— Евгений, вы предпочитаете говорить «кризис» или «новая экономическая обстановка»?
— Второй вариант, конечно. Для нас это время новых возможностей. Только в прошлом году мы открыли 104 новых супермаркета в десятках городов страны. Это абсолютно рекордный показатель за всю историю компании. Важно отметить, что, открывая новые магазины, мы создаем рабочие места, поддерживаем экономику за счет наших инвестиций и налоговых отчислений, оказываем помощь местным детским социальным учреждениям.
Более того, есть ряд крупных ключевых решений, которые мы приняли в этот экономический период. Мы развиваем линейки товаров под собственными брендами – СТМ, это сейчас актуальная тенденция в ритейле.
Одним из заметных событий прошлого года стал запуск услуги самовывоза – получить заказ из нашего интернет-магазина www.detmir.ru теперь можно в удобном для клиента розничном магазине. Кратный рост продаж свидетельствует о том, что услуга пользуется большой популярностью у наших покупателей.
— И каковы же общие тенденции на рынке товаров для детей? Что интересно современным мальчикам и девочкам?
— Сейчас время диктует очень быстрое развитие. Дети в семь лет знают, что такое телефон или планшет, умеют с ними обращаться. То же самое происходит и с игрушками: рынок быстро развивается, и мы внимательно следим за тенденциями.
Традиционно детям интересны развивающие игры и игрушки. Ребенок в пять-шесть лет уже не интересуется обычной куклой. Большой популярностью пользуются различные интерактивные игрушки, которые в ходе игры взаимодействуют с ребенком. Например, по данным наших продаж, одной из популярных игрушек для девочек является Furby (Ферби). Это интерактивный друг, который умеет разговаривать, петь и танцевать, чувствует прикосновения и реагирует на них. Этой игрушкой можно управлять с помощью мобильного приложения практически с любого телефона. Для мальчиков же одной из самых желанных игрушек являются конструкторы Lego, коллекции которых также регулярно обновляются, игрушечное оружие, радиоуправляемые игрушки.
— А как вы определяете, какие игрушки, что называется, «зайдут», а какие у детей не будут пользоваться спросом, а значит — не нужно такой товар заказывать у поставщиков?
— В «Детском мире» есть коммерческий департамент, отвечающий за закупки. Коллеги изучают тенденции общемирового рынка и заказывают необходимую продукцию у поставщиков. Не секрет, что именно у нас, как у крупнейшей сети магазинов, одними из первых появляются новинки международной игрушечной индустрии, детской моды.
Не секрет, что наибольшей популярностью пользуются игрушки, выпущенные к громким кинорелизам. Например, в декабре 2015 года большим спросом пользовались игрушки, созданные по мотивам киносаги «Звездные войны». 2 июня на широкие экраны выйдет продолжение фильма «Черепашки-Ниндзя» – соответственно, уже сейчас безошибочно можно сказать, что лицензионная продукция будет пользоваться особой популярностью.
Что касается детской одежды и обуви, то и здесь «Детский мир» стремится быть впереди конкурентов. Представители нашего fashion-департамента посещают модные показы для того, чтобы быть в курсе тенденций. В результате, наша одежда не только комфортная, практичная и недорогая, но и модная. В апреле мы запустили новую линейку совместно с «Мисс Вселенной» Оксаной Федоровой – Fururino by Oksana Fedorova. Это эксклюзивная дизайнерская одежда, навеянная круизной тематикой. Важно, что она является недорогой и доступной для всех. Ещё одна новинка появится этой осенью – новая капсульная коллекция, созданная совместно с певицей Глюк’oZa для брендов Barbie&HotWheels.
— Как проходит проверка безопасности того или иного товара?
— В магазинах сети «Детский мир» продаётся только лицензионная продукция, имеющая все необходимые сертификаты качества. Мы не сотрудничаем с сомнительными поставщиками и сами, как лидеры рынка, поддерживаем борьбу государства с контрафактом. Важно, что и сами покупатели становятся более требовательными к качеству товаров – спрос постепенно смещается с рынков – нецивилизованных форм торговли – в крупные сетевые магазины. Ведущие продавцы дорожат своей репутацией и выдвигают серьезные требования к производителям и поставщикам в плане качества товаров.
— А как покупатель может с вами связаться, если его не устраивает качество товара или он, напротив, готов оставить приятное пожелание в ваш адрес?
— Во-первых, во всех магазинах сети размещены телефоны вышестоящего руководства – территориальных менеджеров. Во-вторых, есть горячая линия – 8-800-250-00-00, на которую можно обратиться и оставить пожелание по работе магазина. Во всех магазинах также есть книги жалоб и предложений. Кроме того, отзыв можно оставить на сайте www.detmir.ru. Все обращения рассматриваются оперативно и покупателю в кратчайшие сроки предоставляется ответ.
— «Детский мир» всегда был мультибрендовым?
— Да, сегодня наша сеть насчитывает порядка 40 тыс. наименований товаров для детей от 0 до 12 лет: игрушки, одежда, обувь, канцелярские товары, продукция для новорожденных, товары для творчества и активного отдыха. При этом ежегодно мы расширяем категории товаров. К примеру, сейчас мы развиваем линейку одежды и белья для будущих мам. В ближайшее время эта продукция появится практически во всех магазинах нашей сети в Сибири.
— Когда бренд «Детский мир» зашёл в Кузбасс, и что нужно покупателям детских товаров в нашем регионе?
— Первые магазины открылись в Кемеровской области еще в 2007-2008 годах. Какой-то уникальной тенденции, отличающей Кузбасс от других регионов, не выделю. Популярностью пользуются товары абсолютно разных категорий: это и детское питание, и игрушки для самых маленьких, и развивающие игры для подростков, и крупно-габаритные товары – кроватки, коляски и так далее.
Мы не поддерживаем отдельную линию по товарообразованию и ценообразованию, в регионах максимально стараемся представить то, что продаём во всей сети по стране.
— Система скидок также единая?
— Конечно! Более того, кроме акционного товара, который мы презентуем нашему потребителю, «Детский мир» предоставляет клиентам выгодную бонусную программу. О ней вам подробнее расскажут продавцы-консультанты в любом нашем розничном магазине или вы сами можете ознакомиться с ее условиями на нашем сайте www.detmir.ru.
— Как вам удаётся в нынешнее время, которое вы назвали временем возможностей, сдерживать рост цен?
— Важно отметить, что одной из наших задач является сдерживание роста розничных цен на детские товары — для этого мы проводим активную работу с нашими партнерами, поставщиками и арендаторами, с которыми договариваемся о наиболее выгодных условиях сотрудничества. Мы стремимся работать на рынке по принципу «наша цена ниже, чем у конкурентов». Благодаря большому объему закупок (по итогам 2015 года товарооборот составил 60,5 млрд рублей) мы добиваемся наиболее привлекательных цен.
— А наполеоновские планы удаётся строить в экономических реалиях 2016 года?
— В этом году мы планируем открыть, как минимум, 50 новых магазинов, в том числе и в Сибири. Помимо России, наши супермаркеты с относительно недавнего времени представлены и в Казахстане. На территории Казахстана сейчас работают 7 магазинов, в этом году мы также расширим там наше присутствие.
— В начале интервью вы сказали о том, что поддерживаете детей с трудной судьбой. Как и кого вы поддерживаете в городе Кемерово?
— В городе под нашей опекой находятся 4 учреждения: «Детский дом №105», «Теплый дом», «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей, православная религиозная организация «Сестричество Святых Жен-Мироносиц» (г. Кемерово). Три раза в год в рамках акции «Участвуйте!» совместно с посетителями наших магазинов мы собираем необходимые товары для нуждающихся детей. Кстати, в настоящий момент в наших магазинах идет летний этап акции, в котором каждый сможет принять участие. Для этого нужно прийти в магазин и оставить подарок в манеже рядом с зоной касс. Все подарки мы передадим нашим благополучателям. Совершать добрые дела – это просто!