Выживают сильнейшие
Чему учат в автошколах, кузбассовцы стали задумываться несколько лет назад. В 2012 году после резонансного ДТП с участием водителя-новичка в Кузбассе устроили массовую проверку автошкол и нашли множество нарушений. Через год, в августе 2013-го, областная прокуратура после очередной плановой проверки объявила, что в нескольких автошколах ученики «выкатывали» в 2-3 раза меньше положенных часов, а в одном учреждении несколько явно «автомобильных» дисцплин преподавала женщина с дипломом маркетолога.
«Отметились» автошколы и в этом году: в июле сотрудники кемеровской ГИБДД задержали лишённого прав инструктора одной из кемеровских автошкол, который приехал на экзамен на учебной машине, а осенью в Белове руководитель одной из городских автошкол сел пьяным за руль, сбил и бросил умирать на дороге женщину.
Впрочем, по мнению представителей автошкол, раньше за этот бизнес не брался только ленивый. Удивляться тут нечему – преподавать можно было только на основе старой лицензии, полученной в обрнадзоре, согласно которой не обязательно было проходить проверку материально-учебной части.
«Достаточно было только подать заявку – и пожалуйста, иди работай, получай деньги с тех, кто хочет получить права. У некоторых учреждений не хватало преподавателей для всех дисциплин, нормальных учебных классов и автодромов, нормальных машин. При этом они находились в равных условиях с теми автошколами, которые действительно тратились на приобретение современных тренажёров, обустройство автодрома. Новые правила оставят на рынке только тех «игроков», которые серьёзно подходят в делу», — прокомментировал ситуацию Василий Сысоев, директор одной из прошедших лицензирование кемеровских автошкол «Зелёная волна».
С тем, что сокращение числа автошкол может быть полезным, отчасти согласны и водители: до недавнего времени, чтобы сориентироваться среди огромного количества учреждений по подготовке водителей, приходилось пользоваться рекомендациями тех, кто уже прошёл обучение. Стоимость подготовки была везде примерно одинаковой, а вот качество – отличалось. Однако с тем, что обязательное обучение в автошколах теперь станет полезным, согласны далеко не все водители.
«Насколько я запомнил, обучение теории в автошколе – дело скучное, преподаватели просто сидят и зачитывают лекции по ПДД, которые в принципе любой человек способен выучить самостоятельно. Да и не все, что было заявлено в учебной программе, нам преподавали. Например, не было ни одного занятия по медицине. Чем водитель, который выучил правила ПДД дома, лучше водителя, который отмучился на этих лекциях, неясно. Единственное, что хорошо в этом законе: среди самих автошкол наведут порядок и останутся наиболее профессиональные. Судя по количеству водителей на дорогах, которые не хотят и не умеют ездить по правилам, такие меры давно назрели», — поделился воспоминаниями о недавнем обучении кемеровский автолюбитель Владимир Сергеев.
На правах роскоши
Когда депутаты Госдумы только готовились к принятию новых правил лицензирования автошкол и получения водительских прав, представители общественных организаций забили тревогу: при искусственно повышенном спросе на обучение и “чистке рядов” среди конкурентов цена на обучение в автошколах может резко возрасти. По информации экспертов, в Москве и Московской области цена на прохождение водительских курсов в скором времени может подняться до 90 тысяч рублей.
В провинции дела обстоят не лучше – если год-полтора назад обучение в автошколе стоило примерно 15-18 тысяч рублей, в мае этого года – 20-25 тысяч, то сейчас курсы вождения в большинстве учреждений стоят около 30 тысяч рублей. По словам Василия Сысоева, в ближайшие несколько месяцев автошколы могут поднять цены ещё выше – до 50-55 тысяч рублей: слишком ко многому обязывает учреждения новая программа обучения.
«Стандарты меняются, и школам придётся тратить всё больше средств, чтобы оставаться «на плаву», а единственный источник дохода в этом бизнесе – ученики. Например, в программу добавились курсы психологии и углубленный курс медицины (кстати, по моему личному мнению – абсолютно бесполезные для водителей в плане практических навыков): а значит — нужно нанимать преподавателей для ведения курсов, очень затратным становится содержание автодрома. Введение новых форм обучения, покупка роботизированных тренажёров – все то, что позволит автошколе развиваться и двигаться в ногу со временем, будет так или иначе оплачиваться учениками. И в этом плане кемеровские и новокузнецкие автошколы, кстати, оказываются в более выгодном положении, чем автошколы в небольших городах – те из-за повышения цен могут просто потерять клиентов», — рассказал Василий Сысоев.
Ситуация, подобная описанной руководителем кемеровской автошколы, постепенно начинает складываться во многих городах Кемеровской области. Сейчас из 104 кузбасских автошкол, когда-то получивших разрешение областного обрнадзора, лицензию по новым правилам удалось получить только пяти учреждениям, причём за пределами Кемерова – только Анжеро-Судженской автошколе. Какие-то из учреждений в других городах получат лицензию позже, когда представят проверяющим материально-техническую базу и документы, у некоторых шансы получить заветное разрешение почти равны нулю, а третья группа автошкол уже готовится к закрытию.
Так получилось с краснобродской «Автошколой» – единственной на посёлок с 11-тысячным населением и несколько ближайших пгт и деревень. В октябре инструкторы и преподаватели автошколы были уволены, филиал в посёлке Бачатском закрыт, а учреждение ликвидировано как юридическое лицо. «Автошкола» не прошла лицензирование по одному единственному пункту – автодром не соответствует новым стандартам.
“У нас большой автодром, хорошо оборудованный, единственное, что не заасфальтированный. В итоге школа оказалась перед выбором – или асфальтировать за свой счёт площадь в шесть тысяч квадратных метров, или уходить с рынка. Мы выбрали второе. В последние несколько лет мы стремились не снижать качество обучения и не повышать цену на обучение в автошколе. В итоге в этом году всё-таки подняли цену обучения до 20 тысяч и поток посетителей сразу уменьшился. В посёлках, где зарплаты намного ниже кемеровских, потратить 30 и больше тысяч на учёбу – слишком дорого”, — рассказала о причинах закрытия краснобродской «Автошколы» администратор заведения Евгения Бортник.
Впрочем, буквально через неделю после закрытия Краснобродской «Автошколы» на её месте появилось другое образовательное учреждение – кемеровская автошкола “За рулём”, которая успешно прошла лицензирование и решила открыть на базе бывшей Краснобродской автошколы свой филиал. Сотрудники там остаются всё те же: и преподаватели, и инструкторы, а вот краснобродские водители разницу почувствуют сразу после Нового года. По словам замдиректора автошколы “За рулём” Олии Ханановой, сейчас обучение стоит 21 тысячу рублей, а после Нового года ожидается рост госпошлины, к тому же предприятие взяло на себя обязательства всё-таки привести в порядок автодром.
Вполне возможно, что пример из Краснобродского — не единичный, и в процессе лицензирования освободившиеся после закрытия маленьких автошкол в кузбасской глубинке ниши будут занимать крупные кемеровские и новокузнецкие предприятия, открывая там свои филиалы. Причём для автолюбителей разница будет лишь в программе и цене обучения: инструкторы на дорогах останутся те же.
Итак, первые итоги реформы мы сможем наблюдать уже в ближайшем будущем – резкое повышение стоимости обучения и закрытие многих автошкол. А самое главное, до сих пор неясно – получит ли общество в конечном счёте то, ради чего затевались все эти изменения – диспицлинированных и грамотных автолюбителей. По словам Марины Кларисс, кемеровской автолюбительницы со стажем, новые правила получения водительских прав практически не оставляют возможности для попыток «купить права».
«Так или иначе водителям всё равно придётся отчитываться за количество прослушанных лекционных часов и «выкатанной» практической части занятий – просто прийти и сдать экзамены теперь невозможно, — рассказала Марина Кларисс. – Другое дело, что никто не сможет поголовно пересчитать – все ли ученики присутствуют в автошколах на занятиях и не ставят ли кому посещения просто так… Но такой подход к обучению вождению, во-первых, будет слишком дорогим для будущих автомобилистов, а во-вторых, убийственным по своим последствиям».
Фото: google.images, из личного архива М. Кларисс, В. Сысоева, В. Сергеева.
В новых правилах разбиралась Екатерина Бухтиярова.