В регионе кроме формального искусства практически ничего не происходит. То, что недавно было выставлено в Новокузнецке, можно назвать именно формальным представлением о современном искусстве. Об этом говорит и само название выставки – «Форма». Современное искусство, в первую очередь, это содержание, а не форма. В основном там участвовали члены Союза художников, они хорошие мастера, но дело не в этом. Дело в том, что такое искусство не актуально.
Традиционное искусство не внедряется и не формирует среду, оно просто взято из Советского Союза и перенесено сюда. Традиции эпохи возрождения, это прекрасно и замечательно, но это так называемое «станковое» искусство, которое переносится с места на место и само по себе является картиной или единицей скульптурного вида. К актуальному искусству прежде всего относится нонконформизм, если его нет, то нет чистки – нет хищников в лесу. В таком лесу ходят одни коровы, лес плесневеет, трухлявится и в нём ничего не происходит – жизни нет. Когда я рисую людей на улице, для меня это современное искусство, по причине того, что я внедряюсь в городскую среду. Я рыскаю по городу и собираю то, что актуально здесь и сейчас. Если какой-нибудь тинэйджер встретил меня в парке и я ему продал портретик за 50 рублей, для него это уже огромная актуальность. Для детей важно веянье времени, среда созревания, которой у нас нет. Среда у нас суррогатная, очень конформистская и прирученная.
Если на выставку приходит десять человек, нужна ли такая выставка? Я думаю, нет. Чтобы на выставку пришли тысячи, нужно делать что-то провокационное, свежее и настоящее. Все последние кемеровские выставки не становятся событиями, у нас что-то происходит на уровне театров, музыки, а в художественной среде – застой.