×

Зелёный змий в борьбе за выживание: почему в России подешевела водка?

Нижний потолок цен на алкоголь в России недолго продержался на уровне 220 рублей за «пол-литра». С 1 февраля 2015 в России понизится минимальная розничная цена на алкоголь. Стоимость бутылки водки указанного объёма упадёт до 185 рублей. Поможет ли эта мера преодолеть кризис на алкогольном рынке России?

На первый взгляд, для понижения цен на алкоголь выбрали весьма интересное время: практически все продукты питания в стране стабильно дорожают. А иногда и нестабильно — например, в Самарской области прокурорская проверка обнаружила, что цена на перец выросла за 5 месяцев на 654%. Это, конечно, происки приволжских спекулянтов, но факт остаётся фактом – цены на еду понемногу растут. И тут вдруг такой бонус – минус 35 рублей за водку! С чего бы вдруг? На самом деле причины для уценки «горькой» у авторов нововведения есть. И причины весомые.

Во-первых, качественный, но дорогой алкоголь не пользуется у россиян спросом. Вместо этого многие граждане покупают дешёвую, пусть и сомнительную водку. И плевать, что она опасна для здоровья – знаменитого русского «авось» ещё никто не отменял. Для производителей контрафакта такая ситуация – просто золотая жила. Как рассказал начальник управления по экономической безопасности и противодействия коррупции областного ГУ МВД Алексей Филичкин, в прошлом году только в Кузбассе изъяли 300 тысяч литров суррогатного алкоголя: от разливного спирта до поддельных «Jameson» и «JackDaniels». А производство легального алкоголя по всей стране стремительно падает в связи с потерей потенциального покупателя. По данным Росстата, на 23% по итогам 2014 года. А вице-премьер Александр Хлопонин в декабре заявил, что государственный бюджет каждый год теряет из-за нелегального алкоголя 30 – 50 млрд рублей. Так что снижение цены на водку – вынужденная мера для бизнеса.

234d8e5e16ea153804fd11dfc3b200a0.jpg

Во-вторых, снижение цен на водку должно стать своеобразной финансовой поддержкой для регионов, в которых, как и в Кузбассе, есть свои ЛВЗ. Согласно Бюджетному кодексу, 40% от суммы уплаченного при выпуске крепкого алкоголя акциза поступает в региональный бюджет напрямую. Таким образом, местные алкогольные марки смогут конкурировать с всероссийскими брендами. Из-за логистических издержек продукция какого-нибудь «Кристалла» будет на порядок дороже, чем напитки от кузбасских ЛВЗ. А отсюда следуют хорошие продажи и приток денег в областную казну.

В-третьих, нельзя забывать об опасности «самопального» алкоголя. Если вам продали просто дешёвый этиловый спирт, разбавленный водопроводной водой, то это ещё повезло. Потому что спирт может быть и техническим. А отравление метанолом – это почти гарантированная инвалидность или даже смерть. Судите сами: производство легального алкоголя падает, продажи снизились, а количество умерших от отравлений в Кузбассе выросло. По данным областного Роспотребнадзора, в 2013 году алкоголь унёс жизни 602 человек, а в 2014 погибло уже 669 кузбассовцев. В большинстве своём, это как раз те, кто пожалел денег на водку с акцизной маркой.

ba3fccadd38eb0f2bb1a26ae8c3826f0.jpg

В свете вышесказанного снижение цен на водку выглядит разумным шагом. Правда, есть одно «но», тоже, к сожалению, весьма увесистое. С 1 февраля понизятся только цены на готовую продукцию, а вот алкогольный акциз останется без изменений. То есть для производителей ситуация только ухудшится. Пример: с конвейера условного ЛВЗ сходит бутылка водки. Самая дешёвая, с отпускной ценой 175 рублей. Так вот, из них 40 рублей придётся отдать в виде акцизов, ещё 87 – в качестве налогов. В итоге прибыль завода – 48 рублей. Теперь цена бутылки понижается, а акциз остаётся прежним. Вот и подумайте: такое ли уж выгодное это дело, алкогольный бизнес в России?

Текст: Аркадий Кимеев.
Фото: Максим Киселёв/Сибдепо.

Фото: null.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp