×

«Я Бог, и я вас ненавижу»: кемеровские психологи о том, почему дети приходят в школу с оружием

Чудо, а не ребенок: не жалуется на проблемы, не связывается с непонятными компаниями и вообще самостоятельный не по годам. Скорее всего, ему нужна профессиональная помощь.

11 мая в Казани очередной подросток устроил бойню в учебном заведение. 19-летний Ильназ Галявиев зашел в свою бывшую школу и открыл стрельбу. В результате погибли девять человек, из них семеро учеников. Всего пострадало 20 человек, шестеро детей находятся в реанимации. Когда начались выстрелы, некоторые школьники в попытке спастись выпрыгнули с окна третьего этажа.  В итоге нападавшего задержали оперативники. На допросе он сказал, что ненавидит людей, и считает себя Богом.

 

Массовые убийства в школах проходят с пугающей частотой. Последний громкий случай был в Керченском политехническом колледже. 17 октября 2018 года Владислав Росляков пронес в учебное заведение взрывчатку и помповое ружье. В результате взрывов и стрельбы погиб 21 человек: 15 студентов, 5 работников колледжа и сам нападавший. Этот случай стал крупнейшим по количеству жертв массовым убийством в учебном заведении в новейшей истории Европы.

В начале того же года в Перми двое подростков также ворвались в учебное заведение с оружием. Тогда нападавшие устроили поножовщину на уроке труда четвертого класса. Учительница Наталья Шагулина до последнего защищала детей, благодаря чему некоторым удалось выбежать из кабинета и сообщить о происходящем охране. При этом женщина получила 17 ножевых ранений. Еще 9-х учеников, которые остались в классе, также ранили ножом. Впоследствии нападавшие попытались покончить с собой, полоснув друг друга по горлу. Однако тогда выжили все, в том числе и учительница.

«Они уходят в себя и начинают всех ненавидеть»

Каждая такая история вызывает высокий резонанс у общественности. В итоге псевдоэксперты выдвигают различные теории, почему подростки приходят в школу с оружием. Так, например, мотивы казанского стрелка некоторые СМИ уже попытались объяснить игровой зависимостью. Раз уж ребенок может холоднокровно расстреливать виртуальные модельки за монитором, значит ему ничего не стоит повторить это в реальной жизни. Однако Сибдепо решил разобраться в вопросе детальней и пообщаться с настоящими специалистами.

В первую очередь нужно понимать, кто такие подростки. Как рассказывает психолог с многолетним стажем Алена Ермакова, пубертатный период — один из сложнейших этапов жизни человека. Именно в это время мы начинаем узнавать себя. На фоне гормональных качелей ребенок теряет эмоциональную устойчивость. При этом он начинает чаще конфликтовать со своей семьей, ровесниками и обществом в целом.

«Подросток не понимает ни себя, ни окружающих. У него нет осознания, что будет в будущем. В этом возрасте для ребенка существует только здесь и сейчас, поэтому незначительная проблема может разрастаться до гигантских размеров» — поясняет специалист.

«Родители не умеют слушать детей»

В подростковом возрасте ребенок начинает сравнивать себя с окружающими. У него появляется мнение, которое постоянно подвергается сомнению. Все это — огромный стресс для человека, у которого бушуют гормоны. По сути в пубертатном периоде ребенок учиться жить в обществе. Однако самостоятельно справиться с возникающими проблемами у него в силу малого опыта не всегда получается. Тогда подросток начинает закрываться. У него появляется нелюбовь к себе и окружающим. И тут на помощь должны прийти любящие родители. Однако не все так просто. Для взрослых проблемы детей вторичны. Они зациклены на своих переживаниях, а воспитание ребенка ограничивается успехами в учебе.

По мнению психолога, родитель должен не просто командовать и контролировать. Необходимо выстраивать доверительные отношения. А для этого нужно сделать невозможное — научиться слушать и понимать ребенка.

«Для взрослых их взрослые проблемы всегда важнее. То, что пытаются рассказать о себе дети, — неинтересно. Поэтому родители упускают очень многое из жизни подростка. Они не знают, с кем он общается, из-за чего переживает, есть ли у него проблемы в коллективе. В моей практике бывали случаи, когда ребенок жаловался на здоровье, а родители думали, что так он оправдывает прогул в школу. Зачастую после медицинского обследования взрослые оказываются неправы. В последствии подросток оставляет попытки поделиться с родителями своими мыслями и закрывается в себе» —  делиться психолог.

Основа доверительных отношений — равноправное общение с ребенком. Родители должны не только слушать, но и делаться своими переживаниями. Хорошо помогает совместное времяпрепровождение, например, просмотр семейного кино. В конце каждый сможет высказать мнение. По итогу подростку будет проще рассказать о чем-то серьезном.

Язык запретов

Детский мозг легко адаптируется под изменения окружающей жизни. В то время как взрослым с каждым годом становится сложнее понимать современные веяния. Отсюда возникает множество недопониманий. Родители начинают искать причину всех проблем в гаджетах, социальных сетях и компьютерных играх. Если ребенок агрессивный, то всему виной тяжелая музыка и пиксельная кровь. При этом мнение подростка по данному вопросу не учитывается, ведь взрослым виднее.

«Ты слишком много сидишь в телефоне — давай запретим тебе телефон; ты слишком много общаешься в социальных сетях — надо и это запретить. По мнению родителей, таким образом они стимулируют ребенка начать общаться в реальности, однако условия для такого общения не создают. Вот и получается, что вместо того, чтобы заводить новых друзей и развиваться, подросток лишь сильнее замыкается в себе» — говорит Алена Ермакова.

Очевидно, что при таком подходе о каких-либо доверительных отношениях речи и быть не может. Родитель выступает здесь в роли надзирателя, которому ребенок вряд ли сможет раскрыться. Как минимум запреты должны иметь альтернативу, которая увлечет подростка. Кроме того, нельзя напрямую создавать ограничения. Взрослый должен подключать хитрость и незаметно направлять ребенка в нужном направлении. Вспомните себя в пубертатном возрасте, разве вы всегда следовали указаниям?

Роль школы

Существенную часть жизни дети проводят в школе. Здесь они учатся общаться со сверстниками и познают мир. При этом учитель должен вовремя отслеживать негативные или опасные особенности ученика. В случае необходимости педагог может поинтересоваться проблемами ребенка и попробовать ему помочь. Однако такая система далеко неидеальная. Кандидат филологических наук Фарида Рагимова рассказала Сибдепо о главных ошибках неопытных педагогов.

«Мне кажется, что у молодых преподавателей есть две проблемы. Из-за отсутствия опыта они могут слишком сильно дистанцироваться от учеников. Другая крайность — это  панибратство, когда наоборот эти границы нарушаются. В обоих случаях подросток перестает видеть в педагоге старшего наставника, которому можно довериться. А это очень важно, чтобы у ребенка был взрослый, с которым можно поговорить. Если в ближайшем окружение нет такого человека, начинаются проблемы» — делиться своими мыслями преподаватель.

В целом педагог должен проявлять аккуратность, касаясь личных тем. Психолог напоминает, что иногда ребенок может расти, например, в пьющей семьей. Тогда он может стесняться своих проблем и умалчивать о них в школе.

«Таким подросткам помочь довольно сложно. Хороший учитель должен проявлять чуткость, чтобы распознать подавленного ребенка. В последствии уже педагог может попробовать создать доверительные отношение с ребенком. Однако зачастую учителей загружают большим объемом работы, из-за чего те просто перегорают и уже не в силах помочь подростку, а иногда наоборот лишь усугубляют ситуацию» — добавляет специалист.

Конечно, основную работу с классом должны проводить школьные психологи. У них есть все возможности, чтобы выявлять агрессивных подростков, справляться с ситуациями буллинга и регулярно тестировать учеников. Как считает Алена Ермакова, многие проблемы подростка можно наладить на уровне школьной психологической помощи.

Закономерный итог

Основная причина, почему дети идут на убийство — глубокая изоляция от общества. По мнению другого детского психолога Елены Велеба, подростки не умеют отслеживать свое психологическое состояние. Отгораживаясь, они думают, что держат себя в какой-то безопасности, но все в точности наоборот. Чтобы этого не произошло, родителям нужно налаживать с чадом доверительные отношения. Если этого нет, на помощь должны подключаться учителя и школьные психологи. В противном случае постоянный шквал претензий со стороны окружения исказит сознание подростка.

«Так как ребенку плохо, он не может согласиться, что он негодяй. Ему легче найти негодяев в окружении, в тех людях, которые не дают ему нормально жить. Таким образом подросток начинает ненавидеть все общество» — говорит специалист.

К такому осознанию, вероятно, и пришел казанский стрелок Ильназ Галявиев. Об этом говорят кадры с допроса после стрельбы в школе.

«В тихом омуте черти водятся»

Распознать ребенка, которому нужна помощь несложно. По мнению психолога Елены Велеба, такие подростки не любят отвечать на вопросы, не делятся своими переживаниями. При этом у них меняется привычное поведение. Вследствие чего разговорчивый школьник может полностью закрыться в себе. Подавленный ребенок перестает учиться, у него резко падает успеваемость в школе. Однако это не относится к незначительному ухудшению отметок. Психолог также говорит и про внешние изменения. У ребенка появляется потерянный взгляд и сутулость. Кроме того, он перестает ухаживать за собой. Последнее особенно характерно, так как подростки очень трепетно относятся к своему внешнему виду.

«Ребята, которые постоянно угрожают кого-то убить, зачастую свои обещания не сдерживают. Они вымещают агрессию словами. Гораздо опасней тихони. Такие подростки очень долго держат в себе эмоции, накапливая гнев» — говорит специалист.

В итоге нельзя предугадать причину срыва. Грубая фраза в сторону ребенка может стать последней каплей. При этом подросток увидит в обидчике заклятого врага.

Пять нагрузок

С подростком нужно постоянно работать, чтобы не доводить его до грани. Для этого родители в первую очередь должны разобраться в себе и быть терпеливыми. Нужно разрешать ребенку пробовать новое и поддерживать во всех увлечениях. Даже если школьник быстро теряет интерес к чему-либо, взрослые не должные его ругать. В этом возрасте человек ищет себя, а родители должны в этом помогать.

«Я всем рекомендую набраться терпения и просто показывать ребенку разные интересы и организовывать общение. И все это должно быть бескорыстным. Нельзя манипулировать интересами ребенка, это наоборот загонит его обратно в чувство вины. При этом есть две крайности: когда родители слишком сильно контролируют своего ребенка и все ему запрещают; и когда ребенка полностью игнорируют. Нужно уметь находить золотую середину. С возрастом подростку нужно давать больше свободы, чтобы тот учился ответственности, однако делать это нужно плавно, а в случае необходимости приходить на помощь» — объясняет психолог. 

Елена Велеба работает с детьми уже больше 20-ти лет. За эти годы она поняла, что ребенку надо ставить пять нагрузок, чтобы тот без проблем пережил переходный возраст:

  1. Психологическая — это его размышления о себе, мире и жизни;
  2. Интеллектуальная — при этом нужно не мешать, а помогать ребенку изучать то, что ему интересно;
  3. Эмоциональная — ребенок должен регулярно знакомиться с людьми, чтобы он видел новые взгляды, мысли, идеи;
  4. Физическая нагрузка — больше всего психолог рекомендует лыжи и плаванье. Для тех, у кого проблемы с общением, подойдут групповые спортивные игры: футбол, хоккей;
  5. Нагрузка делами — специалист не рекомендует относить сюда дела по дому. Родитель должен сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя полезным, а не просто выполнял команды.

При этом как считает психолог в нашей стране достаточно социальных служб, которые помогают проблемным детям. Однако самостоятельно ребенок туда вряд ли обратится. Если вы видите, что вашему чаду нужна помощь, не игнорируйте его. Постарайтесь узнать причины подавленного состояния, а не выдумывайте свои. В случае необходимости обратитесь к специалисту.

Текст: Вячеслав Лисичкин.
Видео: Социальные сети
Фото: pixabay, Кинопоиск,
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp