В минувшие выходные музыканты представили на суд кемеровской публики концерт, который шел почти 2,5 часа. Причем первая его часть – это полное воспроизведение альбома «Дети гор», которому в этом году исполнилось 20 лет. А перед началом концерта Владимир Шахрин, лидер и автор большинства песен «Чайфа», рассказал для читателей нашего издания о кино, вине и домино, а также о том, как музыкантам все-таки удалось выйти из лифта.
Братство рокеров…
– Сегодня увидеть по центральным телеканалам или услышать на федеральных радиостанциях рок-группы, в том числе и «Чайф», можно нечасто. Значит ли это, что ваши песни выпадают из ротации? – Думаю, что нет. По крайней мере размеры авторских отчислений, которые я получаю за то, что мои песни «крутятся» в теле– и радиоэфире, меньше не становятся. Как они сформировались лет десять последние, когда создавался тот же радийный рынок в современном его виде, так они и не меняются особо. То есть можно сделать вывод, что частотность воспроизведения наших песен не снижается. Другое дело, что рок действительно в России никогда не был особенно популярным в том смысле, что для всех. Но «Чайф» появляется, может быть, не чаще других рок-групп, но и не реже – это точно. Один из вариантов – это участие в различных сборных «солянках», где участвуют другие известные российские рокеры. И мы, наш коллектив, всегда с удовольствием выступаем на таких мероприятиях. – Но ведь современные рок-группы и рок-исполнители, те, что вышли из 80-х и 90-х, сегодня исполняют очень разную музыку. Это мешает либо, наоборот, – это интересно лично вам? – По-моему, это здорово. То, что каждый делает что-то свое. Тут стоит понимать, что мне, например, может нравиться или не нравиться то, что делает конкретный человек, но к самому-то человеку я очень хорошо отношусь. А значит, поиграть с ним на одной сцене приятно. Тем более что с абсолютным большинством рокеров мы поддерживаем хорошие товарищеские отношения. – То есть можно говорить о некоем российском «братстве рокеров»? – Ну… кровавой клятвы в вечной дружбе мы, разумеется, не давали. Но на самом деле, я знаю, что это в основном настоящие стоящие люди. Мы и за кулисами общаемся, и созваниваемся, и радуемся, действительно до сих пор радуемся успехам друг друга. И стараемся помочь, когда кому-то из нас эта помощь нужна. Например, недавно понадобились деньги на лечение Саше Чернецкому из известного когда-то коллектива «Разные люди» – даже вопросов не было. Понимаете, еще раз скажу: нам может нравиться или не нравиться творчество друг друга, но в целом мы относимся с уважением. Мы из одной стаи! Ведь для многих из нас то дело, которым мы стали заниматься много лет назад, – это действительно самое важное. И для «Чайфа» – тоже. Причем в нашем коллективе, для всех участников группы – это не только работа, не только общее дело… Я уверен, что если спросить любого из нас о друзьях, – каждый назовет музыкантов группы. Мы общаемся не только на сцене, но и за ее пределами. Семьями часто встречаемся.
Непричесанные «Дети гор»
– «Дети гор» для «Чайфа» стал переломным альбомом. Именно с него началась ваша история в большом шоу-бизнесе. – Ну да, пожалуй, что так. Мы в 1992 году, когда приехали в Москву записывать этот альбом, в который вошло 13 песен, до определенного момента оставались этаким самодеятельным коллективом. А после записи многое изменилось. Кстати, именно этот альбом мы впервые писали в профессиональной студии. Это произошло на площадке Стаса Намина, который тогда уже имел опыт в том числе в продюсировании. Кстати, студия, на которой шла запись, была подарена Стасу легендарным Фрэнком Заппой, который тогда приехал в Россию и увидел, на чем пишутся наши музыканты. Он тогда был сильно удивлен и сказал, что как раз обновляет оборудование на своей студии и отдаст старое Намину. При записи альбома мы были поставлены в очень жесткие условия: надо было уложиться в 10 рабочих смен или 100 часов. И мы, само собой, успели. Уже перед тем, как нам сесть на поезд, нам отдали готовую запись на кассете. И это был тот звук, который понравился всем участникам «Чайфа». Однако позже его наши продюсеры «причесали», и он стал другим. Мы поначалу стали говорить, что это не то. Но нам в итоге объяснили, что мы «лохи уральские» и ничего не понимаем в современном звуке. Что оставалось? Смирились и стали играть на концертах так, как получилось на «причесанном» альбоме. А совсем недавно я нашел ту самую кассету, которую нам отдали на вокзале, и решил сделать из нее диск. Послали запись в Штаты, там был сделан ремастеринг. В студии добавили громкость, выровняли звук, но в целом то настроение, которые было в исходнике, удалось сохранить. В результате получился двухдисковый продукт, в одну из частей которого и вошла «непричесанная» запись альбома «Дети гор».
Всему свое время
– Новый альбом, который вы планируете выпустить в начале 2013 года, называется «Кино, вино и домино». Почему? – Тут все просто: в него вошли 5 песен, написанных для кино, остальные из серии посталкогольной тематики (вино) и, что называется, разговоры взрослых мужчин – это так сказать «домино». – Насколько новый альбом является традиционным или вы постарались сделать что-то принципиально новое? – А зачем делать принципиально новое? Нет, это все тот же «Чайф», что и прежде. Вот, например, если я приду на концерт Пола Маккартни, не хочу же услышать в его исполнении рэп. Или от «Виртуозов Москвы» я не жду, чтобы они крутили пластинки. Так и с «Чайфом». У нас есть свой язык, свой стиль и, думаю, нет смысла его радикально менять. Тут дело в другом. Мы не стараемся гнаться за количеством альбомов. И это нормально. Если раньше мы могли выпускать по альбому в год, теперь это один альбом в четыре года. А все потому, что не хочется повторяться. Как в игре «морской бой». Сначала пустых полей много, потом – все меньше. Мне точно не нужна вторая «Аргентина-Ямайка» или «Ой-йе». Да и никому она, мне кается, не нужна. А чтобы сделать что-то новое, нужно и время, и желание, и вдохновение. – Вы упомянули о песнях для кино. Но ведь вы не только песни писали, вы и сами снимались в фильмах. Например, многим запомнился ваш дуэт с другим музыкантом «Чайфа» Владимиром Бегуновым в фильме «День выборов». – Если говорить именно об этом проекте, то в нем было интересно. Тем более что то был, скорее, этакий капустник. И как у большинства капустников, бюджет у фильма был небольшой. Поэтому подтягивали для его съемок, как говорится, «своих». Вот и нам предложили поучаствовать. А, кстати, образы свои мы с Володей Бегуновым придумали сами. Получились этакие «кавээнщики в отставке», которые, несмотря на то, что выпали из обоймы, все еще работают по корпоративам и считают себя веселыми и находчивыми. Кстати, история с фильмом является своего рода продолжением нашей давней дружбы с «Квартетом И». Если помните, в спектакле «День радио» мы застреваем в лифте и зрителям слышны только наши голоса. Но во время юбилейных спектаклей ребята нас приглашают, и мы все-таки «выходим из лифта». Что, конечно, является сюрпризом для публики. Выходим и поем песню. Получается этакий финал спектакля на хорошем подъеме. А если говорить о песнях, которые я написал для кино, то в качестве примера можно вспомнить работы для фильма Хотиненко «По ту сторону волков» и ситкома «Дом вверх дном». Что же касается песен для других исполнителей, то целенаправленно это было только один раз – с песнями «Что такое зима» и «Всему свое время». Я сразу их предложил исполнить Насте Полевой. На мой взгляд, Настя – это лучшая певица в России. Так, как она может исполнить песню, поймать какие-то интонации – не может никто. Но сначала Настя не очень активно приняла мое предложение этих песен. А в итоге получилось очень удачно. Причем самым сильным моментом «Всему свое время» стал тот диалог, который ни ей, ни ее гражданскому мужу, известному рок-музыканту Егору Белкину, который в свое время работал в «Урфин Джюсе» и «Нау», сначала категорически не понравился. Егор сказал откровенно, что это детский сад. Эта песня была тоже к фильму, который снимался по сценарию Тонино Гуэрры «Четвертый стул». История о расставании двух людей. И песня об этом. И диалог в конце, когда голоса еле различимы, – об этом же. Насте тогда удалось поймать очень правильные и пронзительные интонации. Он спрашивает: «Почему расстаемся?» Она: «Не знаю, может быть, поймем это позже. Всему свое время». Это достаточно грустная песня, если так можно сказать. В целом же творчество «Чайфа» отличает определенная ироничность. В том числе к самим себе. Собственно, именно это и выделило нас в самом начале из числа многих команд рок-клуба Екатеринбурга.