью. Но зато когда вместе — даже не скажешь, что плохо относятся друг к другу — прям не разлей вода.
Они же рассказали, что на новогодних праздниках с 2016 на 2017 год, у них была потасовка и дрались все не на жизнь, а на смерть. Одному официанту выбили все зубы, девочке-официантке тоже выбили пару зубов, бармену сломали руку. Заведение называть не будем — его дирекция держит эту историю в тайне.
Буквально пару недель назад рассказали историю, скорее смешную: посетитель заведения напился, начал буянить. Охранник решил его вывести, а гость начал на него кидаться с кулаками. Охранник терпел, но в конечном счете «рубанул» его. Гость упал, но сознание не потерял, просто равновесие потерял. Начал кричать в духе «пошли выйдем, я тебе покажу, я тебя сделаю», при этом он все еще лежал. А когда его в прямом смысле начали выносить из заведения, он ничего лучше не придумал, чем укусить охранника за ногу.
Об ожидании заказа
Многие замечают, что зимой, особенно в 8-9 утра и 18-19 часов могут долго не назначать автомобиль, да и стоимость выше. Например, недавно утром, когда были морозы, я зашёл в программу где-то в 8:30-8:40. Было больше тысячи заказов, а машин – всего 9. Стоит отметить, что отображались машины только «Микса», вместе с другими службами, конечно, такси было больше. Но, конечно, не тысяча. Почему так получилось? Потому что многие авто замерзли. И у таксистов, и у обычных кемеровчан. Вот и получается, что те, кто не смог завестись вызвали такси, следовательно заказов стало больше. И у таксистов авто не завелись – машин стало меньше.
Летом, кстати, заказов чуть меньше. Потому что погода хорошая — можно пешком пройтись, да и многие просто из города уезжают. Поэтому и такси приезжает быстрее, и цены в среднем на 5-10 рублей ниже.
Некоторые клиенты доставляют неудобства и другим кемеровчанам, и нам — заказывают такси в нескольких службах, им и там, и там назначают автомобиль и они нигде не отказываются, ждут, кто приедет быстрее. Поэтому иногда получается так, что ты приезжаешь и видишь, как клиент уезжает на другом такси. Это неприятно в том плане, что отнимает время и расходуется бензин. Но если в радиусе 3-5 километров, то ничего страшного, а если ты едешь с одного конца города на другой, тут уже настроение может испортиться. Поэтому если заказываешь в двух службах, лучше отменить один заказ, когда где-то уже назначили машину. Мы все люди и понимаем, что планы могут измениться, передумал ехать. Да и таксист никогда не узнает, что клиент заказывал в нескольких службах.
Если хочется быстрее уехать, нужно выбирать ту службу, где стоимость заказа выше. Потому что это выгодно для таксистов, и они туда больше рвутся – все хотят проехать один маршрут, но получить больше.
Наценки не всегда делают сервисы, чаще сами пассажиры их провоцируют: «добавляют» стоимость, чтобы быстрее назначили машину: чем больше ценник, тем больше вероятность, что таксист возьмет этот заказ.
Собственно, все наценки и делаются с целью, чтобы таксисты брали заказы. Потому что порой они сидят и выбирают, чтобы проехать поменьше, а получить побольше. В таком случае наценку делает сам сервис. Чем больше спрос – тем больше цена.