Запретить нельзя помиловать: опасный и совсем не детский кикшеринг в Кемерове

А также сколько может стоить небольшая поездка на электросамокате, если подсчитать все штрафы.

В этом году продажи электросамокатов в России увеличились втрое. Об этом сообщили  Ведомости со ссылкой на представителей розничных сетей и маркетплейсов. Всего за неполное первое полугодие в нашу страну для розничных продаж было поставлено около 320 000 электросамокатов против примерно 100 000 годом ранее. Свою роль в этом сыграли и кикшеринговые сервисы (кикшеринг — система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов, прим.ред.), которые не обошли стороной и Кемерово.

При этом также растет и количество ДТП с участие электросамокатов. О некоторых случаях мы писали ранее. Конечно, государство пытается контролировать новое средство индивидуальной мобильности (СИМ), однако получается пока что вяло. В этом мы убедились лично, воспользовавшись услугами кикшеринга.

Дорогая альтернатива

Встретить электросамокаты для поминутной аренды можно в двух районах города: Центральном и Ленинском. При этом СИМ обычно припаркованы на перекрестках. Чтобы воспользоваться услугами кикшеринга нужно скачать специальное приложение и прикрепить к нему банковскую карту. Далее вы сканируете QR-код, отстегиваете замок и уезжаете по своим делам.

Чтобы начать поездку у вас на банковской карте должно быть от 200 рублей до 270 рублей, в зависимости от выбранного тарифа. Эти средства снимаются сразу, а остаток, если таковой будет, возвращается на карту по окончанию движения. Всего есть три тарифа, которые зависят от выбранной максимальной скорости: 15 км/ч, 20 км/ч и 25 км/ч — 5, 6 и 7 рублей/минуту соответственно. Кроме того, за старт поездки нужно отдать еще 30 рублей. При этом, если вы, например, взяли самый дешевый вариант и попытались разогнаться быстрее заявленной скорости, транспорт будет автоматический вас подтормаживать.

Электросамокат можно взять и на час. Так, конечно, будет дешевле, но не намного. Сэкономить получится примерно на 15%, если воспользоваться отведенным временем в полной мере. В целом одна поездка на 2-3 километра занимает около 20 минут, за которые вы отдадите примерно 130 рублей. За такую же дистанцию данную сумму вы можете потратить на такси.

Найти транспорт, а также узнать уровень его заряда, можно в приложении. Здесь же указана зона покрытия. Если ее покинуть, с вами попытаются связаться. Если вы не пожелаете остановиться и упорно будете двигаться дальше с самокатом под мышкой, в теории вам могут снизить скорость до 5 км/ч или заблокировать колеса. И далее арендодатель может обратиться в полицию.

Все это, конечно, в теории. Проверять, как на самом деле работает эта схема, по понятным причинам мы не стали.

Парковаться можно лишь в отведенных местах, они также указаны в приложении синим цветом. По окончанию поездки нужно прикрепить электросамокат к чему-нибудь прочному и отправить в приложении две фотографии: транспорта целиком и замка. Закончить поездку в другом месте приложение не позволит.

При этом будьте готовы, что в самый неподходящий момент у вас начнет сбоить GPS. Тогда, будто в поисках покемона, вам придется бродить кругами с телефоном в руках, пока ваша точка на карте все же не окажется в зоне парковки. Таймер, конечно же, все это время будет отсчитывать минуты.

Легкий способ разориться

Воспользоваться электросамокатом может только совершеннолетний. В договоре это упоминается, как минимум, три раза. Однако толку от написанного — никакого. Во время регистрации я указал 2007 год рождения. Конечно, первая попытка арендовать транспорт ни к чему не привела. Однако уже через минуту, после того, как я поменял настройки в профиле, тот же самый электросамокат спокойно отстегнул замок. Дополнительно ни паспортные данные, ни фото клиента, ни какие-либо другие способы проверки не потребовались.

Человек на электросамокате может быть как пешеходом, так и водителем — все упирается в мощность транспорта. По закону, если она выше 250 Ватт, то это уже мопед. А следовательно управлять им можно только, если у вас есть водительские права. В противном случае можно напороться на штраф от 5 000 до 15 000 рублей. И это лишь за то, что вы просто начнете поездку.

Решили прокатиться кружок по парку, ищите еще 2 000 рублей, так как мопедам нельзя передвигаться по тротуару. Их место на правом краю проезжей части, либо на велодорожке. Не надели шлем, который, к слову, не идет в комплекте с электросамокатом, будьте добры, заплатите еще 1 000 рублей. Проехались по пешеходному переходу — еще 800 рублей.

Как указано на официальном сайте, кикшеринговый сервис в Кемерове использует электросамокаты моделью Segway Ninebot Max G30. Их мощность составляет 350 Ватт. Следовательно, чтобы воспользоваться услугами поминутной аренды, нужно учитывать всё вышеперечисленное? Не совсем. В техподдержке компании Сибдепо уточнили, что мощность транспорта программно ограничена до разрешенных 250 Ватт.

Запретить нельзя помиловать

В целом кемеровский кикшеринг существует в рамках закона. Тем не менее, изначально используемые электросамокаты являются мопедами, которые с помощью уловки сейчас могут колесить между обычными пешеходами. При этом они весят около 20-ти килограммов, спокойно выдерживают вес взрослого мужчины и разгоняются до 25 км/ч. Кроме того, ими без труда могут воспользоваться дети.

В общем, для того, чтобы воспользоваться прокатом, нужно иметь лишь банковскую карту и желание.

Тем не менее, появление такой услуги в нашем городе явление положительное. В стране-прародительнице кикшеринга Америке качество данной услуги растет вместе со спросом. Так, например, в Сан-Диего правительственная организация SANDAG полностью перестраивает транспортную систему с учетом микромобильности. При этом цена аренды всего лишь в два раза дороже кемеровской, а некоторые компании бесплатно дарят постоянным клиентам защитные шлемы.

Если в дальнейшем подобная тенденция коснется Россию и Кемерово в частности, то мы получим еще один экологичный способ передвижения. Однако говорить об этом пока что рано. Цены на аренду электросамокатов кусаются — как средство передвижения на постоянной основе они не выгодны. И особенно не практично пользоваться электросамокатами в зимнее время — колеса просто не проедут по заснеженным дорогам и тротуарам.

Проще вызвать такси и отдать такую же сумму. При этом ездить можно лишь в двух районах города. Поэтому на сегодняшний день кемеровский кикшеринг скорее разовое развлечение, которое к тому же опасно для окружающих.

Текст: Родомир Семёнов.
Фото: pixabay
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp

Комментарии

Рекомендуем