×

Владимир Гридин: итог весенней сессии – более 160 законов

Прошедшая сессия у депутатов Государственной Думы в законотворческом плане была насыщенной, сказал, подводя итоги работы за этот период, заместитель председателя Комитета по транспорту Владимир Гридин.

Прошедшая сессия у депутатов Государственной Думы в законотворческом плане была насыщенной, сказал, подводя итоги работы за этот период, заместитель председателя Комитета по транспорту Владимир Гридин. 
С удачной подачи председателя Госдумы Сергея Нарышкина пройденный депутатами путь теперь называют «сессией политической модернизации», отметил Владимир Гридин. В общей сложности, по его словам, депутаты приняли более 160 законов из более чем 600 поступивших в ГД и принятых Советом Думы к рассмотрению за этот период.
Госдума, подчеркнул Владимир Гридин, в своей работе исходила из важнейшего принципа: в повестку дня на системной основе включали вопросы, волнующие широкие слои населения. Этому правилу удалось следовать на протяжении всей сессии.
Одним из наиболее важных для развития политической системы страны, по мнению Владимира Гридина, называют Федеральный закон от 02.04.12 №28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях». Закон значительно упрощает процедуру создания политической партии: теперь для регистрации в Минюсте партия должна насчитывать всего 500 членов. Требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях, которые должны быть образованы не менее чем в половине субъектов РФ, отменяются. Политическая партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов политической партии в ее региональных отделениях.
На демократизацию выборов разного уровня в России, как отметил Владимир Гридин, направлен представленный президентом РФ Федеральный закон от 02.05.12 №41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления». Законом предусматривается, что при проведении любых выборов, за исключением выборов президента России, все политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей.
В эту же законотворческую обойму входит Федеральный закон от 02.05.12 №40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (по вопросу об избрании гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права высшего должностного лица субъекта РФ). Закон распространяется и на избрание руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Предусматривается, что кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с президентом России, порядок проведения которых определяется президентом России. При этом политическим партиям не потребуется собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов.
А вот кандидатов на должность губернатора должны поддержать 5-10% (на усмотрение субъекта РФ, в Кемеровской области, например, установлено 8%) муниципальных депутатов. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более 5 лет.
Политологи считают, что принятие вышеперечисленных законов оживит общественно-политическую жизнь в стране, а люди почувствуют возрастающую ответственность властей перед гражданами.
Среди законодательных актов, связанных с перспективами экономического развития страны, Владимир Гридин выделил федеральный закон о ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к ВТО, принятый 10 июля.
Протоколом предусматривается, что Россия в качестве государства – члена ВТО принимает на себя все обязательства по Протоколу. Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет.
К «чувствительным» отраслям специалисты относят автомобильную промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение и легкую промышленность.
Для сокращения возможных отрицательных последствий этим и ряду других отраслей будет оказана серьезная государственная поддержка – для модернизации, выхода на мировой уровень качества. Например, в отношении сельского хозяйства предусмотрен объем господдержки в 2012 и 2013 годы на уровне 9 млрд долларов ежегодно, с последующим снижением к 2018 году до 4,4 млрд долларов.
Значимым международным документом весенней сессии является ратификация Госдумой Договора о зоне свободной торговли (Федеральный закон №21-ФЗ от 1 апреля 2012 г.). Как подчеркивают аналитики, этот закон в будущем сможет стать глобальным показателем изменения предпринимательского и инвестиционного климата России.
Среди законов, имеющих непосредственное отношение к Кузбассу, депутат Владимир Гридин выделил законопроект о дополнениях в Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». Они направлены на повышение безопасности труда на угольных и других предприятиях со сложными горно-геологическими условиями и закрепляют обязательное периодическое повышение квалификации и аттестации работников организаций по добыче угля (горючих сланцев). В перечень попадают специалисты, осуществляющие руководство горными и взрывными работами, чьи должностные обязанности связаны со специальными знаниями в указанной сфере деятельности. При этом закон четко устанавливает срок повышения квалификации и аттестации. Она будет проводиться не реже одного раза в пять лет.
Если говорить о профильной работе Комитета по транспорту, то в течение весенней сессии по данному направлению всего было принято 6 федеральных законов, из них – 4 подписаны президентом РФ, 2 – приняты в третьем чтении, подытожил Владимир Гридин.
Например, принят долгожданный Закон для владельцев маломерных судов: №529791-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». Он уточнил понятие термина «маломерное судно» для того, чтобы при изложении норм законодательства РФ понятие маломерного судна единообразно трактовалось на всей территории страны. Закреплена следующая формулировка: под маломерным судном понимать любое судно, наибольшая длина которого не более 20 метров, с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек.
Изменения коснулись норм, регулирующих отношения, связанные с использованием данной категории судов. В частности, закон потребовал внесения изменений в кодексы РФ – торгового мореплавания; внутреннего водного транспорта; об административных правонарушениях и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
В России повсеместно создается так называемая безбарьерная среда для инвалидов, напомнил Владимир Гридин. Однако в аэропортах для людей с ограниченными возможностями порой возникали непреодолимые преграды. Поэтому депутаты Госдумы поддержали поправки в Воздушный кодекс РФ о доступности авиаперелетов для инвалидов. За их принятие проголосовали 424 депутата.
Суть поправок, отметил Владимир Гридин, состоит в уточнении формулировок статьи 107 Воздушного кодекса России. Ранее он допускал возможность отказов в полете инвалидам в связи с особым состоянием их здоровья. Причем решения о снятии с рейсов могли приниматься некомпетентными лицами и без объяснения причин. Из-за этого так называемые маломобильные группы населения оказываются незащищенными законом от произвола авиакомпаний.
Новый закон не разрешает перевозчикам ограничивать на борту воздушного судна количество пассажиров с недостаточной мобильностью, способных к самообслуживанию или имеющих сопровождение. Отказ, допустим, может быть сделан, лишь когда не способный к самообслуживанию пассажир с ограниченной мобильностью следует без сопровождающего лица.
Изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации полностью соответствуют концепции Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Они направлены также на формирование доступной среды в аэропортах, на авиалиниях и учитывают интересы 13 миллионов людей с ограниченными возможностями.
Много копий было поломано при обсуждении проблем страховой защиты пассажиров, говорит заместитель председателя Комитета ГД по транспорту. Депутаты твердо стояли на том, что ежедневные поездки миллионов людей на всех видах транспорта должны быть безопасными. Поэтому государство добивается обязательного личного страхования пассажиров со стороны перевозчиков.
Раньше обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами было предусмотрено только при перевозках воздушным транспортом. Расширил права россиян Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также о порядке возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном».
Закон установил обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам при перевозке на всех видах транспорта, для которых действует соответствующий транспортный устав или кодекс, кроме такси. Закон также регулирует отношения, возникающие между страховщиком и пострадавшим, в момент наступления страхового случая и распространяет свое действие на территории Российской Федерации и за ее пределами.
25 мая Государственная Дума приняла его в третьем окончательном чтении. В соответствии с документом, страховая выплата за причинение вреда жизни пассажира составляет 2,025 миллиона рублей.
Основным изменением, которое было внесено при доработке закона, стало включение раздела об особом статусе метрополитена. В законе прописан порядок возмещения ущерба при перевозках метрополитеном. Метрополитен будет обязан в случае инцидента выплачивать компенсацию потерпевшему. В случае нанесения вреда пассажиру метрополитен обязан выплатить ему компенсацию в тех же размерах, что и при страховании ответственности других перевозчиков. При этом моментом начала и окончания перевозки считаются моменты входа пассажира в вагон и его выхода из вагона.
В документе также скорректирован порядок предъявления требования о выплате возмещения. Теперь, если по месту жительства выгодоприобретателя отсутствует страховщик, заключивший договор обязательного страхования, его филиал или представитель, он вправе подать заявление в свободной форме и необходимые документы любому страховщику, действующему в этом регионе РФ и отвечающему требованиям закона.
Закон вносит изменения в Гражданский, Воздушный, Налоговый кодексы, кодексы торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, уставы железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Так, в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» вносится поправка, предусматривающая обязанность оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами).
В КоАП РФ вносятся изменения, устанавливающие ответственность за несоблюдение перевозчиком требований об обязательном страховании гражданской ответственности. Согласно закону, штраф за данное правонарушение для должностных лиц составит от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
За управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля предусматривается наказание в виде штрафа на граждан в размере от 1 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей.
Раньше много нерешенных и спорных вопросов, замечает Владимир Гридин, было в деятельности таксистов. Новый федеральный закон о такси вступил в действие в январе этого года и потребовал внесения изменений в ПДД. Теперь транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть оборудовано таксометром. На его кузове (боковых поверхностях кузова) должна быть цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. На крыше такси необходим опознавательный фонарь оранжевого цвета. Для эксплуатации таких машин у водителя должно быть специальное разрешение.
Есть продвижение по волнующей автомобилистов теме совершенствования контроля технического состояния транспортных средств. В конце весенней сессии депутаты Государственной Думы приняли во втором и третьем чтениях поправки в закон о техосмотре. Согласно документу, автовладельцам, регулярно посещающим сертифицированные автоцентры, теперь не надо будет получать талон технического осмотра. Во всех необходимых случаях достаточно будет предъявить диагностическую карту прохождения технического обслуживания. На основании диагностической карты будет выдаваться полис ОСАГО.
Для остальных автовладельцев с 2012 года техосмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в Российском союзе автостраховщиков. Операторы технического осмотра должны быть подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИС ТО). Информация о каждой машине, прошедшей техосмотр, должна быть не позднее 24 часов передана в ЕАИС ТО. В результате проведения технического осмотра будет выдаваться диагностическая карта. При этом владельцы машин могут проходить техосмотр не только по месту регистрации автомобиля, но и в любом регионе России.
Хочу остановиться еще на одном законе, который важен для многих россиян, говорит Владимир Гридин. Это принятый 25 апреля Федеральный закон от 03.05.12 №47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения некоторых понятий и совершенствования государственного регулирования в сфере туризма).
Закон направлен на совершенствование государственного регулирования туристской деятельности. Он снижает размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма, с 10 миллионов рублей до 500 тысяч рублей. Финансовое обеспечение для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, установлено в размерах: 30 миллионов рублей – это для туроператоров, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, составляют не более 250 миллионов рублей, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Документ урегулировал осуществление экстренной помощи туристам. Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, отныне должны быть членами объединения туроператоров, созданного в соответствии с постановлением правительства РФ, и оплатить взнос в федеральный компенсационный фонд. Правительству РФ предоставлены полномочия по определению критериев отбора кредитных организаций, в которых могут быть размещены средства компенсационного фонда, а также определены дополнительные объекты инвестирования.
Как видите, казалось бы, рутинная работа депутатского корпуса Госдумы в целом и Комитета по транспорту в частности привела к результатам, которые оправдывают ожидания многих граждан нашей страны, сказал Владимир Гридин.
И, несмотря на думские каникулы, каждый депутат уже готовится к осенней сессии. Одним из главных вопросов среди тех, которые Комитет по транспорту собирается вынести на обсуждение Госдумы, будет обеспечение безопасности на пассажирском транспорте. Члены комитета считают, что в области транспорта, который предоставляет услуги населению, необходим системный подход. Исходя из этого посыла, обозначенного председателем комитета Евгением Москвичевым, готовятся законодательные инициативы, новые законопроекты и поправки в действующее законодательство, сообщил в заключение о перспективных планах Владимир Гридин.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp