«Здесь живёт призрак»: экстремальное путешествие к истокам Кемерова

Фотокорреспондент Сибдепо прогулялся по тем местам, где около трёх столетий назад Михайло Волков обнаружил выход мощного угольного пласта. С этого открытия началась история освоения Кузбасса.

Назад в прошлое

В июле 2021 года жители Кемеровской области встретят 300-летний юбилей Кузнецкого угольного бассейна. Его открытие ведёт свой символический отсчёт от двух событий 1721 года – обнаружения угля на Горелой горе рудознатцем Михайлой Волковым и отбора проб у «Огнедышащей горы» близ Кузнецка немецким естествоиспытателем Даниэлем Мессершмидтом.

«Точную дату открытия Михайлой Волковым Горелой горы установить невозможно. Кемеровский историк Игорь Юрьевич Усков полагает, что рудознатец Волков посещал это место как минимум 3 раза – в 1717-1718-м, 1720-м и 1721 годах», — пишет историк Александр Коновалов в статье «Об историческом обосновании 300-летия Кузбасса».

Позднее в районе Горелой горы обустроили пристань, чтобы пароходам было удобнее причаливать и вывозить местный уголь. Сейчас в это верится с трудом: Томь очень обмелела.

 

Причал, Серебряный ручей, призрак и вандалы

 

 

Дамба-причал — это одна из самых старинных построек областного центра. Она расположена на правом берегу Томи, примерно в километре (вниз по течению) от Кузнецкого моста. Идти нужно мимо красивого скалистого берега к Горелой горе. Машину, если вы на личном транспорте, лучше оставить в начале путешествия и прогуляться пешком.

По пути неоднократно встречается зарытый в землю стальной канат. На дороге нужно перейти небольшой ручей. Он, как пишут многочисленные источники, носит название Серебряный. О том, что перед вами именно он, вы узнаете по резкому запаху сероводорода. Говорят, в его водах повышенное содержание серебра.

Минут через 10 – 15 лёгкого прогулочного шага вы дойдёте до причала. Особый интерес представляет небольшой тоннель, уходящий вглубь дамбы. Это место окутано множеством легенд. Например, по одной из них считается, что здесь живёт призрак.

Об истинности этого утверждения рассуждать не будем. Лучше расскажем то, в чём мы уверены на сто процентов. Именно через этот тоннель на баржи выгружался уголь. Проверять, что там внутри не стоит. Это может быть опасно, так как строение старое.

Но вездесущие вандалы не боятся ничего. Неизвестные проникли внутрь тоннеля и исписали стены. Кстати, оставили вандалы свои «автографы» и на самой дамбе. А причал, тем временем, представляет собой ценный памятник индустриального наследия. Он входит в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Забраться на сам причал можно. Сверху открывается очень красивый вид. Особенно прекрасен старый причал на закате. Передвигаться нужно очень осторожно, чтобы не сорваться вниз. Кроме того, рядом располагаются штольни. Спускаться в них не рекомендуется.

 

Достопримечательность, которой более 100 лет

«О дамбе-причале никто кроме сотрудников музея «Красная Горка» лучше не расскажет», — посоветовали мне. Поэтому за информацией я обратилась именно к ним.

«В городе Кемерово в историческом районе Красная Горка сохранился комплекс памятников индустриального наследия. Главным из них является геологический объект Красная горка — место открытия Кузнецкого угольного бассейна. Рядом находятся сооружения  Акционерного общества Копикуз, которое в 1912-1919 годах создало в городе Кемерово большой углепромышленный комплекс, состоящий  из  шахт, коксохимического завода и железной дороги», —  сообщила научный сотрудник музея «Красная Горка» Зинора Волкова.

Важной частью комплекса была транспортировка добываемого на Кемеровском руднике угля. До строительства железной дороги единственной транспортной магистралью была река Томь. По ней на баржах и плотах возили уголь. Пароходам трудно было причаливать к необорудованному берегу, поэтому рядом с береговым складом угля, в 1915-1917 гг. построили бетонный причал.

 

 

Копикуз одним из первых в Сибири широко использовал новый в то время строительный материал — монолитный железобетон. Для выполнения работ нанимали строительную фирму «Инженеры Ц. Любинский и Э. Векер» из Томска. Научные сотрудники музея «Красная Горка» считают, что специалисты этой же компании же построили железобетонный причал.

«Причал выполнен в виде дуги, чтобы во время ледохода глыбы льда не разрушали, а огибали его. Кроме того, причал  играл роль защитной дамбы, закрывая от затопления находившиеся за ним штольни (береговые шахты). С правой стороны в пристани сделано отверстие в виде небольшого тоннеля, через которое уголь из штолен загружался на баржи», — пояснила научный сотрудник музея «Красная Горка» Зинора Волкова.

Она также отметила, что особым почерком построек Копикуза было использование для их облицовки необработанного песчаника из местных карьеров, так называемого «дикого камня». Плитки песчаника, имеющие разный цвет и узор, придавали сооружениям живописный вид. Бетонный причал также облицован подобными плитками.

 

Текст: Оксана Кривошеева.
Видео: Максим Киселёв/Сибдепо
Фото: Максим Киселёв/Сибдепо.

Комментарии

Рекомендуем