В преддверии нового фильма Уэса Андерсона «Французский вестник» (2020). Часть 1/4

Поскольку сходить в кинотеатр до сих пор не представляется возможным, Ковёр Лебовски продолжает делать обзоры на фильмы тех режиссёров, которые анонсировали свои премьеры на 2020-й год.

Письмо, центрирование, съемка в движении, смерть родственника, flat lay, комичные удары и такие же драки, картина, детализация, пластилиновая реальность, эмоции без эмоций, кино-повествование, объект в призме бинокля.

Скажу откровенно, начать выпуск в стиле викторины превращается в добрую традицию. Всё то, что я перечислил несколько секунд назад, отнюдь не хаотичный и бесполезный набор слов. Этот, далеко неполный список параметров, поможет вам самостоятельно определить о каком из самых неординарных режиссеров современности мы будем говорить сегодня.

Ковёр Лебовски приветствует вас, друзья. Мы начинаем подготовку к обзору «Французского вестника», и этот выпуск будет разделён на четыре части. В первых трех вспомним работы режиссёра Уэса Андерсона, а уже в четвертой, после просмотра премьеры, поговорим о его новом фильме.

То, насколько Андерсон является перфекционистом можно описать формулировкой — легкий аутизм или помешательство. Навязчивая идея все упорядочить и выдержать симметрию — некоторых зрителей пугает. Другие же считают автора – гением. Однако никто не станет отрицать увлекательность и легкость атмосферы в его работах. Складывается впечатление, что Уэс специально создает фильмы, которые идеально подходят для вечернего релакса.

Несмотря на ярко выраженное чувство собственного стиля Уэс, как и многие его коллеги, был вдохновлен другими легендами предшествующей эпохи кинематографа. Такими, как Стэнли Кубрик, Фриц Ланг, Эрнст Любич, Мартин Скорсезе, а также французской новой волной, являющейся антиподом коммерческого кино с однообразными методами съемки и предсказуемым повествованием. Что касается Мартина Скорсезе, одного из вдохновителей еще молодого тогда Уэса, после просмотра фильма «Бутылочная ракета» 1995 года, Скорсезе стал поклонником своего поклонника. Бывает и такое.

 

«Бутылочная ракета» (1995) / «Bottle Rocket»

Криминальная комедия о трёх молодых парнях, друзьях, которые размышляя над вопрос “Чем бы им заняться в этой жизни?”, не придумали ничего лучше, как  ограбить квартиры собственных родителей, а также книжный магазин, чтобы купить себе еду и выпивку на ближайшую беззаботную неделю. Когда деньги и продукты заканчиваются, тунеядцы совершают очередной набег.

Кадр из фильма «Бутылочная ракета» (1995)

По сути, фильм является очень удачным кинодебютом, как для самого Уэса, так и для его друзей Оуэна Уилсона и Люка Уилсона исполнивших главные роли в этой картине. И хотя режиссер еще не придумал свой индивидуальный формат на тот момент, сам сюжет и диалоги не выдают автора как новичка.

 

«Академия Рашмор» (1998) / «Rushmore»

Спустя два года Уэс Андерсон довольно серьезно меняет свой подход к съемке фильмов, а также затягивает в актерский состав Билла Мюррея, Оливию Уильямс и Конни Нильсен. Согласитесь, ставки значительно выросли. Весь этот селебрити-союз не подвел режиссера, впрочем, как и он их. Результат коллаборации мир увидел в 1998 году, а именно — комедийную драму «Академия Рашмор», которая способна покорить вас даже сегодня.

Кадр из фильма «Академия Рашмор» (1998)

Главный герой Макс Фишер, в исполнении 18-ти летнего актера-дебютанта Джейсона Шварцмана, очень активный, многозадачный парень, ученик престижной школы Рашмор (школа для богатеньких), имеет настолько плотный график дел, что у него элементарно нет времени на саму учебу. Издатель, Главный редактор Янки Ревью, Президент французского клуба, Вице-президент общества филателистов, Капитан команды, Менеджер команды Лакросс, Президент каллиграфического клуба, Основатель астрономического общества, Капитан фехтовальной команды, Чемпион по легкой атлетике, Второй дирижер хорала, Лучший бомбардир команды, Кунг-фу (жёлтый пояс), Основатель общества охотников, Президент общества пчеловодов, Основатель картинг клуба, Директор театра Макс Фишер. Одним словом — сын маминой подруги.

Фишер, находясь на грани отчисления из-за отставания в учебе, получив последнее китайское предупреждение, не слишком активно старается решить проблему. Для понимания: уровень активности — мертвый конь. К своим бесконечным увлечениям он добавляет одну бессмысленную авантюру. Влюбляется в новую школьную учительницу. И надо сказать, парень настроен абсолютно серьезно. Пятнадцатилетний ученик планирует взрослые отношения с тётенькой.

Однако возраст не единственная преграда на пути к сердцу возлюбленной. Преуспевающий коммерсант и состоятельный мужчина Герман Блюм (персонаж Билла Мюррея) — главный соперник Макса, с куда более реальными шансами на победу. Герман также имеет виды на овдовевшую учительницу Розмари, роль которой исполнила актриса Оливия Уильямс. Да, и тут не обошлось без темы, что у кого-то из героев умер родственник. В целом все существующие фильмы Андерсона содержат как минимум одного персонажа, который время от времени рассказывает о своей утрате. Иногда это делает закадровый голос.

Кадр из фильма «Академия Рашмор» (1998)

Название академии Рашмор, скорее всего, имеет отношение к знаменитой горе Рашмор, которая находится в горном массиве Блэк-Хилс, Южная Дакота, США. Сама гора названа именем американского предпринимателя и юриста Чарльза Эдварда Рашмора. Причём чисто случайно. Без каких-либо заслуг Чарльза. И всё же он внёс пять тысяч долларов на создание барельефа портретов четырёх президентов США.

Легкая к восприятию, и в то же время глубокая по смыслу и богатая на эмоции комедия, обязательно порадует своего зрителя. То, с какой простотой герои понимают и прощают друг друга за обиды, многих может удивить. Да, будут козни и месть, будут ссоры и ошибки, моменты радости и печали. Ко всему прочему режиссер предпочел утопическую развязку. Однако он сделает это по-взрослому. Без всяких там ути-пути.

«Академия Рашмор» — отправная точка к будущему, фирменному стилю Уэса. Во всяком случае, именно здесь мы впервые увидим части его знаменитого набора “should be”: письмо и съёмка ракурсом flat lay.

 

«Семейка Тененбаум» (2001) / «The Royal Tenenbaums»

Не сбавляя темпа и подогревая все больше и больше интерес к своему творчеству Уэс Андерсон в очередной раз пополнил актерский состав громкими именами: Джин Хэкмен, Бен Стиллер, Анжелика Хьюстон, Гвинет Пэлтроу, Дэнни Гловер, Сеймур Кэссел, Кумар Паллана и Алек Болдуин (пока только закадровым голосом). Где же замешана вся эта банда, а также привычное трио – Билл Мюррей, Оуэн Уилсон и Люк Уилсон? Комедийная драма 2001 года под названием «Семейка Тененбаум» — новый уровень, новое режиссерское достижение. Фильм, который принес Андерсону первую номинацию на премию Оскар в категории «Лучший сценарий».

Главные герои, как нетрудно догадаться, некая семья Тененбаум. Роял — отец, Этелина — мать, Чес и Ричи — сыновья, Марго — приемная дочь. Сам режиссер признался, что Тененбаумы являются прототипом семьи Гласс из цикла «Повестей о Глассах» Джерома Сэлинджера.

Актёры фильма «Семейка Тененбаум» (2001)

В начале фильма мы узнаем, что Роял вынужден покинуть семью, так как его супруга Этелина попросила о разводе и, как подобает мужчине, обязанность сообщить неприятную новость детям он берет на себя. Далее закадровый голос повествует о невероятной одаренности детей Тененбаумов.

Марго удочерили в 6 лет, о чем постоянно упоминает в ее присутствии Роял, если ведет с кем-нибудь диалог. Она выиграла грант 50 000 долларов за пьесу, которую написала в 9 классе. Ричи был успешным теннисистом с третьего класса. В 17 лет стал профессионалом. Трехкратный чемпион открытого чемпионата США. Чес, преуспевающий финансист с малых лет. В 6 классе вывел новую породу мышей-далматинцев и продал их. С 13 лет работал с недвижимостью, блестяще провел переговоры по покупке загородного дома, который принадлежал его отцу, Роялу. Этелина написала книгу о своих гениальных детях.

Кадр из фильма «Семейка Тененбаум» (2001)

После пролога мы переносимся сразу на 22 года вперед, чтобы узнать, как же сложилась судьба необычной семьи.

Помимо одаренности и своенравности главных героев, режиссер препарировал личные переживания отдельных персонажей. Так, например, Ричи был влюблен в Марго с первого дня, как увидел ее. Она хоть и не родная сестра, тем не менее, малейшая попытка завязать серьезные отношения — могло послужить фундаментом для дальнейшей инсинуации Тененбаумов, как о здоровой семье, в целом.

Личные переживания Рояла также были выведены на “пьедестал безысходности”. Кроме того, что он лишился лицензии юриста, а соответственно и возможности зарабатывать деньги профессиональным трудом, Тененбаум успел отсидеть в тюрьме и остаться без крыши над головой. Затем он узнает, что Этелине сделал предложение руки, и видимо сердца, их некогда семейный менеджер — Герман. Но, Роял не намерен сдаваться, тем более официально он все еще ее супруг. Следом за одной плохой идеей, возникает другая — сообщить, что ты смертельно болен и, мол, жить тебе осталось две субботы. Именно с такой информацией Роял подкатывает к Этелине на улице, и, разумеется, вызывает у нее жалость. Старика пускают обратно в дом, куда уже успели вернуться по разным причина оба сына, Ричи и Чес, и приемная дочь – Марго.

Трагедия Чеса – это гибель его жены в результате авиакатастрофы. За 22 года он успел обзавестись двумя сыновьями, с которыми регулярно отрабатывает путь эвакуации на случай пожара в их доме. Фобия Чеса – также результат потери жены. После очередной такой неудачной эвакуации он решает, что их дом небезопасен и на время его реконструкции Чес, вместе с детьми, переезжает в дом своих родителей.

«Семейка Тененбаум» — один из фильмов Андерсона, в котором наиболее четко прослеживается моральное представление режиссера об исключительном праве каждого человека на личное пространство. Например, когда Роял выполняет просьбу жены разойтись, не создавая ей сложностей на пути. Когда Марго сообщает мужу, что ей необходимо сменить обстановку и она пока не знает, вернется ли к нему. Марго объясняет Ричи, что дружба — это все, что она может ему дать и Ричи принимает ее решение. Роял подписывает документы о разводе и помогает организовать свадьбу Этелины и Германа. Ричи прощает Элая за письмо и предлагает помощь в борьбе с его наркотической зависимость. Элай — это друг, можно сказать всей семьи Тененбаумов, который в детстве бывал у них в гостях, чуть ли не каждый день и персонаж, о котором я не упомянул в самом начале.

Кадр из фильма «Семейка Тененбаум» (2001)

Во многом фильм является очень личным как для самого Андерсона, так и для некоторых актеров, поскольку он позаимствовал биографические факты из жизни реальных людей. В том числе своих родственников.

«Семейка Тененбаум» — это не комедия в чистом виде, и не драма со слезами на глазах. Я бы отнес фильм к категории — видео-методичка о том, как надо упрощать то, что кажется вам большой проблемой или препятствием. Режиссер метафорично оборачивает любые серьезные, жизненные вопросы в праздничную фольгу, на которой нет места тусклым оттенкам, а лишь радуга, ироничные пожелания и сбоку бантик. Говоря о цветовой палитре, «Семейка Тененбаум» также является отправной точкой для еще одной авторской фишки Андерсона, а именно — мягкие пастельные тона. За последующие семнадцать лет этот фирменный элемент стиля будет вызывать стопроцентную ассоциацию с Уэсом и в результате, в 2018 году, VSCO и Fox Searchlight даже выпустили три бесплатных фотофильтра Isle of Dogs по мотивам мультфильма «Остров собак», все того же Уэса Андерсона.

Признаюсь честно, что с этим фильмом мне пришлось ознакомиться лишь в процессе подготовки материала к данному выпуску. И трудно было не обращать внимания на свободную манипуляцию словами,  столь опасных к употреблению в разговоре сегодня для жителей США: «черномазый», «нигер», «негр». А когда читаешь новости о том, с какой легкостью некоторые объекты культуры приравнивают к расизму и требуют их уничтожить, то всерьёз задумываешься (иногда переживаешь): не осудят ли режиссеров за их прошлые труды? И не грозит ли им запрет на дальнейшую профессиональную деятельность? Поживем – увидим.

 

К этой минуте я, пожалуй, закончу выпуск, чтобы сэкономить ваше время на просмотр фильмов, о которых рассказал сегодня. И напоминаю, что по фильмографии Андерсона мы пройдемся вплоть до грядущей премьеры «Французский вестник», а это еще как минимум три выпуска по конкретному режиссеру. Тебе мой зритель спасибо за внимание! Поделись обзором с друзьями! И до скорого!

Текст: KOVЁR LEBOWSKI.
Источник: KOVЁR LEBOWSKI
Видео: KOVЁR LEBOWSKI
Фото: afisha.ru, 1001.ru, altereos.ru, kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, film.ru
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp

Комментарии

Рекомендуем