Кузбасские города Кемерово и Новокузнецк хотят сделать «миллионниками». С такой инициативой к президенту России Владимиру Путину обратился губернатор региона Сергей Цивилёв. Заместитель председателя правительства Кузбасса (по экономическому развитию и цифровизации) Сергей Ващенко уже рассказал, как именно города планируется преобразовывать.
«Среди первоочередных задач, которые нужно решить для достижения этой цели: строительство современного, комфортного и доступного жилья, развитие современной социальной и инженерной инфраструктуры, создание высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест. Предполагаем, что это позволит, с одной стороны, сократить отток населения из Кузбасса, с другой – увеличить количество людей, которые переедут в наш регион. Включая, в том числе, наших соотечественников, проживающих сегодня за рубежом», — рассказал он, добавив, что насильно переселять людей в главные города Кузбасса никто всё-таки не будет.
Журналист Сибдепо изучил опыт городов России, которым удалось стать миллионниками после распада СССР и выделил возможные пути решения этой задачи для Кемерова и Новокузнецка.
Все флаги в гости будут к нам…
Примеры городов, которые успешно привлекают к себе жителей из других регионов, действительно есть. Одним из самых свежих примеров является Воронеж. Отметку в миллион жителей он перешагнул в 2013 году, и с тех пор количество жителей в нём только выросло. Явных предпосылок к этому как будто нет: там не гремели стройки, не проводились Олимпиады и даже Чемпионат Мира по футболу обошёл его стороной. Однако если взглянуть на него более пристально, то Воронеж для многих кажется идеальным городом. Это самый северный город южной России, летом в нём не так жарко, как в Ростове-на-Дону или Волгограде, а зимой не так холодно, как в большей части остальной страны. Там есть предприятия, на которых можно работать, но в то же время хватает развлечений: например, практически в любом туре любого российского музыканта или стенд-ап комика Воронеж обязательно будет. За 8 часов оттуда можно добраться до Москвы, а за 17 — до Сочи, искупаться в море.
Что нужно перенять городам Кузбасса у Воронежа — так это настрой в борьбе за природу. В начале прошлого десятилетия город стабильно занимал первые места как один из самых экологично развивающихся. По крайней мере, одноимённую реку в границах города там действительно чистили.
Ещё один активно прирастающий город — это Краснодар. Формально там пока нет миллиона жителей, лишь 950 тысяч, но в то, что заветное число с шестью нулями не за горами, верится охотно. Жители Кузбасса и Сибири в целом очень любят продавать свои дома и переезжать в Краснодар. Его преимущества очевидны: субтропический климат, близость моря и хорошая пока ещё экология. Вернуть кого-то оттуда в Кемерово — задача не для средних умов.
Собирая земли
Но стать городом-миллионником можно иначе. Необходимо просто включить агломерацию или какую-то её часть в границы самого города. Это делали все крупные населённые пункты: Кемерово, например, в 2005-06 годах добрал до 500 тысяч человек за счёт присоединения Кедровки и Промышлёнки. Однако грамотнее всего в современной России этим воспользовался Красноярск.
Дело в том, что с советских времён Красноярск окружало довольно много закрытых городов, работавших на боеспособность 1/6 части суши. После распада СССР почти все они стали обычными населёнными пунктами. В 2007 году идею «Большого Красноярска» начали воплощать в жизнь, создав специальную рабочую группу.
«Это делается для того, чтобы Красноярск стал городом-миллионником. В федеральном бюджете на этот год для таких городов предусмотрены средства в размере миллиарда рублей, которые будут направлены на улучшение дорог и строительство метро», — рассказывал тогда «Российской газете» спикер краевого парламента Александр Усс.
На тот момент в самом Красноярске проживало 912 тысяч человек, в соседней Березовке — около 20 тысяч, в Дивногорске — более 35, в Сосновоборске — за 30. Сразу до миллиона дотянуть не получилось, однако привлекательность города для всей Восточной Сибири сделала своё дело: 10 апреля 2012 года СМИ рассказали о появлении на свет миллионного красноярца.
В Кузбассе по такому пути мог бы пойти Новокузнецк. Правда, для этого необходимо было бы включить в его состав Прокопьевск, Киселёвск, Белово и несколько населённых пунктов поменьше. По территории этот город мог бы соперничать с современной Москвой и наверняка получил бы название Новопрокисово в честь всего, из чего состоит.
За счёт чего стать «миллионником» не получится?
За счёт великих строек, грандиозных событий и вливания денег. Не то что бы Сочи декларировал своё желание быть «миллионером», но в 2014 году казалось, что всё к тому идёт. Город рос как на дрожжах, щедро поливаемый федеральными деньгами. Согласно данным журнала «Эксперт», на инфраструктуру Сочи за период подготовки к Олимпиаде потратили 500 миллиардов рублей. Примечательно, что власти Сочи очень сильно расходятся в оценках количества жителей с официальной статистикой. Согласно последней, в городе никогда не жили больше 450 тысяч человек, в то время как анализ количества потребляемых ресурсов ЖКХ (вода, свет), а также количество обращений в поликлиники говорили о примерно 600 тысячах жителей в период межсезонья.
Кемерово и Новокузнецк не обладают приятным климатом Сочи, и моря рядом тоже нет. Какое количество денег нужно вложить в их инфраструктуру, чтобы привлечь дополнительные 500 тысяч человек в каждый — сложно даже представить.
А есть ли в России регион сразу с двумя подобными городами?
Такого региона нет. На сегодняшний день в России 15 городов-миллионников, и все они столицы своих субъектов. Точно известно, что амбиции превратиться в первый подобный регион были у Самарской области, где располагается самый большой «город №2» — Тольятти. В 20-м веке Тольятти пережил два взрывных роста численности: после строительства Куйбышевской ГРЭС и создания «АвтоВАЗа». К началу нового столетия количество населения там перевалило за 700 тысяч человек.
В 2008 году легенда российского автопрома объединилась с альянсом Renault-Nissan, из-за чего в городе запахло надеждой на новое развитие. Однако планы компании в итоге разошлись с планами горожан.
«Снижение численности сотрудников «АвтоВАЗа» продолжается уже семь лет подряд. Ранее компании неоднократно приходилось сокращать сотрудников. Наиболее массовые сокращения происходили в 2008–2009 и 2014–2015 гг. В 2008–2009 гг. численность персонала сократилась примерно на 30 000 человек, в 2014–2015 гг. – более чем на 20 000 человек», — писали «Ведомости» в 2020 году.
С тех пор количество жителей Тольятти неуклонно сокращается. По состоянию на 2021 год там проживает 693 тысячи человек.
Как же Кемерову и Новокузнецку стать миллионерами?
Будем честными: скорее всего, никак. Все города, что стали ими в современной России, были довольно крупными ещё с советских времён. У кузбасских столиц нет ни удобного географического положения, как у Воронежа, ни тёплого климата, как у Краснодара. Опыт Сочи показал, что даже вливание огромных денег не поможет вырасти столь серьёзно за короткое время: уже сейчас город перерасходует воду, а жители всё острее испытывают проблемы с «коммуналкой». Строить и модернизировать предприятия, конечно, нужно, но даже развитие компании не всегда означает рост количества рабочих мест — помним про «АвтоВАЗ». Опыт Красноярска применить также не получится: Кемерову просто больше нечего поглощать, а в создание Новопрокисово верится с трудом. Единственный шанс на успех — абсолютно новый подход, который заставит жителей России сломя голову бросится в стылую Сибирь в поисках счастья.